Биологические признаки человека

Проблема человека в философии.

 

-Тема чело­века является для философии традиционной, неустранимой из нее.

 

-Раздел философии, в котором изучается данная пробле­матика, называется философской антропологией .Основными для нее являются вопросы о сущности человека, его природе и смысле существования.

 

-Конечно же, человек изучается и во многих других науках - истории, социологии, физиологии, анатомии, психологии и т.д. Что же касается философии, то она в отличие от этих наук стремится постичь человека как целостное существо. Она исследует человека, взятого в един­стве всех его творческих сил и проявлений разнообразной ду­ховно-практической деятельности, как существо многомер­ное, многолико-единое. Философия рассматривает человека и с точки зрения его «погруженности» в мир внешний - при­роду, общество, историю, и с точки зрения наличия у него соб­ственного мира - внутреннего, духовного.

-Осмысление человека традиционно присутствует и в формах вненаучного познания - в религии и искусстве, в мифологии, в народной мудрости. Разумеется, человек здесь постигается несколько иными, специфическими средствами.

 

В истории философской мысли сложилась антропологичес­кая традиция - нацеленность философии на человека как на уникальное и сложнейшее явление мироздания. Проблема че­ловека была обозначена уже в философии Древнего мира. В ту эпоху был распространен космоцентризм как тип философско­го мышления и образ мира. Все существующее рассматривалось как единый, гармоничный и необъятный Космос, а человек мыслился его органической частью, его «малой Вселенной». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам.

 

Философия Древнего Востока.

1. Человек несвободен и зависит от мира природы (Так, буддизме подчеркивалось, что жизнь человека - всегда страдание, и это является законом его существования. Вот почему идеальное существование челове­ка - это жить в согласии с этим миром, в чем и должна состо­ять подлинная мудрость). 

2. Человек – главная проблема в ДВ философии.

 

Философия Античности.

1. Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенно­го от Космоса) человека принято связывать с именем знамени­того греческого философа Сократа. Он призывал человека за­ниматься углубленным познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск са­мого себя в мире - в этом и должен состоять, по убеждению Сократа, подлинный смысл жизни человека.

2. Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Каждый человек способен избирать собствен­ную траекторию «полета», т.е. жизненный путь, творить свою судьбу.

3. Как правило, в древней философии рассматривались отдель­ные стороны (аспекты) проблемы человека. Аристотель особое внимание обра­тил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой.

 

 

Философия Средних веков.

1. Человек – часть миропорядка, установленного Богом.

2. Идея спасения человеческой души, её бессмертие.

3. Идея равенства людей перед Богом.  

 

 

Философия Эпохи Возрождения.

Представление об отсутствии границ в развитии человека. 

Критика религиозных теорий о человеке.

Идея «человекобога». Человек-творец сам подобен Богу.

Философия Нового времени.

1. Рационализм:

А) Человек – существо разумное (Декарт – «думающая вещь»).

Б) С помощью разума человек познаёт мир.

В) Знание человека – это залог прогресса общества.

Немецкая классическая философия.

А) Представление о человеке как о субъекте духовной деятельности.

Б) Человек – носитель разума и создатель культуры.

Марксистская философия.

А) Акцент на социальную и экономическую сущность человека. 

Б) Проблема несвободы человека (в капитализме личность ограничена).

 

Русская философия.

Два основных подхода к проблеме человека:

1. Материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.).

А) Идея свободы и независимости личности (зависит от социального строя).

Б) Идеи западников и славянофилов.  

2. Концепции представителей религиозной философии (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.).

А) Проблема судьбы и предназначения человека.

Б) В человеке 2 начала – Бог и Дьявол. Их борьба.

 

 

Основные концепции человека:

Биологизаторские (З.Фрейд).

А) Основа человека – его природные, биологические качества.

Б) Человек зависит от:

- Бессознательного (влечения, инстинкты).

- Норм культуры (ограничивают человека).

В) Поведение людей обусловлено генетическими данными.   

 

Социологизаторские.  

А) Отрицание или недооценка биологического начала в человеке.

Б) Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого (создание новой коммунистической личности).  

В) Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических). 

 

Спиритуализм.

А) Признаёт сущностью мира духовное первоначало и рассматривает материальное как творение духа (Бога) и противоположно по своему содержанию материализму.

Б) Человек – продукт духовного, божественного провидения.

 

  2.Человек, индивид, личность.

Многообразие определений понятия человек:

1. Человек – это каждый из людей; высшее из земных созданий, одарённое разумом, волей и словесной речью (Словарь В.И. Даля).

 

2. Человек – это общественное существо, обладающее сознанием и разумом. Субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

 

3. Человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способное создавать орудия труда и изменять окружающую действительность.

 

 

Прежде всего, под человеком в философии принято понимать представителя вида «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. Человек - это существо разумное и универ­сально-деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.

Биологические признаки человека:

- Человек рождается, стареет и умирает.

- Человеку свойственны инстинкты (какие?).

- Биологически запрограммированные досоциальные формы поведения людей.

- Развитие определяется набором генов, обменом веществ, гормонами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: