Студент должен знать: сущность современных подходов к менеджменту; национальные особенности менеджмента.
Методические указания
При изучении темы следует, прежде всего, изучить современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный.
Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые попытались определить функции менеджмента. Однако они рассматривали эти функции как независимые друг от друга. В противоположность этому процессный подход рассматривает функции управления, как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, работа по достижению целей с помощью других, т. е. это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями, сумма всех этих функций представляет собой процесс управления. Анри Файоль выделял пять функций управления «Управлять - означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
|
|
б
Системный подход к менеджменту - это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются не просто системами, а открытыми системами.
Ситуационный подход состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могу г очень сильно отличаться друг' от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие как планирование или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.
Изучая национальные особенности менеджмента, необходимо изучить, прежде всего, суть американской и японской модели менеджмента.
Характеристика основных типов организаций (по У. ОУЧИ)
Организация типа «А» (американская модель) | Организация типа «J» (японская модель) | Организация типа «Z» (маркетинговая модель) |
1. Найм работников на относительно короткое время | Пожизненный найм работников | Долгосрочный найм |
2. Индивидуальное принятие решений | Коллективное принятие решений | Коллективное принятие решений |
3. Индивидуальная ответственность | Коллективная • ответственность | Индивидуальная ответственность |
4. Быстрое развитие и продвижение | Медленное развитие и продвижение | Медленное развитие и продвижение |
5. Механизм явного точного контроля | Механизм косвенного контроля | Косвенный неформальный контроль с точными формализованными критериями |
6. Способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали) | Способствование развитию неспециализированной карьеры работников (диверсификационный подход) | Умеренное специализирование карьеры работников |
7. Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как к таковому | Холистический (целостный) подход к работнику как к личности | Холистический подход, включая семью |
Изучая проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России, необходимо уяснить, что для того, чтобы выйти на намеченный рубеж, необходимо сосредоточить усилия на трех главных направлениях.
|
|
1. Комплексной автоматизации производственных процессов.
2. Совершенствовании форм и методов управления, включая орга
низацию производства и развитие технико-технологической базы.
3. Развитии кадрового потенциала при одновременном повышении
квалификации, активности и лояльности каждого работника.
Основные направления развития российской системы управления
Характеристика российской модели управления:
1.Создание новых форм организаций (корпорации, холдинги, ассоциации и др.)
2.Концентрация производства
3.Создание малых предприятий
4.Ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований
5.Увеличение затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг
6.Комплексная автоматизация и компьютеризация производственных процессов
7.Создание адаптивных производственных систем нового поколения, работающих в режиме нововведенческого конвейера
8.Повышение качества и надежности новых изделий
9.Разработка стратегии и тактики борьбы за лидерство
10.Определение приоритетных областей инвестиций
11.Совершенствование форм и методов управления
12.Развитие кадрового потенциала
13.Нововведение, интеграция, интернационализация
14.Диверсификация производства
15.Децентрализация и сокращение уровней в аппарате управления
Развитие интеграционных процессов в управленческой деятельности
Вопросы дли самоконтроля
1. Что представляет из себя количественный подход в менеджменте?
2. Сущность процессного подхода в менеджменте.
3. Сущность систематического подхода в менеджменте.
4. Сущность ситуационного подхода в менеджменте.
5. Особенности американской системы менеджмента.
6. Особенности японской системы менеджмента.
7. Проблемы менеджмента в условиях современной России.
Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации
Студент должен знать: основные типы структур организации; органы управления; внешнюю и внутреннюю среду организации.
Уметь: составлять заданную структуру организации; определять преимущества и недостатки каждого типа структур.