На начальном этапе в рамках изучения показателей, характеризующих качество пищевых продуктов, на основании проведенного социологического опроса необходимо составить список потребительских требований к продукции, выраженный на языке потребителя.
На основании нормативной или технической документации по пищевым продуктам выявить количественно измеряемые показатели качества конечного продукта. Выявленные показатели качества структурировать и представить в виде дерева показателей качества пищевого продукта (пример на рис. 2.1).
показатели состава |
→ |
содержание основных нутриентов | → | массовая доля жира | ||
→ | массовая доля сахара | |||||
→ | массовая доля белка | |||||
→ | массовая доля воды | |||||
→ |
содержание пищевых добавок | → | количество структурообразователей | |||
→ | количество консервантов | |||||
→ | количество ароматизаторов | |||||
→ | количество красителей | |||||
→ | количество функциональной добавки | |||||
→ | количество наполнителя | |||||
эргономические показатели
| → | энергетическая ценность | ||||
физико-химические показатели | → | кислотность | ||||
→ | структурно-механические показатели (пластичность и предельное напряжение сдвига) | |||||
→ | влагосвязывающая способность | |||||
показатели хранимоспособности | → | срок годности | ||||
экономические показатели | → | стоимость продукта | ||||
Рисунок 2.1. Дерево показателей качества пищевого продукта.
Для отображения показателя экономических потребительских требований «приемлемая цена» можно использовать термин «стоимость продукта». В стоимость готового продукта входят многие компоненты (энергозатраты, отчисления на зарплату, амортизация оборудования, ремонт и аренда помещений, расходы на рекламу и пр.), но основной и более приемлемой для структурирования функции качества является статья «сырье и основные материалы». Поэтому используемый термин «стоимость продукта» характеризует в основном затраты предприятия-производителя на сырье и основные материалы.
С целью простоты восприятия и работы с матрицей потребительских свойств в показатели состава не были включены массовые доли основных компонентов рецептур пищевого продуктов в связи с тем, что они учитываются показателями содержания основных нутриентов (массовая доля белка, жира, сахара и др. соответственно).
2.2. Определение степени взаимосвязи между показателями потребительских предпочтений и количественно измеряемыми показателями пищевых продуктов
|
|
С целью определения зависимостей (связей) между потребительскими требованиями и показателями качества готового продукта на этом этапе структурирования функции качества необходимо провести комплекс экспертных, экспериментальных и лабораторных исследований.
Для обозначения степени корреляции между исследуемыми показателями в соответствии с методологией структурирования функции качества использовались следующие символы: ● – сильная связь, ○ – средняя связь, ∆ – слабая связь, которые имеют свой вес – 9, 3 и 1 соответственно.
Для определения степени корреляции между контролируемыми показателями качества и органолептическими показателями требуется разработать гедонические словесные шкалы для оценки интенсивности и приемлемости органолептических показателей и провести исследования лабораторных образцов пищевого продукта, выработанных в соответствии с требованиями. Примеры гедонических словесных шкал приведены ниже (рис. 2.2 – 2.6.)
Баллы | Оценка показателя | Характеристика | ||
1 | очень плохой | безвкусный, водяной | ||
2 | плохой | трудноуловимый | ||
3 | удовлетворительный | слабовыраженный | ||
4 | хороший | хороший, нежный, утонченный | ||
5 | отличный | отличный | ||
6 | хороший | хороший, насыщенный | ||
7 | плохой | навязчивый | ||
8 | плохой | приторный | ||
9 | очень плохой | слишком приторный, неестественный | ||
Рисунок 2.2. Шкала оценки интенсивности и приемлемости вкуса творожных продуктов |
Баллы | Оценка показателя | Характеристика | ||
1 | очень плохой | без запаха | ||
2 | плохой | трудноуловимый | ||
3 | удовлетворительный | слабовыраженный, тонкий | ||
4 | хороший | хороший, нежный, утонченный | ||
5 | отличный | отличный | ||
6 | хороший | хороший, яркий аромат | ||
7 | удовлетворительный | насыщенный | ||
8 | плохой | навязчивый | ||
9 | очень плохой | слишком навязчивый, неестественный | ||
Рисунок 2.3.. Шкала оценки интенсивности и приемлемости запаха творожных продуктов |
Баллы | Оценка показателя | Характеристика | ||
1 | очень плохой | бесцветный | ||
2 | плохой | плохо различимый | ||
3 | удовлетворительный | невыраженный | ||
4 | хороший | хороший, нежный | ||
5 | отличный | отличный | ||
6 | хороший | хороший, сочный | ||
7 | удовлетворительный | насыщенный | ||
8 | плохой | яркий, навязчивый | ||
9 | очень плохой | неприемлемо, неестественно яркий | ||
Рисунок 2.4.. Шкала оценки интенсивности и приемлемости цвета творожных продуктов |
Баллы | Оценка показателя | Характеристика | ||||
1 | очень плохая | неприемлемо жидкая | ||||
2 | плохая | жидкая | ||||
3 | удовлетворительная | мягкая | ||||
4 | хорошая | хорошая, но немного мягкая | ||||
5 | отличная | отличная, характерная продукции | ||||
6 | хорошая | хорошая, но немного плотная | ||||
7 | удовлетворительная | плотная | ||||
8 | плохая | твердая | ||||
9 | очень плохая | слишком твердая, неестественная | ||||
Рисунок 2.5.. Шкала оценки интенсивности и приемлемости консистенции творожных продуктов
|
Баллы | Оценка показателя | Характеристика | ||
1 | очень плохой | неприемлемый, наблюдается слой жидкости в продукте | ||
2 | плохой | наблюдается скопление жидкости в углублениях на поверхности продукта | ||
3 | удовлетворительный | наблюдается крупные капли влаги на поверхности продукта | ||
4 | хороший | хороший, но наблюдается мелкие капли влаги на поверхности продукта | ||
5 | отличный | отличный, отделение сыворотки не наблюдается, поверхность влажная | ||
6 | хороший | хороший, отделение сыворотки не наблюдается | ||
7 | удовлетворительный | поверхность продукта подсушена, отделение сыворотки не наблюдается | ||
8 | плохой | на поверхности тонкая сухая корочка, отделение сыворотки не наблюдается | ||
9 | очень плохой | неприемлемый, растрескивание продукта, отделение сыворотки не наблюдается | ||
Рисунок 2.6.. Шкала оценки интенсивности и приемлемости внешнего вида (наличие отделения сыворотки) творожных продуктов |
Максимальные и минимальные массовые доли жира, сахара, соли, белка и воды и других компонентов вашего продукта выбрать с учетом значений этих показателей, принятых в нормативной или технической документации и возможности их достижения на практике.
Задание № 1.
Исследовались образцы ваших пищевых продуктов по следующим показателям, например:
- органолептические показатели: вкус, запах, цвет, консистенция, внешний вид;
- физико-химические показатели;
- структурно-механические показатели;
- влагосвязывающая способность и другие.
Задание № 2
Для определения органолептических показателей образцов пищевых продуктов с применением разработанных вами гедонических шкал создать комиссию экспертов, состоящая из 5-10 экспертов (пример дегустационного листа приведен в приложении 2).
|
|