Василий Васильевич Капнист (1757-1823)
Основоположник русской национальной комедии (украинский помещик с полтавщины, пан, имел большое имение)
Трагедия «Антигоны»
Ябеда» (1796 г.)
Реальная основа, все по законам классицизма. Тема обличения русской бюрократии.
На сцену эта комедия попадает при царствовании Павла I.
Легенда: кто-то сказал императору, что комедия порочит его правление. Капниста отправляют в ссылку в Сибирь; спектакль продолжал идти, Павел первый однажды пошел на него. Спектакль понравился императору, и он приказал вернуть Капниста из Сибири (а тот даже еще не доехал до Сибири, его с полдороги забрали назад).
Комическая опера»
Появление этого жанра связано с появлением в русской литературе сентиментализма, в центре которого —сердечные переживания, судьба простого человека из низшего сословия, победа чувств над разумом; отражение борьбы с сословными предрассудками, все люди равны, ибо одинаково чувствуют.
1) Яков Борисович Княжнин (1742-1791)
|
|
Подлинный продолжатель дела Сумарокова. Брал сюжеты из русской истории.
«Несчастье от кареты» (1779)
Пьеса направлена против крепостного права.
Помещик-галломан (французоман) Фирюлин хочет купить себе модную карету из Парижа, для чего решает продать нескольких крестьян. В список попадает и молодой крестьянин Лукьян, который любит Анюту и собирается на ней жениться. Барский шут Афанасий, умный и сочувствующий крестьянам человек, советует Лукьяну и Анюте при господах произнести по-французски несколько слов, которые герои выучили, живя в барском доме. Когда господа Фирюлины заезжают в деревню с охоты, шут указывает на Лукьяна, как на удивительного мужика, который «по-французски знает». Влюбленные по-французски обращаются к барину и умоляют не разлучать их. Фирюлин изумлен и растроган: русские крестьяне знают французский язык и нежно любят друг друга. В результате помещик милует Лукьяна.
Александр Онисимович Аблесимов (1742-1783)
«Мельник-колдун, обманщик и сват» (1779)
Народная музыка, песни, танцы, элементы обрядов.
Действие происходит в деревне. Находчивый ловкий мельник Фаддей, играя на суевериях и наивности односельчан, помогает двум влюбленным, однодворцу Филимону и Анюте, соединиться в браке (родители Анюты не выдавали своей дочери за Филимона, пока на них не повлиял Фаддей).
Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)
Фонвизин был секретарем Панина, главы русской дипломатии; занимался литературной деятельностью: начинал с переводов немецких басен, потом перешел к драматургии. Работал в жанре сатирической комедии
Бригадир» (1769)
|
|
Бригадир и его жена собираются женить своего сына Иванушку на Софье, дочери советника. Семейство бригадира гостит в деревне советника.
Брак был выгоден обоим: и бригадиру (он любил советницу, к тому же у советника было много имений), и советнику (ему очень нравилась бригадирша, и он хотел чаще её видеть). Но сами молодые люди жениться друг на друге категорически не хотели. Иванушка тоже был влюблен в советницу, которая отвечала взаимностью и была в восторге от Иванушки и его «парижских» манер. Софья считала Ивана дураком и любила Добролюбова — порядочного, чистого помыслами мужчину.
Из-за путаницы в чувствах одного к другому все начали узнавать сокровенные тайны друг друга, не на шутку разругались и стали врагами. В финале Добролюбову и Софье разрешили пожениться, чистота чувств и намерений героини победила корыстность и похоть окружающих людей.
Недоросль» (1782)
Целый год пьесу не допускали на сцену из-за монологов Стародума, в которых было много критики в адрес Екатерины II и ее двора, где людей ценили не по заслугам, а по знакомству с фаворитами самой императрицы.
Вопрос 4.
Драматургия начала XIX в. Трагедии В.А.Озерова, комедии И.А.Крылова
Владислав Александрович Озеров (1769 — 1816)
Закончил Кадетский корпус. Очень любил аллюзии
Оригинальная трагедия «Эдип в Афинах» (1804)
Дмитрий Донской» (1807)
1807 г. — поражение русской армии в Аустерлицком сражении. Дмитрий Донской показан и как пылкий герой-любовник, и как пылкий военный герой.
Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844)
Написал несколько трагедий, принес к Дмитревскому. Последний назвал Крылова слабоватым драматургом и сказал, что его трагедии еще не годятся для постановки на сцене.
Крылов начал издавать два первых театральных журнала в России, благодаря ему в России зарождается театральная критика.
Комическая опера «Кофейница» (1783)
Не издана и не поставлена в театре
Подщипа (трумф)» (1800)
Жанр — шуто-трагедия. Очень злая сатира на правление Павла I.
Описано русское сказочное сонное царство. Им управляет царь Вакула. Царство захватывает немецкий принц Трумф, требует себе в жены царскую дочь Подщипу, невесту слабоумного князя Слюняя.
В финале войско Трумфа повержено (немецкой армии подмешали слабительного, и она стала недееспособной), и ему придумывают наказание: причесать, одеть франтом и заставить танцевать казачка. Счастливая Подщипа готова венчаться с князем Слюняем. Он тоже рад, но сначала ему нужно поменять белье, испорченное со страха
Урок дочкам» (1807)
Вольная переделка «Жеманниц» Мольера.
Две провинциальные дворянки, Фёкла и Лукерья, жили у тетки и воспитывались гувернанткою мадам Григри «на последний манер». Из Москвы приезжает их отец, дворянин Велькаров, и забирает дочерей к себе домой. Иностранщина, французские слова, постоянные «неруси» в гостях настолько надоедают Велькарову, что он увозит Феклу и Лукерью в деревню на перевоспитание. Отец запрещает дочерям говорить по-французски, всем гостям приказывает говорить только по-русски, приставляет к девицам старую няню Василису, находит дочерям женихов — дворян Хопрова и Танина. Но Фёкла с Лукерьей грезят о французских маркизах, с сожалением вспоминают о жизни в городе (к ним ходили учителя рисования, музыки и танцев, героини ездили по модным лавкам, по обедам и балам, знали все городские слухи и сплетни), скучают. Этим пользуется крепостной Семён, который хочет жениться. Герой безумно одевается, представляется дочкам маркизом из Франции, говоря по-русски. Девицы начинают драться за него, пишут письма Хопрову и Танину, в которых наотрез отказывают героям и запрещают приезжать в гости. Перехватив письма, Велькаров гневается на дочерей и обещает их проучить.
|
|
Узнав, что маркиз — обычный крепостной мужик, девицы соглашаются выйти замуж за найденных отцом женихов. Семён рассказывает Велькарову о своей любви к горничной Даше. Велькаров сначала гневается, но потом в благодарность за преподнесённый дочкам урок разрешает Семёну жениться на возлюбленной и ехать с ней куда угодно. Помещик даже даёт героям денег на дорогу.
Дочкам же своим Велькаров обещает, что останется в деревне до тех пор, пока они не научатся «скромности, вежливости и кротости» и не перестанут «морщиться от русского языка».
Вопрос 5.