Наброски под названием «Сцены из рыцарских времен» (1834-1835 гг.)

Владимир Рецептер собрал из этого полноценный спектакль.

 

Вопрос 7.

Драматургия М.Ю.Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)

Увлекся театром еще в детстве. У него была игрушка кукольный театр. Подростком начинает посещать театральные представления.

Первое театральное впечатление – актёр Мочалов в трагедии Шиллера «Братья разбойники». Первая попытка в драматургии – сделать инсценировку (оперное либретто) пьесы Пушкина «Цыгане».

Трагедия «Испанцы» (1830) 

Первая законченная пьеса Лермонтова. Главный герой, простолюдин Фернандо, произносит множество монологов, бунтует против судьбы.

Странный человек» (1831)

Главный герой, Арбенин, наделен чертами и фактами из биографии самого Лермонтова

Маскарад» (1835)

Звездич проигрался в карты. Приходит Арбенин, профессиональный игрок в карты, заработавший на азартных играх немалое состояние. Он выручает Звездича, выиграв в карты большую сумму денег. Затем герои отправляются на маскарад в дом Энгельгарда.

Нина, жена Арбенина, теряет на маскараде свой браслет, который подбирает загадочная особа в маске (Баронесса Штраль). Она начинает флиртовать с князем Звездичем и признается ему в страсти. По просьбе героя особа передает ему на память браслет Нины. Звездич показывает Арбенину маскарадный трофей. Вещь кажется Арбенину смутно знакомой, но ему некогда думать об этом. Один Неизвестный говорит Арбенину ужасные слова и предрекает несчастье, которое случится в сегодняшнюю ночь.

Дома Арбенин замечает, что на правой руке Нины нет одного браслета. На вопрос, куда он делся, Нина отвечает: «Потерян». После обыска кареты и всех вещей в доме браслет так и не находят. Арбенин начинает сомневаться в честности жены. Тогда Нина говорит, что была на маскараде и именно там оставила свой браслет. Арбенин подозревает, что жена втайне от него Нина встречается с князем Звездичем и начинает ревновать. Поссорившись, супргуги расходятся по разным комнатам.

На следующий день Нина хочет купить в магазине точно такой же браслет, но его нет. 

Арбенина едет к приятельнице, баронессе Штраль, встречает там Звездича и рассказывает ему о потере. Герой воспринимает это как намек, что на маскараде была именно Нина и что она теперь желает сойтись с ним поближе. Князь начинает проявлять к Нине жаркий интерес, но та его холодно отстраняет и удаляется. Звездич рассказывает обо всем Штраль. Та в ужасе понимает, что ситуация приняла неверный оборот, ведь браслет подарила именно она. 

Звездич отправляет любовное письмо Нине, которое читает Арбенин. Он убеждается в неверности супруги, но добродетель не позволяет ему расправиться со Звездичем.

Арбенин едет в дом Звездича, где встречает Штраль. Она, чтобы избежать дуэли, рассказывает герою правду о том, что произошло на маскараде. Но Арбенин не хочет ее слушать. Он вовсе не желает сражаться с князем на дуэли, его цель – осрамить честь и достоинство Звездича. Арбенин пишет князю записку, в которой приглашает на ужин.

Штраль, понимая, что ее репутация будет испорчена, решает уехать в свое деревенское именье, и рассказывает Звездичу правду, что браслет подарила она, а не Нина.

Во время карточной игры Арбенин придирается к сопернику, обвиняет его в шулерстве и мухлеже и на глазах у всей публики дает Звездичу пощечину. Обидчик отомщен, теперь черед Нины.

На балу Звездич встречает Нину и передает ей браслет. Арбенин наблюдает беседу со стороны и не знает о ее содержании. В ярости герой желает смерти своей супруги. Он подсыпает яд в мороженое для Нины, и спустя несколько часов она умирает дома в ужасных мучениях.

Во время прощания с телом Нины Арбенин встречает Звездича и того самого Неизвестного, предрекшего ему несчастье. Это был его знакомый, которого Арбенин много лет назад обыграл в карты и сделал нищим. Неизвестный при всех заявляет, что Арбенин собственными руками лишил жизни супругу. Звездич в тот же момент рассказывает всю правду о браслете. В финале Арбенин сходит с ума. Неизвестный доволен исходом событий. Звездич несчастен и "навек лишен спокойствия и чести".

Лермонтов несколько раз переделывал пьесу, добиваясь ее постановки на сцене. Но все время новый вариант возвращался к автору.

Впервые пьеса была поставлена в 1852 г. в отцензурированном виде (мороженое отменяли, Арбенин закалывает жену кинжалом и потом сам закалывается). Полностью пьеса была поставлена только в 1864 г.

Первая мощна постановка пьесы – постановка В.Э.Мейерхольда в Александринском театре (1917 г.). По сути это был последний спектакль Российской империи. Это своеобразное прощание с императорской Россией.

Два брата» (1836)

Очень многие мотивы стали строительным материалом для романа «Герой нашего времени».

Вопрос 8.

Драматургия Н.В.Гоголя

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

Был новатором: в его пьесах на первом плане социальный конфликт, а не любовный; глубокий христианский подтекст (страх Демона, Сатаны и др.), мистицизм. Протестовал против засилья на русской сцене легких французских комедий и водевилей на русской сцене. В комедиях Гоголя единственный положительный герой – смех.

Гоголь считал, что искусство призвано помогать человеку бороться со своими грехами. Зрители критиковали пьесы Гоголя, так как им неприятно было видеть в этих произведениях свое отражение: ничтожность, погоню за мнимыми ценностями.

Ревизор» (1835)

Премьера состоялась в 1836 г. в Александринском театре.

Дюр, первый исполнитель роли Хлестакова, не понравился Гоголю.

Один из лучших спектаклей - спектакль Мейерхольда, поставленный в 1926 году

Интересное решение немой сцены (использование манекенов), которое никто еще не смог переплюнуть.

Постановка 1920-х гг. в МХТ. Хлестакова сыграл Михаил Чехов. Получился клинический персонаж.

Женитьба» (1835)

Тема семьи, брака

Премьера состоялась в 1842 г.

Игроки» (1842)

Тема шулерства, обмана, карточной игры.

Темы, поднятые в трёх законченных пьесах Гоголя, определили последующее развитие театрального искусства в России.

 

Вопрос 9.

Драматургия И.С.Тургенева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: