Построение дерева показателей качества пищевого продукта

На начальном этапе в рамках изучения показателей, характеризующих качество пищевых продуктов, на основании проведенного социологического опроса необходимо составить список потребительских требований к продукции, выраженный на языке потребителя.

На основании нормативной или технической документации по пищевым продуктам выявить количественно измеряемые показатели качества конечного продукта. Выявленные показатели качества структурировать и представить в виде дерева показателей качества пищевого продукта (пример на рис. 2.1).

 

 

 

показатели состава

 

содержание основных нутриентов

массовая доля жира
массовая доля сахара
массовая доля белка
массовая доля воды
       

 

 

 

содержание пищевых добавок

количество структурообразователей
количество консервантов
количество ароматизаторов
количество красителей
количество функциональной добавки
количество наполнителя
           

эргономические показатели

энергетическая ценность
           

 

физико-химические показатели

кислотность
структурно-механические показатели (пластичность и предельное напряжение сдвига)
влагосвязывающая способность
           

показатели хранимоспособности

срок годности
           

 

экономические показатели

  → стоимость продукта
         

 

Рисунок 2.1. Дерево показателей качества пищевого продукта.

 

Для отображения показателя экономических потребительских требований «приемлемая цена» можно использовать термин «стоимость продукта». В стоимость готового продукта входят многие компоненты (энергозатраты, отчисления на зарплату, амортизация оборудования, ремонт и аренда помещений, расходы на рекламу и пр.), но основной и более приемлемой для структурирования функции качества является статья «сырье и основные материалы». Поэтому используемый  термин «стоимость продукта» характеризует в основном затраты предприятия-производителя на сырье и основные материалы.

С целью простоты восприятия и работы с матрицей потребительских свойств в показатели состава не были включены массовые доли основных компонентов рецептур пищевого продуктов в связи с тем, что они учитываются показателями содержания основных нутриентов (массовая доля белка, жира, сахара и др. соответственно).

 

2.2.  Определение степени взаимосвязи между показателями потребительских предпочтений и количественно измеряемыми показателями пищевых продуктов

С целью определения зависимостей (связей) между потребительскими требованиями и показателями качества готового продукта на этом этапе структурирования функции качества необходимо провести комплекс экспертных, экспериментальных и лабораторных исследований.

Для обозначения степени корреляции между исследуемыми показателями в соответствии с методологией структурирования функции качества использовались следующие символы: ● – сильная связь, ○ – средняя связь, ∆ – слабая связь, которые имеют свой вес – 9, 3 и 1 соответственно.

Для определения степени корреляции между контролируемыми показателями качества и органолептическими показателями требуется разработать гедонические словесные шкалы для оценки интенсивности и приемлемости органолептических показателей и провести исследования лабораторных образцов пищевого продукта, выработанных в соответствии с требованиями. Примеры гедонических словесных шкал приведены ниже (рис. 2.2 – 2.6.)

 

 

Баллы     Оценка показателя Характеристика

1

   

очень плохой

безвкусный, водяной

   

2

   

плохой

трудноуловимый

   

3

   

удовлетворительный

слабовыраженный

   

4

   

хороший

хороший, нежный, утонченный

   

5

   

отличный

отличный

   

6

   

хороший

хороший, насыщенный

   

7

   

плохой

навязчивый

   

8

   

плохой

приторный

   

9

   

очень плохой

слишком приторный, неестественный

   

Рисунок 2.2. Шкала оценки интенсивности и приемлемости вкуса

творожных продуктов

 

 

Баллы     Оценка показателя Характеристика

1

   

очень плохой

без запаха

   

2

   

плохой

трудноуловимый

   

3

   

удовлетворительный

слабовыраженный, тонкий

   

4

   

хороший

хороший, нежный, утонченный

   

5

   

отличный

отличный

   

6

   

хороший

хороший, яркий аромат

   

7

   

удовлетворительный

насыщенный

   

8

   

плохой

навязчивый

   

9

   

очень плохой

слишком навязчивый, неестественный

   

Рисунок 2.3.. Шкала оценки интенсивности и приемлемости запаха

творожных продуктов

 

Баллы     Оценка показателя Характеристика

1

   

очень плохой

бесцветный

   

2

   

плохой

плохо различимый

   

3

   

удовлетворительный

невыраженный

   

4

   

хороший

хороший, нежный

   

5

   

отличный

отличный

   

6

   

хороший

хороший, сочный

   

7

   

удовлетворительный

насыщенный

   

8

   

плохой

яркий, навязчивый

   

9

   

очень плохой

неприемлемо, неестественно яркий

   

Рисунок 2.4.. Шкала оценки интенсивности и приемлемости цвета

творожных продуктов

 

Баллы     Оценка показателя Характеристика

1

   

очень плохая

неприемлемо жидкая

   

2

   

плохая

жидкая

   

3

   

удовлетворительная

мягкая

   

4

   

хорошая

хорошая, но немного мягкая

   

5

   

отличная

отличная, характерная продукции

   

6

   

хорошая

хорошая, но немного плотная

   

7

   

удовлетворительная

плотная

   

8

   

плохая

твердая

   

9

   

очень плохая

слишком твердая, неестественная

   

Рисунок 2.5.. Шкала оценки интенсивности и приемлемости консистенции творожных продуктов

 

Баллы     Оценка показателя Характеристика

1

   

очень плохой

неприемлемый, наблюдается слой жидкости в продукте

   

2

     

плохой

наблюдается скопление жидкости в углублениях на поверхности продукта

   

3

     

удовлетворительный

наблюдается крупные капли влаги на поверхности продукта

   

4

     

хороший

хороший, но наблюдается мелкие капли влаги на поверхности продукта

   

5

     

отличный

отличный, отделение сыворотки не наблюдается, поверхность влажная

   

6

     

хороший

хороший, отделение сыворотки не наблюдается

   

7

     

удовлетворительный

поверхность продукта подсушена, отделение сыворотки не наблюдается

   

8

     

плохой

на поверхности тонкая сухая корочка, отделение сыворотки не наблюдается

   

9

     

очень плохой

неприемлемый, растрескивание продукта, отделение сыворотки не наблюдается

   

Рисунок 2.6.. Шкала оценки интенсивности и приемлемости внешнего вида (наличие отделения сыворотки) творожных продуктов

 

Максимальные и минимальные массовые доли жира, сахара, соли, белка и воды и других компонентов вашего продукта выбрать с учетом значений этих показателей, принятых в нормативной или технической документации и возможности их достижения на практике.

Задание № 1.

Исследовались  образцы ваших пищевых продуктов по следующим показателям, например:

- органолептические показатели: вкус, запах, цвет, консистенция, внешний вид;

- физико-химические показатели;

- структурно-механические показатели;

- влагосвязывающая способность и другие.

Задание № 2

Для определения органолептических показателей образцов пищевых продуктов с применением разработанных  вами гедонических шкал создать комиссию экспертов, состоящая из 5-10 экспертов (пример дегустационного листа приведен в приложении 2).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: