Методические указания по оформлению отчета и дневника по производственной (педагогической) практике

 

Руководители практики в процессе консультирования магистрантов во время прохождения педагогической практики используют следующие методы обучения: исследовательский (магистранты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения); эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя магистранты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу).

Магистранты в ходе прохождения практики и при написании итогового отчета по практике могут использовать такие научно-исследовательские методы, как метод анализа и синтеза, методы наблюдения, сравнения, группировки и др.

Порядок прохожденияпедагогической практикипредполагает:

­ ознакомление со структурой образовательного процесса в высшем учебном заведении и правилами ведения преподавателем отчетной документации;

­ ознакомление с программой и содержанием читаемого курса;

­ ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий;

­ самостоятельную подготовку планов и конспектов лекций;

­ подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;

­ разработку содержания учебного материала на современном научно-мето-дическом уровне;

­ методически правильное проведение различных видов учебных занятий (лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия);

­ осуществление научно-методического анализа проведенных занятий.

Основными направлениями деятельности, осуществляемыми магистрантами в период педагогической практики, являются аудиторная и внеудиторная работа по выбранным дисциплинам.

Аудиторная работа предполагает ознакомление с системой учебно-образовательной работы ВУЗа, формирование и конкретизацию обучающих и развивающих целей обучения, изучение методики и техники проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий, реализацию возрастного и индивидуального подхода к студентам, приобретение навыков самостоятельной педагогической деятельности и создания творческой атмосферы обучения.

Внеаудиторная работа заключается в изучении системы внеаудиторной работы по специальным дисциплинам в ВУЗе, анализ опыта внеаудиторной работы преподавателей ВУЗа по специальным дисциплинам.

Принципиальные подходы к прохождению программы педагогической практики:

Научность – формирование содержания и построение занятий магистрантами с учетом закономерностей педагогики и психологии, современных требований дидактики;

Креативность – актуализация и стимулирование творческого подхода магистрантов к проведению занятий с опорой на развитие студентов как субъектов образовательного процесса;

Учет научных интересов магистрантов – практика предусматривает проведение занятий, разработку учебных материалов по дисциплинам, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов.

Программа педагогической практики предусматривает разнообразные обязательные формы ее прохождения. Кроме того, магистрант может выбрать по согласованию с научным руководителем дополнительные формы прохождения педагогической практики, наиболее полно соответствующие его научным интересам и планам личного развития.

Педагогическая практика магистрантов может проходить в следующих формах:

­ участие в подготовке лекции по теме, определенной научным руководителем и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

­ подготовка и проведение семинара, практических занятий, лабораторных работ по теме, определенной научным руководителем и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

­ подготовка кейсов, материалов для практических работ, составление задач, хозяйственных ситуаций, тестов и т.д. по заданию научного руководителя;

­ участие в проведении деловой игры для студентов;

­ участие в проверке контрольных и курсовых работ, отчетов по практикам обучающихся в бакалавриате;

­ другие формы работ, определенные научным руководителем.

Последовательность действий магистранта по выполнению обязательных и дополнительных форм прохождения педагогической практики, основные требования к объему и содержанию запланированных видов работ обобщены в таблице 1.

Таблица 1Возможные формы прохождения педагогической практики обучающихся в рамках направления 38.04.02 «Менеджмент» магистерские программы 38.04.02 «Инновационный менеджмент», 38.04.02.10 «Менеджмент спортивной индустрии», 38.04.02.11 «Управленческий консалтинг»

 

Форма

прохождения

практики

    Порядок действий магистранта   Объем занятий и требования к учебным материалам Методические рекомендации по выполнению предусмотренных видов работ

I. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ

1.1. Подготовка и проведение учебных занятий (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий) со студентами

1. Выбрать дисциплины, по которым планируется подготовить конспекты лекций или проведение практических занятий

2. Согласовать с научным руководителем тему в рамках данной дисциплины.

