Александр Александрович Блок (1880 – 1921)

Блок считал, что современный театр находится в упадке, ибо только развлекает зрителей и актёры часто малокультурны и озабочены только деньгами и славой. По мысли Блока, театр – это храм, а актёр – служитель в этом храме, человек, «страдающий с другими вместе». Он должен полностью отречься от своих личных интересов, чтобы бескорыстно служить другим людям.

Блок называл свои пьесы «лирическими драмами», так как в их центре были переживания, размышления и боль самого автора.

Балаганчик (1906)

 В образах главных героев – Пьеро, Арлекина, Коломбины воплощены человеческие типажи (мечтатель, материалист, изменчивая женщина). Как Пьеро не может соединиться с Коломбиной, так и поэт не может достичь своего идеала (стать счастливым). К тому же все люди как марионетки в руках судьбы.

Автор – воплощение здравого смысла и бездарного драматурга; Мистики – глупые суеверные люди, ищущие острых ощущений; балаган – это модель мироздания.

Незнакомка (1906)

Пьеса в трёх видениях, написанная по мотивам одноимённого стихотворения. Эта пьеса о недостижимости идеала, о том, что люди не способны оценить подлинную красоту: они втаптывают её в грязь.

  Первое видение: кабак, пьяницы, и одинокий поэт, ждущий свою незнакомку.

  Второе видение: упавшая с неба звезда превращается в прекрасную даму, которую обманывает пошлый господин с усиками, пообещав открыть ей земную любовь. Звездочёт в отчаянии: «Пала звезда Мария».

Третье видение: пошлые гости на балу повторяют фразы посетителей табак из первого действия. Поэт видит незнакомую красавицу, но не успевает подойти к ней. Она исчезает, и на небе вновь загорается звезда.

Король на площади (1906)

Блок в сказочной форме предсказывает революцию, крушение монархии, гибель ни в чем не виновных прекрасных людей.

Леонид Николаевич Андреев (1871 – 1919)

С юности проявлял болезненный интерес к теме смерти (в юности ложился под поезд, стрелял себе в сердце и др.) Октябрьский переворот не принял, последние годы жил в Финляндии.

В драматургию пришел уже известным прозаиком. Его страшные, мистические, философские рассказы пользовались популярностью.

К звёздам» (1905)

Учёный-астроном Сергей Терновский абсолютно отрешённый поначалу от всех земных проблем, оказывается мудрее, чем его сын-революционер и друзья сына. Революционеры заняты решением сиюминутных социальных проблем, а Терновский убеждён, что человек – это сын вечности, чей дух должен быть устремлён к небу, к звёздам.

Жизнь человека» (1906)

Символистская пьеса о трагизме жизни любого человека. В пьесе нет имён, есть только условные обозначения (человек, жена человека, старухи и т.д.). Андреев условно воссоздаёт основные этапы человеческой жизни от рождения до смерти.

Некто в сером – загадочный мистический персонаж: то ли прок, то ли бог, то ли дьявол. Он незаметно руководит судьбой человека. Свеча, горящая на сцене, – символ жизни. Старухи – прислужницы некто в сером, они злорадствуют при кончине человека, они омерзительные. Гости на балу, родственники человека – лицемерные обыватели, человек им противопоставлен (он талантлив, умён и благороден). Но это не спасает его от трагедии (гибели сына) и смерти в нищете и одиночестве.

Анатема»

Пьеса о добре, о жертвенности, о сущности человека. Праведник Давид Лейзер, неожиданно получивший богатство, раздает его, а потом гибнет, забитый камнями, которые кидали люди, которым Лейзер помогал и которые прежде восхищались им и ждали от него чуда. Однако, даже умирая, Давид протягивает им последнюю монету. Это явная параллель с Христом.

Анатема (дьявол) проиграл спор с неким ограждающим врата вечности. Анатема утверждал, что человек ничтожен, а некий сказал, что Давид достиг бессмертия. Это явная отсылка к «Фаусту» Гёте.

Мысль»

Профессор Керженцев, убеждённый в том, что человек силён только мыслью и разумом, оказывается в ловушке собственного эксперимента: он не может понять, безумен он или нормален.

Вопрос 18.

Драматургия Максима Горького до 1917 г.

На дне» (1902)

Дачники» (1904)

На одной из летних дач собралась компания русских интеллигентов, уставших от светской жизни и стремящихся к покою.

Все дачники раньше страдали, они чувствуют себя непонятыми обществом.

Дом, в котором отдыхают дачники, довольно мрачен. Внутри темнота и сырость, полы скрипят, в стенах сплошные щели. Хозяин, адвокат Басов, не волнуется о состоянии дома.

Каждый дачник осознает, что жить как растение невозможно, но не может на это повлиять. Поэтому герои живут на даче, считая, что приносят некую жертву.

От скуки отдыхающие решают поучаствовать в постановке любительского спектакля. Постоянно что-то не получается: репетиции посещают актеры, играющие второстепенные роли; главные герои не хотят репетировать; некоторые недовольны тем, что им выделили маленькую роль, и устраивают скандалы. В итоге любительский спектакль так и не удается поставить.

Несостоявшаяся постановка, в которой многие дачники мечтали сыграть роль героя драмы, а получили роль комического персонажа, становится метафорой «проигранной» ими жизни. Только Влас, не желающий погибать в болоте опустошенного общества, без сомнений разрывает отношения с очерствевшими людьми и покидает дачу.

Варвары» (1906)

Тишину и привычный мещанский жизненный уклад провинциального города нарушает появление инженеров из столицы — Черкуна и Цаганова, планирующих построить железную дорогу. Все ожидают от них перемен и свежих идей. Оказывается, что ничего нового у приезжих нет. Это такие же варвары, как и местные жители, занятые любовными интригами.

Черкун и Лидия, племянница дворянки, у которой он остановился, проникаются друг к другу симпатией. Из-за этого герой ссорится с женой, которая уезжает в деревню.

Надежда Монахова, местная красавица, влюбляется в Черкуна и пытается добиться взаимности, но тот всячески старается избегать ее. Цыганову же Надежда очень симпатична, он хочет на ней жениться и увезти с собой, однако Монахова считает его старым и отвергает ухаживания.

В один из прощальных вечеров Черкун поддается влечению и целует Монахову в губы. Эту картину видят вернувшаяся к мужу Анна и Монахов. Монахова решает навсегда остаться с Черкуном. Ее муж пытается увезти супругу домой, но та напрочь отказывается. Пытаясь выкрутиться из неприятной ситуации, Черкун прилюдно говорит Наде, что не любит ее и просит прощения у жены. Разочарованная красавица убивает себя из пистолета.

Вопрос 19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: