При оценке качества лекции внимание должно быть обращено на следующее:
1. Научность содержания.
2. Выразительность и доступность речи.
3. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.
4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.
5. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.
6. Воздействие личности лектора на аудиторию.
Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (см. схему).
Схема анализа лекции (по А.М. Дикунову). Общие вопросы:
1. Присутствующие:
2. Ф.И.О. преподавателя –
3. Дата посещения, время:
4. Специальность, предмет:
5. Количество студентов на лекции –
6. Тема лекции:
№ | Что оценивается | Качественная оценка | Баллы |
1. Содержание | |||
1 | Научность | a) в соответствии с требованиями b) популярно c) ненаучно | 5 3 2 |
2 | Проблемность | a) ярко выражена b) отсутствует | 5 2 |
3 | Сочетание теоретического с практическим | a) выражено достаточно b) представлено частично c) отсутствует | 4 3 2 |
4 | Доказательность | a) убедительно b) декларативно c) бездоказательно | 5 3 2 |
5 | Связь с профилем подготовки специалиста | a) хорошая b) удовлетворительная c) плохая | 5 3 2 |
6 | Структура лекции | a) чёткая b) расплывчатая c) беспорядочная | 5 3 2 |
7 | Воспитательная направленность | a) высокая b) средняя c) низкая | 4 3 2 |
8 | Соответствие учебной программе | a) полностью соответствует b) частично соответствует | 5 3 |
9 | Использование времени | a) используется рационально b) излишние траты на организационные моменты c) время используется не рационально | 5 3 2 |
2. Изложение материала лекции | |||
1 | Метод изложения | a) проблемный b) частично-поисковый c) объяснительно-информационный | 5 4 3 |
2 | Использование наглядности | a) используется в полном объёме b) используется недостаточно c) не используется | 5 3 2 |
3 | Владение материалом | a) свободно владеет b) частично пользуется конспектом c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту | 5 3 2 |
4 | Уровень новизны | a) в лекции используются последние достижения науки b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны c) новизна материала отсутствует | 5 4 2 |
5 | Реакция аудитории | a) повышенный интерес b) низкий интерес | 4 2 |
3. Поведение преподавателя | |||
1 | Манера чтения лекции | a) увлекательная, живая b) увлекательность и живость выражены ярко c) монотонная, скучная | 5 3 2 |
2 | Культура речи | a) высокая b) средняя c) низкая | 5 3 2 |
3 | Контакт с аудиторией | a) ярко выражен b) недостаточный c) отсутствует | 5 3 2 |
4 | Манера держать себя | a) умеренно выражена мимика и жестикуляция b) избыточная мимика и жестикуляция c) суетливость и беспорядочность движений | 5 3 2 |
5 | Внешнее проявление психического состояния | a) спокойствие и уверенность b) некоторая нервозность c) выраженная нервозность | 4 3 2 |
6 | Отношение преподавателя к слушателям | a) в меру требовательное b) слишком строгое c) равнодушное | 4 3 2 |
7 | Такт преподавателя | a) тактичен b) бестактен | 4 2 |
8 | Внешний облик | a) опрятен b) неряшлив | 4 2 |
Шкала итоговой оценки: 100 – 90 – отлично;
89 – 90 – хорошо;
79 – 70 – удовлетворительно;
менее 70 – плохо
При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.
Приложение 4
ПРИМЕР МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема семинарского занятия.
Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса….., темы……, проблемы учебного предмета….., овладение научно-теоретической и конструктивной методологией.
Задачи семинарского занятия:
1. Образовательные:
· расширение общего научного кругозора;
· углубление самостоятельного изучения студентами отдельных, основных или наиболее важных тем курса;
· формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;
· овладение методикой конкретной науки;
· выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.
2. Развивающие:
· развитие умений доказать, обобщать;
· умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;
· развитие эмоций, чувств;
· развитие волевых усилий;
· развитие памяти;
· совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.
3. Воспитывающие:
· формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования.
Вид семинара.
Организационно-методические указания. В этом разделе плана семинарского занятия указывается порядок проведения семинара, продолжительность выступлений (докладов, сообщений) студентов,
порядок консультаций в период подготовки.
Организация семинара
· Вступительное слово преподавателя. (Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинарского занятия).
· Заслушивание рефератов, докладов.
· Вопросы участникам семинара.
· Выступление студентов.
· Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.
· Заключительное слово автора реферата или доклада.
· Заключительное слово преподавателя, проводившего семинар.
· Оценочные суждения студентов, преподавателя.
Порядок использования информационных технологий, наглядных пособий, дополнительной научной и справочной литературы.
Список литературы с комментарием.