Павел Степанович Мочалов (1800 – 1848)

Москвич из актерской семьи. Отец – крепостной актер. Позже его освободили, и он стал актером Московских императорских театров. Играл в трагедиях Озерова.

П.С.Мочалов дебютировал на сцене в 1817 году в спектакле по пьесе Озерова «Эдип в Афинах»

Мочалов — типичный актёр нутра и вдохновения, интуиции и искренних эмоций. Его игре были присущи: прием контраста (от шепота к крику, от статики к динамике, от замедленности к быстроте), повышенная страстность, эмоциональность, что полностью разрушало классицистский стиль игры, основанный на разуме. Для Мочалова были неважны грим, костюм, красивая внешность. Он всегда оставался самим собой, на первом плане для него была правда переживаний (искусство переживания). Мочалов потрясал зрителя в моменты вдохновения. В остальные моменты играл плохо.

Главная тема творчества – протест незаурядной личности против подавления ее свободы. Это соответствовало настроению молодежи после подавления декабристского восстания.

На сцене Мочалов воплощал образ «лишнего человека». Лучшие роли: Гамлет, Отелло, Ричард III, Фердинанд («Коварство и любовь»), Чацкий, Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние»), Жорж Жермани («Тридцать лет, или жизнь игрока»)

Василий Андреевич Каратыгин (1802 – 1853)

Петербуржец, один из ведущих трагических актёров Александринского театра в 1820-х – 1840-х гг.

«Лейб-гвардейский трагик»

Дебютировал на сцене в 1820 г. в трагедии Озерова «Фингал»

Каратыгин обладал высокой актерской техникой. В его доме был зеркальный репетиционный зал, в котором он прорабатывал каждую роль до мелочей; тщательно изучал исторический материал.

Стиль игры Каратыгина был ближе к классицистскому. Каратыгин, в отличие от Мочалова, рационально подходил к роли: для него была характерны внешняя отделка образов, стремление донести до зрителя внешний рисунок (искусство представления), пренебрежение существом создаваемых образов. Каратыгин считал, что театр должен воспитывать, возвышать зрителей.

Лучшие роли: Гамлет, Король Лир, Фингал.

Выступал как чтец («Евгений Онегин», «Медный всадник», «Тарас Бульба»)

Легенда: выбрасывал партнёра в бутафорское окно, хватая его одной рукой за зад, другой за голову. Однажды партнер побрился налысо и надел парик. Каратыгин совершил привычное действие, и парик остался в его руке. Тут пришлось давать занавес (Каратыгин растерялся)

Актёры водевильного жанра.

Николай Осипович Дюр (1807-1839 гг.)

Ведущий водевильный актёр Александринского театра. Сыграл сотни ролей (водевильных шалунов), был мастером трансформаций (переодеваний), водевильных куплетов

Работал над ролью, всегда сидя за фортепиано

Варвара Николаевна Асенкова (1817-1841)

Незаконно рожденная дочь петербургской актрисы. Обладала неистощимой веселостью, яркой мимической выразительностью, большой музыкальностью. Сыграла не один десяток водевильных ролей. Шумный успех имели выступления как травести.

Василий Игнатьевич Живокини (1808-1874)

Актёр Малого театра. Начинал как балетный танцовщик, но довольно быстро перешёл в комедийные актёры. Пережил всё становление русской комедии от зарождения до ее вершин.

Умел доводить до гиперболы отдельные штрихи и тем самым придавать своим героям острую характерность; славился импровизационным даром, обращениями в публику («рекламные паузы» во время спектакля), способностью вызвать у зрителя неудержимый смех.

Актёры-реалисты.

Михаил Семёнович Щепкин (1788 – 1863)

Ведущий актер-реалист, во многом повлиявший на становление взглядов К.С. Станиславского

В молодости был крепостным актером домашнего театра графа Волькенштейна, в котором играл комедийные роли.

 

Щепкин учился в Курском народном училище, потом с разрешения хозяев работал в Курском провинциальном театре братьев Барсовых (дебют в 1805 г.). Очень скоро стал лучшим актером в труппе. В 1816 г. в связи с распадом труппы переходит в антрепризу Калиновского и Штейна, кочует с ней по южным городам.

В 1822 г. Щепкин, уже выдающийся актер провинциальной сцены, блестяще дебютирует на московской казенной сцене. Он исполняет роль Богатонова в пьесе Загоскина «Богатонов, или провинциал в столице. С 1823 г. Щепкин начинает постоянную работу в Малом театре.

Щепкин был скромным и трудолюбивым, он не стремился к тщеславию, добивался ансамбля на сцене, строгой дисциплины, точного знания текста.

Исполнял комедийные и характерные роли, мог играть и мужчину, и женщину в одной пьесе. Щепкин показывал многогранность каждого персонажа и, работая над ролью, наблюдал за обычными людьми. Он умел играть драматический подтекст. Часто актёрская игра вызывала у зрителей не только смех, но и слёзы.

Щепкин показывал на сцене жизненную правду с предельной объективностью и защищал народные интересы, борясь против крепостнического режима с его произволом, насилием, угнетением простого человека. Это сделало его реформатором русского театра, утвердившим критический реализм в качестве ведущего творческого метода.

Лучшие роли: Городничий, Фамусов, Матрос, Подколесин, Кочкарев, Утешительный, Шейлок, Кузовкин, Мошкин…

Станиславский считал Щепкина своим предтечей. Ученица Щепкина, актриса Федотова, была педагогом Станиславского по актёрскому мастерству.

Александр Мартынов (1816 – 1860)

После Михаила Щепкина продолжил развивать русский театральный реализм.

Происходил из бедной семьи (отец – обедневший дворянин). Отец пристроил Мартынова в Петербургское театральное училище. Сначала он учился в балетном классе, затем перешёл в декораторский класс. В какой-то момент Мартынов попробовал себя на драматической сцене. В 1835 г. по окончании училища был принят в труппу Александринского театра на амплуа водевильного комика

Мартынов сыграл десятки водевильных ролей, он принес на русскую сцену образ «маленького человека».

Яркими ролями Мартынова были: Хлестаков, Подколесин (он первый исполнитель этой роли), Мошкин («Холостяк»), Брусков («В чужом миру похмелье»), Бальзаминов («Праздничный сон до обеда»). Исполнение роли Тихона было величайшим достижением Мартынова.

Вопрос 11.

Драматургия Островского до 1861 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: