Александр Николаевич Островский (1823 – 1886)

Родился в Замоскворечье, выходец из купеческой среды. Учился в Московском университете на юриста. На втором курсе вынужден был уйти (участвовал в студенческих беспорядках).

Островский начинал с прозы («Записки Замоскворецкого жителя»). Жители описаны как инопланетяне. Это произведение похвалил Гоголь.

Островский знал несколько иностранных языков. Перевёл 9 интермедий Сервантеса, пьесы Шекспира («Укрощение строптивой» и др.). Всего в наследии Островского около 30 переводных пьес.

Островский был театральным теоретиком, он много писал о театре. Литература, по мысли Островского, есть отражение общества, и появление национальной драматургии говорит о достижении обществом совершеннолетия (оно становится зрелым)

В последние годы жизни Островский занимался разработкой системы воспитания актёра (изучал физиологию и др.)

Островский ставил в Малом театре свои пьесы, добиваясь от актёров верного попадания в тоны ролей; во время спектакля часто сидел за сценой, слушая актёров.

1) «Свои люди – сочтёмся!» (1849) 

Первая полнометражная пьеса Островского. Автор показывает жизнь Московского купечества, новые, товарно-деятельные, отношения между героями.

В основе сюжета случай мошенничества среди купцов. Самсон Силыч Большов занимает у своих собратьев-купцов большую сумму денег. Возвращать долги ему не хочется, и он объявляет себя банкротом – несостоявшимся должником. Свое приличное состояние Большов переводит на имя своего приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина и для упрочения сделки отдает за него единственную дочь Олимпиаду. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен и надеется, что Подхалюзин внесет за него нужную сумму долга из переведенных ему денег. Да вот только «свои люди», Подхалюзин и родная дочь, во имя корыстных интересов не дают ему ни копейки. Они открывают свой магазин.

Традиционный для литературы XIX века конфликт «отцов» и «детей» приобретает истинный размах. Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. «Отцы» живут по законам обмана, а «дети», взрослея, легко перенимают эти законы и остаются равнодушными к своим родителям.

Доходное место» (1856)

Критика русской бюрократии.

В центре сюжета пьесы стоит молодой чиновник Жадов, амбициозный, но придерживающийся идеалистических взглядов. Он не желает выслуживаться, угождать, брать взятки, льстить, пользоваться протекцией. Герой хочет жениться на бедной девушке Полине и жить с ней своим трудом. В связи с этим желает прибавки к жалованию, которую хочет выпросить у своего дяди, чиновника Вышневского.

По мере развития сюжета Жадов женится на Полине и подвергается всё большему давлению окружающих, считающих, что материальное благополучие важнее принципов. Мать бранит Полину за то, что та не требует от Жадова денег, и считает дочь «бесстыдницей», к тому же Полина знает, что ее сестра Юлия живет намного лучше (у ее мужа Белогубова успешно идут дела, он балует невесту). В связи с этим Полина все чаще ссорится с мужем из-за отсутствия у него денег на удовольствия и наряды. В итоге героиня требует, чтобы Жадов шёл к дядюшке просить доходного места.

В последнем акте герой вместе с женой идёт к Вышневскому просить доходного места, но подвергается насмешкам со строны дяди над «слабым поколением». Жадов сообщает, что в каждом поколении есть честные люди, и если его жена тяготится бедностью, то он её отпускает. Полина признается что и не собиралась покидать мужа, а только следовала указания родных. Жадовы целуются и уходят.

Так, брак по мысли Островского может быть удачным, если внутри между супругами есть открытые чувства. И не смотря ни на что, он будет сохранён.

Гроза» (1859)

Первый шедевр Островского. Начиная с этой пьесы, его стали обвинять западники в их критиканстве.

Вопрос 12.

Драматургия Островского после 1861 г.

1) В начале 60-х гг. Островский создает трилогию о Мишеньке Бальзаминове. Это бедный жених, ищущий богатую невесту, маменькин сынок, лентяй, бездельник. Герой мечтает о богатой жизни: верит в приметы, в сны, как и его маменька, постоянно терпит неудачи в любовных делах из-за своей глупости. Лишь в «Женитьбе Бальзаминова» герой находит своё счастье: богатая скучающая вдова Белотелова берёт его в мужья. Однако финал пьесы грустный: Бальзаминов достиг цели случайно, сам он ни на что не способен. Это картина полной нравственной деградации.

На всякого мудреца довольно простоты» (1868)

Острая сатира на политику и все социальные процессы, происходящие в стране после отмены крепостного права.

Егор Дмитрич Глумов – умный и ловкий авантюрист, он мечтает о власти и богатстве. Ради этого он, как хамелеон, подстраивается под мнения окружающих влиятельных людей: с консерваторами Мамаевым и Крутицким он ругает всё новое и восхваляет прежние порядки, с либералом Городулиным он кричит о пользе реформ и ездит на митинги, со стареющей кокеткой Мамаевой он играет в любовь.

Из-за собственной оплошности (его дневник публикуется) Глумовтеряет все, но понятно, что он встанет на ноги и пойдёт дальше. Такие люди, как Глумов, по мысли автора, нужны при любой политической системе.

Лес» (1870)

Помещица Гурмыжская постепенно утрачивает свою власть. Она вынуждена постепенно продавать своё имение, «лес», ибо не умеет управлять своим имением. Но это не мешает ей быть тираншей.

Самые благородные люди в пьесе – бродячие актёры Счастливцев (комик), Несчастливцев (трагик, племянник Гурмыжской). Гурмыжская дает племяннику сумму денег, которую тот отдает бедной воспитаннице Гурмыжской в качестве приданого (чтобы она вышла замуж за любимого человека).

Волки и овцы» (1875)

Молодая, красивая и богатая вдова Купавина мечтает о счастье и любви. Она и не подозревает, какие страсти кипят вокруг неё. Многим не дает покоя её богатство, огромные лесные угодья, красивейшее имение.

Властная, честолюбивая и лицемерная помещица Мурзавецкая пытается завладеть собственностью Купавиной. Путём обмана, подлога, запугиваний Мурзавецкая пытается подчинить себе молодую вдову. Она также вынашивает план женить на ней своего беспутного племянника Аполлона, что ей почти удаётся. Однако появляется более хитрый, расчётливый и умный человек, которому давно приглянулись и хорошенькая вдовушка и её леса — сосед Купавиной Беркутов. Он намерен дорого продать леса, вместо садовых беседок соорудить винокуренный завод и превратить имение Купавиной в капиталистическое предприятие вступает в решительный поединок с Мурзавецкой и её подобострастным окружением, направляя течение действия в нужное, выгодное только ему, русло. В результате он легко побеждает, «кушая» всех овец, и устраивает брак с Евлампией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: