Парная по отношению к «Грозе».
Лариса Огудалова живет в мире, где женщина – вещь, где стремятся жениться на женщине с большим приданым, где все определяется проблемой: «Выгодно - невыгодно». Она, пережив сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым, вскружившим ей голову, отбившим всех женихов и внезапно уехавшим, намерена выйти замуж за бедного чиновника Карандышева, дабы избавиться от унижений перед «невозможными женихами». Героиня не скрывает, что не любит Карандышева, она надеется полюбить его в будущем.
Паратов неожиданно возвращается и сообщает, что женится на невесте с полумилионным приданым, и приехал проститься с холостяцкой волей. Узнав, что Лариса выходит замуж за Карандышева, Паратов приезжает к ней в дом. Происходит разговор, в котором Сергей Сергеевич выуживает признание в любви и тем самым утешает свое самолюбие. Но в разговор вмешивается внезапно появившийся Карандышев, который оскорбляет Паратова непродуманной фразой, и между героями возникает конфликт. Уязвленный поведением человека, имеющего более низкий ранг и посягнувшего на его девушку, Сергей Сергеевич мстит. На ужине он вместе с друзьями подпаивает Юлия Капитоныча и уезжает, забрав Ларису Дмитриевну с ее согласия на теплоход развлекаться.
|
|
Обесчестив Ларису, Паратов остается довольным, что он добился этой девушки, и в то же время отомстил Карандышеву.
Паратов благодарит Ларису за удовольствие. Героиня хочет услышать, что стала его женой, но Паратов говорит, что не может порвать с богатой невестой. Потрясенная предательством любимого человека, равнодушием и цинизмом окружающих людей, героиня пытается принять звериную торгашескую мораль, против которой протестует все ее существо: Лариса теперь готова идти в сожители к купцу, который больше заплатит за нее. Героиня просит окружающих о сочувствии, но над ней издеваются.
Лариса убеждается в том, что она теперь никому не нужна, что любви нет на свете, что сама она не человек, а вещь, которой просто потешились и выбросили. Только пистолетная пуля, выпущенная из револьвера дрожащей рукой Карандышева, спасает героиню от моральной гибели.
Вопрос 13.
Драматургия А.В.Сухово-Кобылина, М.Е.Салтыкова-Шедрина
Александр Васильевич Сухово-Кобылин
Свадьба Кречинского»
Дело»
Смерть Тарклкина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Смерть Пазухина»
Вопрос 14.
Драматургия А.К.Толстого. Актёрское искусство 1850-х— 1870-х годов
«Царь Фёдор Иоаннович» (1868)
Премьерой этой пьесы открылся МХТ под руководством К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
|
|
В трагедии показан добрый, мягкий, очень религиозный царь Федор, сттемящий всех примирить и не желающий проливать ничью кровь. Его поддерживает любимая жена, царица Ирина, похожая на Фёдора характером.
Однако Фёдор – слабый царь, неспособный управлять страной, его мягкость оборачивается злом. Борис Годунов, главный советник царя, расправляется со своими политическими врагами во главе с Иваном Шуйским и подсылает убить царевича Дмитрия. Увидев, что крови избежать не удалось, Фёдор отрекается от престола и уходит в монастырь.
Автор убежден в том, что на троне надо быть жёстким.
Василий Васильевич Самойлов (1813 – 1887)
Самый яркий представитель огромной актёрской династии. Его отец и мать были оперным певцами, братья и сёстры, сын и дочь – актёрами.
Сначала Самойлов категорически не хотел быть актером (видел бесправие актёров и др.). Он закончил Горный институт, поступил на госслужбу. Но та не пошла, и Самойлов все же решил попробовать себя на сцене. Дебют состоялся в опере в 1834 г.
Когда умер Дюр, Самойлов стал ведущим водевильным актёром Александринского тетра, он начал систематически выступать в водевилях с переодеваниями, в которых прекрасно трансформировался. За это он получил прозвище театрального Протея.
Самойлов был одаренным рисовальщиком. Все свои роли он сначала готовил на бумаге, делая карандашные и акварельные эскизы. В отличие от Щепкина и Мартынова, шёл от внешнего перевоплощения к внутреннему. Мастерски применял говоры и акценты
Самойлов прекрасно исполнял исторических ролей. Яркие роли: Иван Грозный (Толстой, «Смерть Иоанна Грозного»), Король Лир, Шейлок, Кречинский и др.
Павел Васильевич Васильев (1832 – 1879)
Окончил Московское театральное училище, где обучался балетному искусству и занимался в драматическом классе под руководством В.И.Живокини. По выпуске из училища его берут фигурантом в балет. Вскоре он уходит на провинциальную сцену.
В 1860 г. Васильев, уже известный провинциальный актер, блестяще дебютирует на сцене Александринского театра. Его не устраивают рутинные порядки казенной сцены, и в 1864 г. по истечении контракта Васильев уходит из театра и в течение года гастролирует по провинции. После этого он снова возвращается в Александринский театр на несколько измененных материальных условиях. В 1874 г. он вновь покидает казенную сцену. Свой творческий путь Васильев закончил на провинциальной сцене.
Как и Щепкин с Мартыновым, Васильев, работая над ролью, всегда шел от внутреннего к внешнему, глубоко вживался в образ, жил на сцене его чувствами. Вопросы формы Васильева не интересовали, по внешней технике он уступал и Самойлову, и Мартынову.
Яркие роли: Кузовкин, Расплюев, Любим Торцов, Иоанн Грозный
Актёры Островского
Пров Михайлович Садовский (1818 – 1872)
Происходил из семьи мещанина. Оставшись сиротой, был отдан на воспитание дядьям-актёрам.
Учительницей Садовского стала Русская театральная провинция, театрального образования он не получил.
На сцену Садовский вышел в 14 лет, затем колесил по всей провинции. В какой-то момент его заметил Щепкин. В 1839 г. Садовского позвали в Малый театр, в котором он впоследствии проработал до конца жизни. Дебютной ролью стала роль Русаков в комедии Островского «Не в свои сани не садись». Основой репертуара стали впоследствии пьесы Островского (всего Садовский сыграл 28 ролей). Первым колоссальным успехом Садовского была роль Любима Торцова. В «Свадьбе Кречинского» прекрасно сыграл Расплюева.