Разработка 3 типов анкет целевого назначения (А, Б и В) для потребительской оценки и прогнозирования ожидаемого качества молочных продуктов (на примере творожных)

                                      

Анкеты А позволяют установить целевого потребителя  продуктов, перечень показателей потребительских предпочтений и выявить требования к ожидаемому качеству продукции, выраженные на «языке потребителей».

 Анкеты Б предназначены для установления коэффициентов весомости и проведения ранжирования показателей потребительских предпочтений.

С помощью анкет В проводится потребительская оценка качества имеющихся на рынке пищевых продуктов.

 

Полученные экспериментальные данные обработать методами математической статистики с использованием персонального компьютера Pentium-4 с помощью программы Microsoft Excel и Statistika 7.

 

Разработка анкет целевого направления

В конкурентоспособности продукта, как проектируемого, так и имеющегося на рынке, основную роль играет определение требований потребителей к качеству продукции. В связи с этим, важное место в обеспечении успешности продукта на рынке является определение требований потребителей, которое включает в себя:

- определение целевого потребителя,

- определение ожидаемых требований потребителей;

- организацию обработки собранных данных;

- определение и ранжирование показателей качества продукции.

При определении требований потребителей используются письменное и устное (интервью) анкетирования, групповое обсуждение в коллективах потребителей и наблюдение за потребителем. Наибольшее применение имеют устное и письменное анкетирования в связи с простотой обработки информации и возможностью получения данных на интересуемые вопросы, заведомо заложенные в анкеты для проведения социологических опросов.

С учетом вышесказанного с применением метода «мозгового штурма» разработать 3 типа анкет целевого назначения для проведения исследований и прогнозирование требований потребителей:

1) Анкеты А позволяют выявить перечень показателей потребительских предпочтений и установить целевого потребителя творожных продуктов (рисунок 1);

2) Анкеты Б предназначены для установления коэффициентов весомости и проведения ранжирования показателей потребительских предпочтений (рисунок 2);

3) Анкеты В проводится потребительская оценка качества имеющихся на рынке творожных продуктов (рисунок 3).

Для объективной оценки необходимо определить назначение продукции, т.е. установить, с какой целью потребитель приобретает пищевые  продукты. В ходе разработки анкет с учетом сложности прямой формулировки данного вопроса, связанного с индивидуальными психологическим особенностями респондента (склонность к анализу своих действий – покупки продукта, – интервентность и пр.), было принято решение использовать скрытые вопросы. Т.е. мотивацию потребления пищевых продуктов косвенно можно установить на основании результатов ответа на вопрос о желаемых свойствах продукта (вопрос 5а и 5б анкеты А).

Например, при преобладании в ответе на вопрос 5а и 5б анкеты А свойств продукции, связанных с ее полезностью и энергетической ценностью, то можно сделать соответствующий вывод о мотивации приобретения продукта – забота о своем здоровье.


Анкета А №...

 

1. Ваше И.Ф.О..........................................

 

2. где Вы работаете или учитесь?

….  учусь в школе;                              …. не работаю (безработный);

…. учусь в институте;                        …. домохозяйка;

                                                             …. пенсионер;

                                                             …. специалист;

                                                             …. квалифицированный служащий;

                                                             …. рабочий;

 

3. Сколько Вам полных лет?

 

 ….  до 7 лет;                                         …. от 24 до 30 лет;

 …. от 7 до 12 лет;                               …. от 31 до 45 лет;

 …. от 13 до 16 лет;                             …. от 46 до 60 лет;

…. от 17 до 23 лет;                              …. от 61 до 80 лет;

 

4. Как часто Вы употребляете творожные продукты? –... раз в неделю

 

5а. Назовите желаемые свойства творожных продуктов

                                                               (поставьте знак напротив подходящего ответа) *:

 …. приятный вкус

 …. сливочный вкус

…. выраженный приятный аромат

 …. цвет (приятный, однородный по всему объему)

 …. видимые кусочки наполнителя

…. однородный по консистенции (без комочков, без хлопьев)

…. без отделения сыворотки

…. без добавления красителей, ароматизаторов, консервантов

…. другое......................................

 

5б.

…. низкая цена

…    полезный

…. низкокалорийный

 ….  высококалорийный

…. удобная упаковка

…    длительный срок хранения

 …. возможность хранения продукта не в холодильнике

…. другое......................................

 

* При заполнения анкеты (вопросы 5а и 5б) потребитель перечисляет желаемые свойства творожных продуктов. В случае, когда опрашиваемый уточняет или дополняет свойство творожного продукта, все предложения записываются на полях или подчеркивается нужное свойство в скобках.


Рисунок 1. Форма анкеты А


Анкета Б № …

 

Возраст – … г.                                      пол – …

Частота употребления творожных продуктов – …… раз в неделю

Заполнение матрицы методом попарного сопоставления:

 

Сравниваемые показатели

Вкус Приятный запах Однородная консистенция Однородный цвет Отсутствие сыворотки Явные кусочки наполнителя Длительный срок хранения Полезность Отсутствие консер- вантов, ароматиза- торов и красителей Низкая калорийность Экономичность

eij

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Вкус 1 Х                      
Приятный запах 2   Х                    
Однородная консистенция 3     Х                  
Однородный цвет 4       Х                
Отсутствие отделе- ния сыворотки 5         Х              
Явные кусочки наполнителя 6           Х            
Длительный срок хранения 7             Х          
Полезность 8               Х        
Отсутствие консер- вантов, ароматиза- торов и красителей 9                 Х      
Низкая калорийность 10                   Х    
Экономичность 11                     Х

eij

                    Х

 

Суммарная частота превалирования каждого показателя

 

Сравниваемые показатели

eij eij eij
Вкус 1    
Приятный запах 2      
Однородная консистенция 3      
Однородный цвет 4      
Отсутствие отделения сыворотки 5      
Явные кусочки наполнителя 6      
Длительный срок хранения 7      
Полезность 8      
Отсутствие консервантов ароматизаторов и красителей 9      
Низкая калорийность 10      
Экономичность 11    

Рисунок 2. Форма анкеты Б

Анкета В №...

 

Фамилия, имя, отчество..........................................

 

Оцените по 5-ти бальной шкале показатели качества творожных десертов, имеющих маркировку, представленную в таблице в и физико-химические свойства.

Таблица а.

 

Наименование показателя Продукт А Продукт Б Продукт В Продукт Г Продукт Д
Вкус          
Приятный запах          
Однородная консистенция          
Однородный цвет          
Отсутствие отделения сыворотки          
Явные кусочки наполнителя          
Длительный срок хранения          
Полезность          
Отсутствие консервантов ароматизаторов и красителей          
Низкая калорийность          
Экономичность          

 

Таблица б.

 

Наименование показателя Продукт А Продукт Б Продукт В Продукт Г Продукт Д Желаемое значение
Массовая доля жира            
Массовая доля углеводов            
Массовая доля белка            
Массовая доля воды            
Количество структурообразователей            
Количество консервантов            
Количество ароматизаторов            
Количество красителей            
Количество структурно-механические свойства            
Стоимость продукта            
Количество функциональной добавки            
Количество наполнителя            
Кислотность            

 

 

Рисунок 3. Форма анкеты В

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: