Драматургия А.С.Грибоедова. Актерское искусство первой четверти XIX века

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

Молодые супруги» (1814)

Написана для бенефиса друзей Грибоедова — актёров Сосницких, недавно поженившихся. Пьеса посвящена семейным неурядицам молодожёнов. Жена возвращает себе любовь мужа, пококетничав с их общим другом.

Своя семья, или замужняя невеста» (1817) в соавторстве с Шаховским и Хмельницким

Горе от ума» (1822 — 1824)

Всё в комедии новаторское.

При жизни Грибоедова была поставлена лишь один раз. В 1828 году в захваченном городе офицеры одного из полков любительским образом разыграли «Горе от ума». За это на всех были наложены дисциплинарные взыскания. В 1833 г. был напечатан очень сокращённый цензурный вариант; в 1862 г. пьеса была напечатана полностью, в 1869 г. полный вариант был разрешен к постановке.

Актёры трагедии

Алексей Семёнович Яковлев (1773-1817)

Происходил из купеческой семьи, закончил приходское училище.

Написал небольшой драматический отрывок и пришел с ним к Дмитревскому. Последний, увидев в Яковлеве актерский талант, взялся готовить его к дебюту. Он состоялся в 1794 г. на сцене императорского театра: Яковлев исполнил роли Оскольда и Синава в пьесах Сумарокова «Семира» и «Синав и Трувор»). Успех был колоссален.

Яковлев не получил актерского образования, он был великим самоучкой. Какую-то часть роли мог играть блистательно, какую-то плохо, поскольку очень зависел от своего эмоционального состояния. Страдал депрессией. Яковлев был невероятно внутренне эмоционален. Этот дар сделал его идеальным актером для трагедий Озерова. Яковлев великолепно сыграл Тезея («Эдип в Афинах»), Фингала («Фингал»), Димитрия Донского («Димитрий Донской»).

Екатерина Семёновна Семёнова (1786-1849)

Окончила Петербургское театральное училище, где ее педагогом был И.А. Дмитревский. Дебют состоялся в 1803 г. Семёнова исполнила роль Антигоны в трагедии Озерова «Эдип в Афинах». Успех был колоссален. Превосходные природные данные, прежде всего голос, большая сила и искренность переживаний позволили Семеновой вырасти в первоклассную трагическую актрису.

Семенова прекрасно исполнила роли Моины в «Фингале», Ксении в «Димитрии Донском» Озерова; Федры в трагедии Расина; Аменаиды в трагедии Вольтера; Дездемоны, Корделии, Офелии в пьесах Шекспира.

Жорж

Приехала в Петербург в 1808 г., начала с тех же ролей, что играла Семенова. Несколько лет актрисы соревновались. В итоге победила Семенова.

Вопрос 6.

Драматургия А.С.Пушкина (1799 - 1837)

1)    В 5-6 лет он по франц. написал комедию «Жулик». Единственным зрителем была сестра, которая забраковала пьесу.

2)    Отец и дядя Пушкина были заядлыми театралами. С ранних лет у него уже были театральные впечатления.

3)    В Царскосельском лицее, где учился Пушкин, был театральный кружок; рядом с лицеем находилось имение графа Толстого, где был крепостной театр. После выпуска из Царскосельского Лицея становится страстным театралом

Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве, летопись о многих мятежах» (1825 г.)

Посвящена Николаю Карамзину, автору «Истории государства Российского». Работая над пьесой Пушкин ориентировался на пьесу Шекспира «Ричард III».

Действие происходит смутное время: царствование Бориса Годунова, приход к власти Лжедмитрия I. Пушкин опирался на «Историю государства Российского.

Пушкин, как и Шекспир, не следует эстетике классицизма: он строит композицию пьесы свободно. В ней нет трех единств, 23 эпизода, больше 80 персонажей (реальные и вымышленные исторические лица), много сюжетных линий, чередуются стихи и проза, нет главного героя, важны все персонажи (и Борис Годунов, и Лжедмитрий I, и бояре, и народ).

Эпоха смуты показывается через судьбы разных людей: от Юродивого до царя, Это трагедия государства, в котором идет гражданская война, и это трагедия власти, потерявшей народную поддержку.

Народ показывается с разных сторон: и как покорное стадо, которым легко манипулировать, и как озверевшая толпа, готовая растерзать, и как сострадательный, жалостливый народ, носитель божественного начала (Юродивый). Финальная ремарка: «Народ безмолвствует» -- означает, что народ осмысляет страшные событие, здесь надежда Пушкина, что народ может прозреть.

Главная идея: власть, основанная на крови, обречена. Поэтому гибнет Борис Годунов, убивший царевича Дмитрия, но обречен и сам Лжедмитрий, лишивший жизни царевича Федора и его мать.

Николай I, уловивший в пьесе намёк на декабристов, запретил ее к печати и постановке. Пьесу опубликовали в 1830 г., но для сцены она еще запрещалась. Только в 1870 г. была первая (неудачная) попытка постановки пьесы на сцене Александринского театра.

Лучшие постановки пьесы были в эпоху «Режиссёрского театра».

Ближе всех к постановке пьесы подошёл в 80-х годах «Борис Годунов» Любимов (театр на Таганке)

Маленькие трагедии (1830 г.)

Полная противоположность Борису Годунову по количеству героев. Пушкин залазит в нутро героев, показывает, из чего человек состоит внутри.

Скупой рыцарь»

Пушкина интересовала тема скупости, она стала первоисточником написания пьесы.

Шекспир «Венецианский купец» — Шейлок (разные качества)

Мольер «Скупой» — Гарпагон (только скупость)

Альберу не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира. Он полностью зависим от скупого отца-скряги. он

Альбер думает о том времени, когда отец умрёт, и золото перейдёт к нему по наследству. Ростовщик Соломон, услышав об этом, хочет свести юношу с аптекарем, продающим яд, чтоб отравить отца. Альбер с позором его изгоняет. Потом он жалуется Герцогу, представителю власти, чтоб тот заставил старика содержать сына, как подобает рыцарю.

Барон отказывает себе во всем и живёт хуже нищего, а «золото спокойно в сундуках лежит себе». Он готов убить всякого, кто покусится на его богатство. Он клевещет Герцогу на сына (желание обокрасть отца), и вызывает Альбера на дуэль. Тот принимает вызов. Сын готов драться насмерть с отцом, оскорбившим его честь. Дуэли препятствует герцог. В финале Барон умирает от того, что боится потерять свои богатства.

Моцарт и Сальери»

С детских лет влюбленный в музыку, Сальери всю жизнь положил на алтарь искусства и отказался от других занятий.      

Благодаря своему усердию, Сальери изучил все тайны музыки, научился создавать произведения по правилам гармонии и стал известным. Однако в произведениях Сальери не было подлинной жизни, потому что он творил ради славы и выгоды. «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп», – признается композитор.

Увидев Моцарта, музыка которого легка, радостна, свободна и прекрасна, Сальери начинает завидовать. Он считает несправедливым то, что Моцарт гениален. Он хочет отравить Моцарта. 

Искусство для Моцарта – сама жизнь. Он, в отличие от Сальери, сторонник чистого искусства (музыка ради музыки). Он вкладывает в произведения душу. К тому же гений, по мысли Моцарта, не способен на злодейство. Именно поэтому Моцарт гениален, а Сальери просто талантлив.

Каменный гость»

Дон Гуан ветреный любовник, убивший командора на дуэли и отправленный в ссылку, возвращается в Мадрит. На гробнице командора, где стоит его памятник, Дон Гуан встречает вдову убитого Дону Анну (он каждый день молится за упокой его души) и начинает испытавать к ней чувства. Он говорит с Доной Анной. Женщину пугают "странные речи", он не хочет слышать их здесь, и соглашается принять его на следующий день у себя дома. В шутку Дон Гуан приглашает туда и статую командора, которая кивает.

Придя к Доне Анне, Дон Гуан говорит, что убил её мужа и признается героине в своих чувствах. Дона Анна, хочет быть верной своему достойному мужу, но не обнаруживает ненависти к его убийце. Она даже кокетничает с Дон Гуаном и принимает его ухаживания. В финале Дон Гуан погибает от рукопожатия статуи командора, пришедшей в дом Доны Анны.

Пир во время чумы»

Перед лицом неминуемой гибели от чумы люди ведут себя по-разному. Первые живут так, как будто смерти не существует: пируют, любят, наслаждаются жизнью (молодой человек).

Вторые смиряются с горем и переживают в поэзии и песнях горечь разлуки (Мери).

Третьи ищут утешения в религии и смиренных молитвах, которые позволят живым после смерти встретить на небесах возлюбленные души. Таков священник, уговаривающий пирующих разойтись по домам и не осквернять память умерших.

Четвёртые, не смиряются со смертью, но побеждают страх смерти силой духа (Вальсингам). Победа страха смерти по его мнению – это залог бессмертия.

В финале пьесы каждый остаётся при своём мнении. Священник не смог переубедить пирующих разойтись, они же никак не повлияли на позицию священника. Только Вальсингам глубоко задумывается

Русалка» (1832 г.)

Не завершена. В ней знатный вельможа крутит роман с дочкой мельника.

При жизни Пушкина, в 1832 г., была поставлена только пьеса «Моцарт и Сальери». Постановка осталась незамеченной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: