Памятка для студентов

Для успешного выполнения заданий необходимо усвоить следующий материал программы дисциплины «Русский язык и культура речи»:

1. Языковая норма. Виды норм. Понятие речевой ошибки.

2. Акцентологические и орфоэпические нормы в современном русском языке. Особенности русского ударения. Обязательные и вариантные нормы.

3.Морфологические нормы в современном русском языке. Вариативность падежных окончаний.

4.Орфографические нормы.

5.Лексические нормы в современном русском языке. Правила употребления синонимов, антонимов...

6. Синтаксические нормы русского языка. Правила построения словосочетаний и предложений. Прямой порядок слов в предложениях.

7. Организация сложного предложения. Строение деепричастного оборота. Употребление предлогов в предложениях.

8. Стилистические нормы. Особенности функциональных стилей, цели и условия общения.

Основная учебная литература

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2011. – 544 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие / И. Б. Голуб. – М.: ЛОГОС, 2010. – 432 с.

4. Демидова, А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы [Текст] / А.К. Демидова. – М.: Наука, 2010. – 210 с.

5. Культура русской речи [Текст]: учебник для вузов / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяевой. – М.: Изд-во НОРМА, 2009. – 560 с.

6. Русский язык для студентов-нефилологов [Текст]: учебное пособие / М. Ю. Федосюк, Т. А. Ладыженская, О. А. Михайлова, Н. А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 256 с.

7. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для вузов / под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2009. – 413 с.

Справочная литература

1. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка [Текст] / К. С. Горбачевич. – М., 2009.

2. Ефремова, Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. – М., 2009.

3. Зарва, М. В. Русское словесное ударение [Текст]: словарь / М. В. Зарва. – М., 2009.

 4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2011.

5. Резниченко, И. Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы [Текст] / И. Л. Резниченко. – М., 2009.

6. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М., 2009.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое культура речи и каковы её компоненты?

2. В чем состоит сущность языкового, коммуникативного и этического компонентов культуры речи?

3. Дайте определение понятия «норма литературного языка». Перечислите разновидности норм.

4. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические нормы литературного языка.

5. Каковы функции норм?

6. Что представляет собой идеальная языковая норма? Почему она труднодостижима?

7. На какие две группы делится лексика русского языка с точки зрения её происхождения? Какие слова относятся к исконно русским?

8. Назовите причины заимствования.

9. Что такое антонимы, синонимы, паронимы?

10. Каково происхождение слова «стиль»?

11. Что такое функциональный стиль? Расскажите о функциональных стилях в современном русском языке.

12. Какие сферы деятельности обслуживает официально-деловой стиль?

13. Каковы общие черты официально-делового стиля?

14. Какую сферу общественной деятельности обслуживает научный стиль?

15. Расскажите о жанровом многообразии научного стиля речи.

16. Где используется публицистический стиль речи?

17. О чем надо помнить, употребляя в речи составные количественные числительные? 64. Чем числительные 40, 90, 100 отличаются от других числительных?

18. Что необходимо для успешного овладения орфоэпическими нормами?

19. Приведите примеры некоторых трудных случаев произношения гласных и согласных звуков.

20. Почему проблемы культуры устной речи актуальны на современном этапе?

21. Назовите негативные явления в нашей речи. Приведите примеры.

 

2. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (вариант выбирается в соответствии с номером фамилии по списку (последней цифрой, если этот номер – двузначное число))

Вариант 1

1. Спишите, расставляя ударение в словах в соответствии с нормами литературного произношения. В случае затруднений обращайтесь к словарям. Подчеркните слова, которые вы используете в профессиональной деятельности.

Августовский, одновременно, избалованный, красивее, кухонный, оптовый, сливовый, премированный, мышление, обеспечение, ознакомление, пуловер, свекла, средства, столяр, танцовщик, цемент, цыган, щавель, электропровод, вчистую, завидно, звонишь, копировать, маркировать, облегчить, принять, премировать.

    2. Правильно расставлено ударение в следующей группе слов:

1) обеспеч Е ние, осужд Ё нный, дисп А нсер, изб А ловать;

2) обесп Е чение, ос У жденный, диспанс Е р, избалов А ть;

3) обесп Е чение, осужд Ё нный, диспанс Е р, избалов А ть;

4) обеспеч Е ние, осужд Ё нный, диспанс Е р, изб А ловать.

  3.  Выпишите из текста антонимы.

Закон – это сколь простое, ясное, столь же и многогранное, часто неожиданное, необыкновенно сложное порождение социальных, административных, нравственных сил. Он одновременно добр и суров, очевиден и недоступен, древен и молод, содержит точно пронумерованное количество статей и все же неисчерпаем. Рожденный многообразием и сложностью жизни общества, он сам активно влияет на жизнь общества в целом и каждого человека в отдельности. Словом, закон – чрезвычайно сложное явление.

    4. Запишите фразы, продолжите их, выбрав правильный вариант:

· Написание букв З и С в приставках на согласный зависит от:

      а) глухости и звонкости последующей согласной;

      б) ударной или безударной позиции приставки;

      в) сочетания букв после приставки;

      г) значения приставки.

· Одна и та же буква в приставке пропущена в словах:

а) бе..вкусица, бе..приданница;

б) ра..печатать, ра..колоть;

в) чре..мерный, чере..чур;

г) и..дать, и..целить.

· Одна и та же буква в приставке пропущена в словах:

а) пр..добрый, пр..морский;

б) пр..вратник, пр..емник;

в) пр..певать, пр..вращать;

г) пр..ехать, пр..открыть.

  5. Замените цифры словами. Полученное числительное запишите в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

976, 284, 2469


Им.п……………………….

Р.п…………………………

Д.п…………………………

Т.п…………………………

П.п………………………...





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: