Проход в тоннель, на наземный, эстакадный участки в одно лицо разрешается в исключительных случаях:
1. дежурному по станции – для установки сигнала остановки после прекращения движения поездов, но при наличии напряжения на контактном рельсе;
2. начальнику станции, заместителю начальника станции, дежурному по станции, оператору станционного поста централизации – для выдачи копии приказа поездного диспетчера на проследование входного светофора с запрещающим показанием;
3. машинисту – для приёмки электроподвижного состава после длительного отстоя на линии, либо выход после постановки электроподвижного состава в длительный отстой;
4. машинисту-инструктору – для устранения неисправности на электроподвижном составе, либо для смены машиниста;
5. для перевода стрелки курбелем (вручную), для запирания стрелки на стрелочную закладку:
§ начальнику станции, заместителю начальника станции, дежурному по станции, оператору поста централизации;
§ мастеру службы пути, помощнику мастера службы пути, инспектору по контролю за состоянием пути, старшему инспектору по контролю за состоянием пути, мастеру ПВС (восстановительное формирование службы пути и искусственных сооружений);
§ старшему электромеханику СЦБ, электромеханику СЦБ, ШН и ШНС СТП СЦБ (восстановительное формирование службы СЦБ)
§ машинисту-инструктору, машинисту.
Прежде чем спуститься в тоннель, вышеуказанные работники должны:
§ убедиться в том, что стрелка выключена из централизации нажатием кнопки КВ (которую идём переводить);
§ убедиться в том, что светофор, ограждающий эту стрелку, перекрыт на запрещающее показание.
Порядок выхода работников из тоннеля в период движения электропоездов и наличия напряжения на контактном рельсе
При необходимости покинуть тоннель, старший группы сообщает ДЦХ (по тоннельной связи) о необходимости вывоза их на станцию или о необходимости покинуть тоннель пешком.
Если работники вывозятся на поезде, то старший группы должен назвать диспетчеру точное место своего нахождения (№ пикета, № светофора, № рельсовой цепи, № стрелочного перевода). Диспетчер предупреждает машиниста о том, что он должен забрать работников метрополитена и указывает ему точное место их нахождения. Работники должны находиться в безопасном месте с включенным фонарем с прозрачно-белым огнем. После остановки поезда машинист обязан подать звуковой сигнал остановки (три коротких), после чего производится посадка работников в поезд. После выезда работников на станцию, старший группы докладывает ДЦХ об этом (ДЦХ дает команду на отключение рабочего и аварийного освещения и на прекращение выдачи предупреждений машинистам). Далее работники должны вернуться на станцию, откуда они входили в тоннель, зарегистрировать у ДСП выход из тоннеля, при необходимости получить документы (удостоверение или наряд).
Если работники выходят из тоннеля пешком, то диспетчер сообщает старшему группы № маршрута поезда, за которым можно осуществить выход на станцию. После выхода на станцию старший группы докладывает ДЦХ об этом, работники также должны явиться к ДСП для регистрации выхода.
Тоннель стесненного габарита
Тоннель стесненного габарита – это тоннель прямоугольного сечения, стены которого находятся в пределах от 190 до 215 см от оси пути, на высоте до двух метров от уровня головки ходового рельса. С двух сторон тоннеля стесненного габарита устанавливается сигнальный знак «Опасно», цифра под знаком указывает длину опасной зоны.
Пребывание работников во время движения электропоездов в тоннелях стесненного габарита запрещается. В случае необходимости выхода работников метрополитена на путь тоннеля стесненного габарита, работники доставляются туда на резервном поезде. После высадки работников на путь, поезд стоит до окончания работ. Вслед идущий поезд задерживается на станции и отправляется только по распоряжению ДЦХ.
Порядок прохода в тоннели в ночное время после снятия напряжения с контактного рельса
После закрытия станции для входа пассажиров дежурный по станции включает аварийное освещение тоннелей. После закрытия станции для выхода пассажиров сотрудник полиции проверяет пропуска и служебные удостоверения у всех лиц, находящихся на станции. Лица, не имеющие указанных документов, удаляются со станции.
В 01 час 20 минут дежурный по станции должен предоставить идущим на перегон работникам «Журнал контроля прохода работников на перегон во время ночного окна в период отсутствия напряжения на контактном рельсе и выхода на пассажирскую платформу» (форма ДУ-6) для регистрации. Каждый работник должен зарегистрировать свой проход на пути в этом журнале. В журнале указывается дата, фамилия, имя, отчество, подразделение, должность, точное место, куда следует работник (наименование перегона или участка).
Каждый работник перед выходом на путь должен пройти видеорегистрацию. В кабине ДСП глядя в камеру назвать должность, Ф.И.О., подразделение.
После утверждения приказа поездного диспетчера о снятии напряжения с контактного рельса, дежурный по станции:
§ включает рабочее освещение тоннелей (аварийное освещение ДСП включает в 1час 30 мин);
§ выключает УКПТ;
§ открывает торцевые двери, предварительно получив сообщения от сотрудника полиции об отсутствии посторонних лиц на станции;
§ подаёт сигнал о снятии напряжения с контактного рельса (два длинных свистка или объявляет по громкоговорящему оповещению).
И только после этого работники, которые зарегистрировали свой проход на пути, могут спуститься на путь для производства работ.
У работников, идущих в тоннель в период ночного окна в удостоверении должен быть штамп «Т» – тоннель.