3. Подготовить конспекты лекций

4. Подготовить план занятия и комплект раздаточных материалов и утвердить их у научного руководителя. Провести семинар или практическое занятие

5. Провести самоанализ по предусмотренным вопросам (стр.10). настоящей Программы практики)

6.Получить отметку руководителя практики

 

Две лекции, три семинара (практических занятия). Конспекты лекций (10-25 стр.), в т.ч. мультимедийные слайды. Комплект методических материалов (8-10 стр.), тесты, задачи и хозяйственные ситуации. Ответы на вопросы. Дневник прохождения практики, раздел 3. Программа прохождения педагогической практики (п.9.1) и консультации с руководителем педагогической практики в установленные сроки
1.2. Подготовка кейсов

1. Выбрать дисциплины из учебного плана подготовки бакалавров или магистров

2. Подобрать материал из специальной литературы, освещающий одну из тем (проблем) выбранной дисциплины

3. Написать основной текст кейса

4. Подготовить методическую записку по использованию и анализу кейса

5. Получить отметку руководителя практики

 

Три мини-кейса (1–2 абзаца); Две кейс-истории (1–2 стр.). Методическая записка (1–3 стр.). Дневник прохождения практики, раздел 3. Программа прохождения педагогической практики (п.9.2) и консультации с руководителем педагогической практики в установленные сроки  

II. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ (по выбору)

2.1. Разработка разделов нового спецкурса

1. Выбрать тематику спецкурса, связанную с программой подготовки бакалавров или магистров

2. Согласовать выбранную тематику с научным руководителем

3. Разработать разделы программы спецкурса и методические материалы к ним

4. Получить отметку руководителя практики

 

Один-два раздела. Программы спецкурса и методические материалы (5 стр.).   Дневник прохождения практики, раздел 3. Программа прохождения педагогической практики (п.9.3) и консультации с руководителем педагогической практики
2.2. Выполнение социальных исследовательских проектов

1. Получить задание на выполнение проекта

2. Собрать необходимые данные

3. Обобщить данные в отчете о выполненном исследовании

4. Получить отметку руководителя практики

 

Отчет о выполненном исследовании (10-12 стр.).   Дневник прохождения практики, раздел 3. Программа прохождения педагогической практики (п.9.4) и консультации с руководителем педагогической практики
2.3. Прочие виды работ (участие в проведении деловой игры, проверка курсовых работ, контрольных работ и отчетов по практике)  

1. Получить задание на выполнение работы

2. Принять участие в проведении деловой игры

3. Проверить курсовые работы

4. Проверить отчеты по практике

5. Получить отметку руководителя практики

Материалы для проведения деловой игры. Отзыв на курсовую работу. Рецензия на контрольную работу. Рецензия на отчет по практике. Дневник прохождения практики, раздел 3. Консультации с руководителем педагогической практики
         

 

План-конспектучебного занятия разрабатывается в соответствии с его видом (лекция, семинар, практические или лабораторные занятия) обучающимся. Обязательными составными частями плана-конспекта учебного занятия являются:

1. Титульный лист, на котором указывается учебная дисциплина, тип проводимого занятия, тема занятия в соответствии с Рабочей программой дисциплины, целевая аудитория (факультет, курс, группа), автор плана-конспекта, научный руководитель.

2. Цели (образовательные, развивающие и т.д.) проведения учебного занятия, которые ставит практикант для студенческой аудитории.

3. План, включающий в себя вопросы, подлежащие рассмотрению на учебном занятии.

4. Литература, использованная магистрантом при подготовке к учебному занятию.

5. Текст лекций, материалы для практических работ (задачи, тесты, хозяйственные ситуации).

6. Приложения в виде учебных материалов (телекарты, мультимедийные слайды, презентации и др.).

7. Самоанализ проведённых учебных занятий содержит ответы на следующие вопросы:

Целенаправленность. Удалось ли магистранту достичь в ходе проведения занятия поставленных перед собой учебно-методических и развивающих целей?

Содержание. Решены ли магистрантом задачи трансляции содержания учебного материала?

Методическая работа. Удалось ли реализовать в ходе проведения учебного занятия выбранные студентом-практикантом методы обучения?

Взаимодействие со студентами. Удалось ли установить психологический контакт с аудиторией, учесть индивидуальные коммуникативные и эмоциональные особенности учащихся, достичь открытого и справедливого взаимодействия со всеми студентами?

Выводы. Общая оценка успешности проведённого занятия, анализ затруднений в его подготовке и проведении, поиск их причин и путей преодоления, выработка направлений профессионального самосовершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: