Отличие логистики от SCM

На рубеже XX - XXI вв. логистика претерпела существенные изменения, как в сфере реализации логистических технологий, так и в сфере целеполагания. Новое качество логистики было востребовано высокой конкуренцией на мировых рынках, выводом на рынок продуктов с относительно короткими жизненными циклами, а также постоянно растущими ожиданиями потребителей к качеству продукта и логистического сервиса. В последние 20-30 лет, в значительной мере за счет внедрения современных высоких технологий издержки изготовления продукции снизились насколько позволял нынешний этап научно-технического прогресса. Углубление специализации, как необходимый фактор данного явления, в свою очередь, предполагало адекватное развитие кооперации и интеграции хозяйствующих субъектов. Однако сфера обращения, даже при внедрении логистики как функционального менеджмента, отвечающего за управление материальным потоком и адекватными ему информацией и финансами в рамках воспроизводственного цикла отдельных фирм, не могла обеспечить уровень, аналогичный сфере производства.

Вот почему развитие такой логистической концепции, как Lean Production (LP) и принципа Just-in-Time («точно в срок»), в 1990-е гг. сложилось понятие управления цепями поставок (Supply Chain Management, или SCM).

Первоначально термин «управление цепями поставок» понимался как синоним терминов «логистика» и «логистический менеджмент». В последние годы толкование категории SCM претерпело изменение в сторону его трактовки как новой бизнес-концепции.

Цепь, состоящую из фокусной компании (производственной или коммерческой фирмы), а также ее поставщика и потребителя, называют прямой цепью поставок. Если к ним добавляются как минимум поставщик и потребитель II уровня, то говорят о расширенной цепи поставок. Максимальная цепь поставок включает всю совокупность хозяйствующих субъектов от начального поставщика до конечного потребителя.

Рассмотрение SCM-концепции только как интегрированной логистики, осуществляемой за пределами фокусной компании и включающей потребителей, поставщиков и контрагентов в значительной мере дезавуирует идею логистики как таковой и представляет «неинтегрированную» логистику всего лишь как совокупность транспортно-складских операций. Следует заметить, что такой логистика в течение достаточно длительного времени и оставалась. Потребовалась ситуация конца XX в., когда задача тотального управления ресурсо- и товародвижением в рамках прямых цепей поставок, оказалась практически неразрешимой.

Положительное восприятие SCM-концепции привело к пересмотру и определения логистики как таковой. Согласно определению Совета логистического менеджмента (США), данному в 1998 г., логистика определяется как часть процесса в цепях поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителей.

Таким образом, управление цепями поставок представляется категорией более глобальной, чем логистика. Уже не оспариваются ключевые бизнес-процессы SCM: управление взаимоотношениями с потребителями; обслуживание потребителей; управление спросом; правление выполнением заказов; управление производственными операциями; управление снабжением; управление проектированием продукта и его доведением до коммерческого использования; управление возвратными материальными потоками.

Пристальное рассмотрение этих бизнес-процессов делает несообразным рассмотрение и другого определения SCM. Согласно определению Европейской логистической ассоциации, управление цепью поставок – интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. Такой подход позволяет сделать вывод о том, что SCM, значительно повышая уровень компетентности «неинтегрированной» логистики, действительно ставит новые задачи перед логистическим менеджментом фирмы. Их решение потребует нового уровня взаимодействия логистического менеджмента и других видов функционального менеджмента фирмы. Однако ничего, выходящего за рамки не частных логистических концепций, а логистической парадигмы SCM не предлагает.

Неоднозначность соотношения категорий логистики и SCM, является следствием не до конца выясненного взаимоотношения между такими категориями как концепция и парадигма. Под парадигмой понимают совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе. В общепринятом смысле концепция – ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явлении; рождение идеи, основной мысли.

Сравнивая содержание интегральной логистической концепции и SCM-концепции, следует отметить их качественную схожесть и количественное различие масштаба задач (при явном превосходстве SCM-концепции). Эти количественные различия, несомненно, приведут ик качественным изменениям. Если управление прямойцепью поставок возможно в рамках микрологистической системы, то переход к расширенной цепи поставок потребует интеграции в масштабе мезологистических систем. Эффективное же управление максимальной цепью поставок потребует обязательной интеграциив масштабе макрологистической системы, при этом многие проблемы перерастут собственно логистический аспект и примутмакроэкономический характер.

Логистика же, на данном этапе сохранит свой парадигмальный характер как ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской деятельности и будет функционально включать в себя логистический менеджмент и управление цепями поставок. Впрочем, мы не исключаем в дальнейшем появление SCM-парадигмы, а, значит, и нового направления функционального менеджмента фирмы.[10]

 

Сущность метода

Управление цепочками поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия «управления цепочками поставок» является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание. [9]

Управление цепочками поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

Сущность анализа логистических цепочек очень проста и сводится к ряду очевидных фактов:

- стоимость товара формируется на протяжении всей логистической цепочки, а сказывается самым критическим образом только на последней стадии - при продаже конечному потребителю

- на стоимости товара критическим образом сказывается «общая эффективность операций», в том числе транспортных и маркетинговых, по всей логистической цепочке, а не только на пути конкретной продажи

- наиболее управляемыми, с точки зрения стоимости. являются как раз начальные стадии - стадии производства товара, а наиболее чувствительными - последние - продажные.[1]

Сфера применения

Что бы более точно определить возможности SCM, выделим две группы вопросов, которые могут решать эти системы: операционные и тактические.

1.   Операционные вопросы связаны с текущей деятельностью предприятия, повседневные действия.

- Закупки, снабжение производства. Для ведения основного бизнеса и его поддержки организации постоянно требуются различные материалы и ресурсы, как непосредственно для самого производства, так и для организации деятельности организации в целом (канцелярские товары, оргтехника). Здесь SCM решает задачи взаимодействия с поставщиками - их поиск, оформление заказа, расчеты. Это может решаться с помощью специальных систем e-procurement и виртуальных торговых площадки. Как правило, электронные площадки являются отраслевыми, т.е. на них происходят сделки в рамках одной отрасли (металлургия, фармацевтика и пр.)

Обычно электронные площадки реализуются на базе Интернет-технологий, а в качестве модуля для работы с площадкой может использоваться стандартный Web-браузер, интеграция с внутренними базами данных осуществляется с помощью XML. 

Заметим, что здесь у SCM должен существовать аналитический модуль, который позволяет закупщику определить, что и сколько закупать для непосредственного производства. Такие выводы делаются на основе данных по прогнозу спроса на готовую продукцию компании (интеграция с CRM) и информации по мощностям производства - насколько они сейчас загружены, сколько и за какое время мы производим готовой продукции (интеграция с ERP). Основываясь на таких данных, SCM система может автоматически осуществлять закупки, сводя человеческие действия к минимуму.

- Управление складами. Специальная система позволяет накапливать и отражать данные о количестве и размещении товара на каждом складе. Система контролирует все складские процессы: ожидание приемки товаров, подготовка склада, при хранении помогает учитывать особенности, как самого склада, так и характеристики товара. Помогает информировать каждого рабочего склада о его задачах (для этого используется радиоаппаратура).

- Управление логистикой, оптимизация транспортных операций. Позволяет рассчитать стоимости перевозки различными средствами транспорта, агрегирование таможенных затрат, погрузочно-разгрузочных работ, отслеживание сроков перевозок и пр. Одна из задач системы - показать менеджеру, где находится товар сроки доставки и пр.

Сбыт, работа с дистрибьюторами. Могут так же, как и в случаи со снабжением, использоваться специальные виртуальные торговые площадки для работы с дистрибьюторами, через которые проходят их заказы и взаиморасчеты. Так же SCM система может обеспечивать индивидуальный контроль за каждым дистрибьютором и мониторинг его прибыльности и надежности.

При интеграции всех этих подсистем достигается синергетический эффект, и именно в этом случае систему SCM можно назвать полноценной и максимально эффективной. Ко всему прочему, в системах SCM должен присутствовать модуль, который позволял бы собирать, обрабатывать и анализировать всю информацию, относящуюся к движению товара по всей цепочки поставок - от поставщиков до конечного потребителя. Здесь должны отражаться данные о свойствах товара, время его прохождения между субъектами, затраты на перемещение/складирования и пр.

2.   Тактические вопросы, определяющие относительно глобальные позиции по производству и поставкам.

- Логистика и определение местонахождения звеньев цепочки поставок. Подсистема позволяет выработать транспортные маршруты и планировать территориальное расположение самого производственного цеха, складских помещений для материалов и сырья, а также для готовой продукции. Для этого в системе обычно используются специальный пакет для работы с электронными географическими картами. Соответственно решения будут применяться исходя из территориального нахождения рынка сбыта и рынка поставщиков, а также затрат на логистику.

- SCM система может помочь определить оптимальный будущий выпуск продукции, и принимать соответствующие тактические решения о производственных мощностях и расширении производства. Опять же основываясь на данных по спросу на продукцию и предложении от поставщиков.

- Как логическое продолжение - система должна определять структуру запасов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек, учитывая поддержку бесперебойного производства и отгрузку готового товара. Здесь система реализует старомодную стратегию JIT (Just In Time - точно во время).[12]

Также SCM системы могут быть полезными при разработке маркетологами ценовой политики, в том смысле, что система может реально оценить себестоимость продукции. Поскольку полномасштабная SCM система «видит» весь процесс преобразования сырья/материалов в конечный продукт она может оценить ту добавочную стоимость, которая была создана в ходе производства, разделить косвенные и прямые затраты.

В конечном итоге целью внедрения систем класса SCM является повышение прибыльности компании, путем улучшения конкурентоспособности или, как принято говорить в рамках стратегического управления, стержневой компетентности. Это достигается двумя путями. Во-первых, SCM система позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании. Если же CRM-система говорит нам о том, что и когда требуют наши клиенты, SCM система позволяет определить что и когда мы должны произвести и закупить, чтобы удовлетворить этот спрос. Во-вторых SCM система позволяет значительно снизить затраты на логистику и закупки. В общей стоимости товара такие затраты (конечно это зависит от отрасли) обычно лежат в пределах 10%-15%. Современные системы электронных закупок и информационные системы управления складами и логистикой позволяют в ряде случаев снизить их до 1%-2%.[2]

Цепочка поставок представляет множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут целиком принадлежать одной организации, другие – компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Таким образом, в цепочку поставок обычно входят несколько организаций. Стремительное развитие рынка, ужесточение конкуренции, требование улучшения качества сервиса клиентов, ставят перед компаниями новые задачи. Чтобы сохранить конкурентоспособность и усилить свои преимущества, современному предприятию необходимо оптимизировать все процессы создания стоимости - от поставки сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя.

Особенность концепции SCM – синхронизация основных бизнес –процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей логистической цепи.

Для крупного предприятия построение SCM означает передачу значительной части основных (технологических) и обеспечивающих (сервисных) процессов своим партнёрам по бизнесу на долговременной основе.

Система SCM создаётся для долговременного сотрудничества, имеет относительную структуру сети и производственную программу. В ней чётко определенны исполнители работ и виды производимой продукции на длительный период времени. Цель SCM – создание системы взаимодействия предприятий, направленной на повышение качества планирования и управления за счёт единых информационных каналов, синхронизацию процессов, совместное планирование спроса и запасов.[7]

Управление цепочкой поставок включает в себя следующие этапы:

- Планирование. В рамках этого процесса выясняются источники поставок, производится обобщение и расстановка приоритетов в потребительском спросе, планируются запасы, определяются требования к системе дистрибуции, а также объемы производства, поставок сырья/материалов и готовой продукции. Задача производить самостоятельно или покупать должна решаться на этом этапе. Решения, относящиеся ко всем видам планирования ресурсов и к управлению жизненным циклом товара, принимаются также на этой стадии.

- Закупки. В данной категории выявляются ключевые элементы управления снабжением, производится оценка и выбор поставщиков, проверка качества поставок, заключение контрактов с поставщиками. Также сюда относятся процессы, связанные с получением материалов: приобретение, получение, транспортировка, контроль, постановка на хранение. Важно заметить, что действия по управлению поставками товаров и услуг должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

- Производство. К этому процессу относятся производство, выполнение и управление структурными элементами производства, подразумевающими контроль за технологическими изменениями, управлением производственными мощностями, производственными циклами, качеством производства, графиком производственных смен и т.д. Определяются также и специфические процедуры производства: собственно производственные процедуры и циклы, контроль качества, упаковка, хранение и выпуск продукции (внутризаводская логистика).

- Доставка. Данный процесс состоит из управления заказами, складом и транспортировкой. Управление заказами включает создание и регистрацию заказов, формирование стоимости, выбор конфигурации товара, а также создание и ведение клиентской базы, наряду с поддержанием базы данных по товарам и ценам, и управление дебиторами и кредиторами. Управление складом предполагает набор действий по подбору и комплектации, упаковке, созданию специальной упаковки для клиента и отгрузке товаров. Инфраструктура управления транспортировкой и доставкой определяется правилами управления каналами и заказами, регулированием товаропотоками для доставки и управлением качеством доставки.

- Возврат. В контексте этого процесса определяются структурные элементы возвратов товара (дефектных, излишних, требующих ремонта) как от производства к закупкам, так и от доставки: определение состояния продукта, его размещение, запрос на авторизацию возврата, составление графика возвратов, направление на уничтожение и переработку. К этим процессам также относятся некоторые элементы послепродажного обслуживания.[5]

По данным крупнейших аналитических компаний («AMR Research», «Forrester Research»), благодаря SCM компании получают следующие конкурентные преимущества: увеличение прибыли от 5% до 15%; уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20% до 40%; сокращение времени выхода на рынок от 15% до 30%; сокращение закупочных издержек от 5% до 15%; уменьшение складских запасов от 20% до 40%; сокращение производственных затрат от 5% до 15%.

Реализованные проекты по внедрению концепции SCM показали возможность:

- снижения уровня запасов до 60%;

- сокращение времени изготовления за счёт согласования процессных цепей до 50%:

- рост прибыли до 30% за счёт оптимизации процесса создания стоимости и снижения транзакционных издержек:

- повышения качества продукции на 30%;

- увеличение оборота и доли рынка на 55% за счёт улучшения реакционной способности системы и изменения отношений с клиентами.

В целом скорость прохождения заказа увеличивается в 6 раз и в 2 раза повышается удовлетворённость клиентов параметрами логистического сервиса. Однако есть и свои недостатки точнее сложности, которые придётся учитывать. Во-первых, высокие затраты на информационные технологии (одноформатность), а во вторых высокая степень зависимости от партнёров по кооперации.[8]

Переход от продажи оптом к торговле в розницу и от массового обслуживания к индивидуальному сервису и способность управлять поставками огромного количества мелких партий плюс индивидуализация отношений с заказчиками – современные критерии успеха.

Выделяют следующие области применения средств управления логистическими цепочками в бизнесе:

1) непрерывное производство (process, asset-intensive);

2) производство на склад (discrete, make-to-stoсk);

3) производство на заказ (discrete, make-to-order);

4) сборка на заказ (discrete, assemble-to-order);

5) розничная торговля (retail);

6) сервис-ориентированный бизнес (service-intensive);

7) дистрибуция (distribution). [5]

Сама по себе логистическая цепочка представляет собой весьма интересный инструмент управления бизнесом. Но кроме того, с использованием соответствующих финансовых инструментов возможно создание «виртуального бизнеса» из распределенной системы нескольких компаний, охватывающего полный жизненный цикл товара, или, наоборот, разделение одной компании на несколько «виртуальных бизнесов». При этом для каждого «виртуального бизнеса» возможно поддержание полного спектра «виртуальных систем управления», характерных для единой компании.

Примеры типичных вопросов, решаемых системой управления логистическими цепочками:

- Какова должна быть структура дистрибуции, система складов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек?

- Каким образом оптимизировать схему доставки товара на данный виртуальный рынок или как управлять «цепочкой добавочной стоимости»?

- Где производить товар для поставки на конкретный региональный рынок и как организовать систему поставок на данный рынок?

Суть анализа логистических цепочек очень проста. Он позволяет обнаружить ряд очевидных (но не тривиальных) фактов. Стоимость товара формируется на протяжении всей логистической цепочки, но самым критическим образом сказывается на бизнесе только на последней стадии, при продаже конечному потребителю. На стоимости товара очень сильно отражается «общая эффективность операций», в том числе транспортных и маркетинговых, по всей логистической цепочке, а не только на этапе конкретной продажи. Наиболее управляемыми с точки зрения стоимости являются начальные стадии – стадии производства товара, а наиболее чувствительными – последние, связанные с продажей.[13]

Управление цепями поставок охватывает все сферы логистики:

Снабжение (планирование и управление закупками)

Внедрение информационных систем управления поставками способствует снижению расходов на закупки путем консолидации потребностей подразделений, сокращения разовых закупок, оптимизации цен, сокращения закупочных циклов за счет автоматизации рутинных операций.

- Разработка оптимальных схем поставок и распределения товаров в сбытовой сети. Оптимизация процесса выбора поставщиков с учетом цен, скидок, отсрочек, дисциплины поставок, региона и структуры сбытовой сети. Разработка методики диспетчеризации потоков продукции / товаров.  

- Внедрение автоматизированных систем управления взаимоотношениями с поставщиками, в том числе внедрение интернет-порталов для улучшения взаимодействия с поставщиками, консолидации поставок.

- Интеграция приложений управления поставками с ERP-системами, обеспечивающими задачи учета закупочных договоров, контроля их исполнения и оплаты закупок материалов и услуг.

Планирование и управление запасами

Оптимизация процесса управления запасами позволяет компании снизить уровень упущенных продаж, связанных с временным отсутствием товаров в сбытовой сети компании, а также сократить издержки неоптимальной загрузки складов.

- Разработка и внедрение методов планирования и распределения запасов, системы нормативов для управления запасами, системы контроля дефицита и излишков для различных ассортиментных групп.

- Внедрение приложений управления страховыми запасами и планирования цепочки поставок. Интеграция этих приложений с ERP, WMS-системами, информационно-аналитическими хранилищами данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: