Схема анализа лекционного занятия

 

При оценке качества лекции внимание должно быть обращено на следующее:

1. Научность содержания.

2. Выразительность и доступность речи.

3. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.

4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.

5. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.

6. Воздействие личности лектора на аудиторию.

Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (см. схему).

Схема анализа лекции (по А.М. Дикунову). Общие вопросы:

1. Присутствующие:

2. Ф.И.О. преподавателя –

3. Дата посещения, время:

4. Специальность, предмет:

5. Количество студентов на лекции –

6. Тема лекции:

Что оценивается Качественная оценка Баллы

1. Содержание

1 Научность a) в соответствии с требованиями b) популярно c) ненаучно 5 3 2
2 Проблемность a) ярко выражена b) отсутствует 5 2
3 Сочетание теоретического с практическим a) выражено достаточно b) представлено частично c) отсутствует 4 3 2
4 Доказательность a) убедительно b) декларативно c) бездоказательно 5 3 2
5 Связь с профилем подготовки специалиста a) хорошая b) удовлетворительная c) плохая 5 3 2
6 Структура лекции a) чёткая b) расплывчатая c) беспорядочная 5 3 2
7 Воспитательная направленность a) высокая b) средняя c) низкая 4 3 2
8 Соответствие учебной программе a) полностью соответствует b) частично соответствует 5 3
9 Использование времени a) используется рационально b) излишние траты на организационные моменты c) время используется не рационально 5 3 2

2. Изложение материала лекции

1 Метод изложения a) проблемный b) частично-поисковый c) объяснительно-информационный 5 4 3
2 Использование наглядности a) используется в полном объёме b) используется недостаточно c) не используется 5 3 2
3 Владение материалом a) свободно владеет b) частично пользуется конспектом c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту 5 3 2
4 Уровень новизны a) в лекции используются последние достижения науки b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны c) новизна материала отсутствует 5 4 2
5 Реакция аудитории a) повышенный интерес b) низкий интерес 4 2

3. Поведение преподавателя

1 Манера чтения лекции a) увлекательная, живая b) увлекательность и живость выражены ярко c) монотонная, скучная 5 3 2
2 Культура речи a) высокая b) средняя c) низкая 5 3 2
3 Контакт с аудиторией a) ярко выражен b) недостаточный c) отсутствует 5 3 2
4 Манера держать себя a) умеренно выражена мимика и жестикуляция b) избыточная мимика и жестикуляция c) суетливость и беспорядочность движений 5 3 2
5 Внешнее проявление психического состояния a) спокойствие и уверенность b) некоторая нервозность c) выраженная нервозность 4 3 2
6 Отношение преподавателя к слушателям a) в меру требовательное b) слишком строгое c) равнодушное 4 3 2
7 Такт преподавателя a) тактичен b) бестактен 4 2
8 Внешний облик a) опрятен b) неряшлив 4 2

 

Шкала итоговой оценки: 100 – 90 – отлично;

89 – 90 – хорошо;

79 – 70 – удовлетворительно;

менее 70 – плохо

При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.

При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.



Приложение 4

ПРИМЕР МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема семинарского занятия.

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса….., темы……, проблемы учебного предмета….., овладение научно-теоретической и конструктивной методологией.

Задачи семинарского занятия:

    1. Образовательные:

· расширение общего научного кругозора;

· углубление самостоятельного изучения студентами отдельных, основных или наиболее важных тем курса;

· формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;

· овладение методикой конкретной науки;

· выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

    2. Развивающие:

· развитие умений доказать, обобщать;

· умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;

· развитие эмоций, чувств;

· развитие волевых усилий;

· развитие памяти;

· совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.

 

    3. Воспитывающие:

· формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования.

Вид семинара.

Организационно-методические указания. В этом разделе плана семинарского занятия указывается порядок проведения семинара, продолжительность выступлений (докладов, сообщений) студентов,

порядок консультаций в период подготовки.

Организация семинара

· Вступительное слово преподавателя. (Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинарского занятия).

· Заслушивание рефератов, докладов.

· Вопросы участникам семинара.

· Выступление студентов.

· Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.

· Заключительное слово автора реферата или доклада.

· Заключительное слово преподавателя, проводившего семинар.

· Оценочные суждения студентов, преподавателя.

Порядок использования информационных технологий, наглядных пособий, дополнительной научной и справочной литературы.

Список литературы с комментарием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: