Тема 6. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка

                   Вопросы для обсуждения.

1.Типы семейного воспитания

2. Роли ребенка в семье.

3. Материнская депривация.

4. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика.

5. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания.

 

                    Вопросы и задания для самостоятельной работы.

 

1.Что такое родительская директива? Раскройте содержание наиболее диструктивных директив.

2.Назовите основные типы детско-родительских отношений.

3. Чем отличается сотрудничество при взаимодействии родителей с ребенком от псевдосотрудничесва?

4. Чем определяется основное содержание роли, которую играет ребенок в структуре семейных отношений.

5. Какие роли может играть ребенок в семье?

6. Что включает в себя понятие «материнская депривация»

7.Каковы основные последствия влияния депривации на развитие ребенка?

8.Перечислите параметры, определяющие содержание воспитательного процесса в семье.

9. Что выступает в качестве основного механизма развития невпротической личности в семье?

10.Какие методы используют для исследования родительской позиции.

11.Подберите 2-3 методики для диагностики детско-родительских отношений.

 

                  Рекомендуемая литература.

ü Гарбузов В.И. и др. неврозы у детей и их лечение.

ü Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.,2005

ü Жедунова Л.Г., Посысоев Н.Н. Проблемы социализации детей-сирот. – Ярославль 1997

ü Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. СПб., 1999

ü

ü Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье. М..2006

ü Ландгмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. – Прага.,1984

ü Маслоу А. Мотивация и личность СПб.,1999

ü Роджерс К. Взгляд на психотерапию.

ü Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.,2004

ü Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия - 1999.

 

 

Тема 7. Основы семейного консультирования.

             Вопросы для обсуждения.

1.Принципы консультирования семьи.

2.Модели консультирования семьи.

3.Правила эффективной коммуникации.

4. Условия эффективности семейного консультирования.

 

     Вопросы и задания для самостоятельной работы.

· Как разворачивается процесс психологического консультирования.? Назовите этапы психологического консультирования, дайте их характеристики.

· Какие теоретические принципы лежат в основе различных подходов к консультированию семьи.

· В чем различие между психодинамической и бихевиористической моделью консультирования семьи.

·  Назовите основные положения,характеризующие гештальт- подход к семейному консультированию Д.Зинкера.

· Каковы основные цели структурной помощи семье.

· Каковы основные идеи основанной на опыте модели оказания  помощи семье.

 

                     Рекомендуемая литература.

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.,1997

2. Браун Дж., Кристенсен Д. теория и практика семейной психотерапии. СПб., 2001

3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.,2001

4.  Игровая семейная психотерапия // Под ред. Шеффера Ч. СПб.,2001

5. Коттлер дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб., 2001

6.  Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании.- Калининград, 1999

7. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб 2000

8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В.. Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия.

 

 

Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.

    Вопросы для обсуждения.

 

v Схема психологического анализа семьи как системы.

v Методы диагностики семейных отношений.

 

        Вопросы и задания для самостоятельной работы.

.

1. Используя схему анализа семьи (предложенную на стр 326 – Основы психологии современной семьи и семейного консультирования) проанализируйте собственную семью.

Попытайтесь выделить все элементы семейной системы, особенно такие, как семейные мифы, и семейную историю.

2. Проанализируйте любую другую семью по аналогичной схеме.

3. выделите особенности, отличающие одну семью от другой.

4. Используя метод генограммы, определите образцы поведения членов своей семьи, передающиеся из поколения в поколение.

 

            Рекомендуемая литература.

v Варга А. Системная семейная психотерапия. – М., 2001.

v Лосева В.К. Рисуем семью.- 1995

v Социальная педагогика // Под ред Галагузова М.А. – М.,2000

v Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечения. Минск 1999

v Черников А.А. Генограмма как категория анализа семейной жизни. Психологическая консультация.- 1997 -№ 1.

v Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб 2000

v Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В.. Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия.

 

 

 

 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Семья

Брак

Нетрадиционная семья

Бикарьерная семья

Интерфильная семья

Полная семья

Неполная семья

Благополучная семья

Неблагополучная семья

Многодетная семья

Приемная семья

Современная модель семьи

Семейные роли

Жизненный цикл семьи

Любовь

Симпатия

Профили брака

Отцовство

Материнство

Детско-родительские отношения

Гендерные исследования

Сексуальные девиации

 Развод

 

 

                  

            РЕФЕРАТИВНЫЕ СООБЩЕНИЯ.

Подготовка реферативных сообщений.

 

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме. Различаются две разновидности рефератов: передающие содержание одной книги, одного учения или научной проблемы и суммирующие данные нескольких источников по определенной теме.

Готовя реферативное сообщение, необходимо продумать не только содержание выступления (теоретический уровень, логичность, актуальность для решения практических задач, убедительность примеров, собственное отношение к рассматриваемой проблеме), но и методику преподнесения его аудитории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: