Психологический дебрифинг как метод кризисной психологии

Рекомендуется проводить для участников и свидетелей травмирующего инцидента.

Психологический дебрифинг представляет собой ocoбо организованное обсуждение и используется в группах людей, совместно переживших стрессогенное или травматическое событие. Общая цель группового обсуждения минимизация психологических страданий. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

· «проработка» впечатлений, реакций и чувств;

· когнитивная организация переживаемого опыта средством понимания структуры и смыла происшедших событий, реакций на них;

· уменьшение индивидуального и группового напряжения;

· уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций. Эта задача разрешается при помощи группового обсуждения чувств;

· мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и понимания;

· подготовка к переживанию тех симптомов или акций, которые могут возникнуть;

· определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости.

Дебрифинг нельзя назвать «лечением». Его смысл – в попытках минимизировать вероятность тяжелых психологических последствий после стресса. Дебрифинг препятствует их развитию и продолжению, способствует пониманию причин и осознанию действий, которые необходимо предпринимать.

Психологический дебрифинг применяется при самых разнообразных происшествиях, объединенных двумя общими характеристиками: это ситуации угрозы, которая осознавалась участниками, в ней участвовали все члены группы дебрифинга.

Оптимальное время для проведения дебрифинга – не раньше, чем через 48 часов после события. К этому моменту завершится период особых реакций сразу же после события и участники событий, возможно, будут в состоянии осуществлять рефлексию и самоанализ.

Но если времени пройдет слишком много, воспоминания станут расплывчатыми, туманными. В таких случаях при необходимости воссоздания пережитых чувств и состояний могут использоваться видеозаписи или фильмы о событии.

Идеальной обстановкой для дебрифинга является комната, где группа изолирована от внешних вмешательств, таких, например, как возможность телефонного звонка. Участники располагаются вокруг стола. Это лучше, чем использование традиционной модели групповой терапии, когда стулья расположены по кругу с пустым пространством посередине, поскольку такая организация пространства может быть непривычной и поэтому восприниматься как несущая угрозу.

Конечно, самой важной является организация самогогруппового обсуждения. Оно включает говорение, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке «приведение» встречи к удовлетворительному заверите и позитивному результату. У ведущего имеются и другие функции, например, использование закономерностей групповой динамики, контроль над перемещением членов группывнутри и вне комнаты, контроль над временем, индия дуальные контакты с теми, чье состояние ухудшилось, и запись происходящего. Но хотя эти функции важны, о должны быть подчинены главным задачам действия.

В группе дебрифинга может быть до пятнадцати человек, если нет особых обстоятельств. Когда же необходима работа с большим количеством участников (например это может быть необходимо после стихийного бедствия, теракта, когда в результате происшествия пострадало большое количество людей), возможно проводить процедуру дебрифинга одновременно в нескольких групп по 15 человек.

Если число участников превышает 15, то может быть предпочтительнее разделить группу на маленькие группки, поскольку каждый из присутствующих переживает предположительно те же проблемы. Посторонних, не участвовавших в инциденте и не связанных с ним ключевым образом, не следует подключать к работе группы

В дебрифинге принято выделять три части и семь отчетливо выраженных фаз:

· Часть I – проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;

· Часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;

· Часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.

Ниже сформулированы и описаны семь фаз дебрифинга.

1. Вводная фаза

Типичное время, которое тратится на введение, – 15 минут.

Ведущий группы представляет себя, команду дебрифинга и поясняет цели встречи. Ведущий представляет собравшимся основные задачи дебрифинга.Ведущий разъясняет, что дебрифинг – это новое для них занятие, в котором они никогда не участвовали прежде. Поэтому то, насколько хорошо они будут это делать, выяснится в процессе обсуждения. Затем ведущий определяет правила для дебрифинга. Правила обозначаются, чтобы минимизировать тревогу, которая может быть у участников.

1. Обычно члены группы успокаиваются, услышав о том, что ни одного из них не будут вынуждать говорить что-либо вообще, если он не пожелает этого делать. Единственное требование заключается в том, что он должны назвать свое имя и выразить отношение к катастрофе или к тому событию, участником или свидетелем которого они были. Однако членов группы просят стараться выслушивать, не перебивая, и давать высказаться

2. Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциальности содержания встречи. Руководитель или ответственный дает гарантию, что все сказанное не выйдет за рамки этого круга общения. Аналогично членов группы просят не передавать кому-либо за пределами этого круга личной информации о других участниках, «не сплетничать» о том, что они могут сказать прямо друг другу. Слово «сплетни» здесь предпочтительно, так как многие смутно представляют себе, что реально означает«конфиденциальность», и поэтому им легче понять инструкцию с употреблением бытовой лексики.

3. Нужно, чтобы члены группы знали, что дебрифинг не предполагает оценок, критики и приговоров.

4. Участников предупреждают, что во время обсуждения они могут почувствовать себя хуже, но это – нормальное явление, это часть платы за возможность впоследствии противостоять стрессам.

5. Членам группы рекомендуют работать без перерыва. Поэтому им можно предложить перекусить или посетить туалет до начала дебрифинга.

6. Участникам сообщают, что у них есть возможности тихо выйти и вернуться обратно.

7. Членам группы предоставляется возможность обсуждать нечто, что выходит за рамки заданной тем и задавать любые вопросы.

2. Фаза фактов

На этой фазе каждый человек кратко описывает, произошло с ним во время инцидента. Ведущий команды дебрифинга должен поощрять фактологические перекрестные вопросы, помогающие прояснить и откорректировать объективную картину фактов и событий, имеющихся в распоряжении членов группы. Знание фактов и их последовательности помогает упорядочить происшедшее, создать структуру события. Это одна из главных задач дебрифинга – дать людям возможность более объективно увидеть ситуацию, что блокирует фантазии и спекуляции, подогревающие тревогу.

3. Фаза мыслей

На фазе мыслей дебрифинг фокусируется на процессах принятия решения и мышления. Вопросы, открывающие эту фазу: «Какими были ваши первые мысли, когда это произошло? Когда вы возвратились на место действия? и т.п.»

Затем следует спросить: «Что вы делали во время инцидента? Почему вы решили делать именно то, что вы делали?»

В конце этой фазы участники могут обсуждать свои непосредственные впечатления. Можно задать вопросы типа: «Каковы были ваши впечатления о том, что происходило вокруг вас, когда события только начали развиваться? Что вы слышали, обоняли, видели?»

Эти обсуждения чувственных впечатлений позволяют в дальнейшем избежать образов и мыслей, которые могут оказывать разрушительные воздействия после события. Сопоставление этих воспоминаний и проговаривание делает не столь мощным их разрушительный эффект.

4. Фаза реагирования

Вопросы о мыслях, впечатлениях и действиях способствуют чувственному отреагированию. Эта фаза, в которой исследуются чувства, часто самая длительная часть дебрифинга. Для того, чтобы достичь успеха в этой фазе, ведущему нужно помогать людям рассказывать о переживаниях, даже болезненных. Это может уменьшить разрушительные последствия таких чувств.

Групповой принцип универсальности является здесь ключевым. Этому способствуют вопросы типа:«Как вы реагировали на событие?..»; «Что для вас было самым ужасным из того, что случилось?..»; «Переживали ли вы в вашей жизни раньше что-либо подобное?..»; «Что вызывало у вас такие же чувства: грусть, расстройство, фрустрацию?.. страх?»; «Как вы себя чувствовали, когда произошло событие?..».

Ответ на вопрос о самых тяжелых чувствах помогает проработать наиболее конфликтные переживания.

Если у кого-то из участников ухудшается состояние, то это – ключевой момент для мобилизации групповой поддержки, сигнал соседу: положить руку на плечо человека, который находится в состоянии дистресса, или просто вербализировать поддержку, сказав, что слезы здесь совершенно уместны и приемлемы.

Важно присматриваться к тем, кто кажется особенно сильно пострадавшим, к тем, кто молчит или у кого есть особенно выраженные симптомы. Это могут быть те, кто более всего подвергался риску.

5. Фаза симптомов

Во время фазы симптомов некоторые реакции должны быть обсуждены более детально. Участников просят описывать симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершился, когда они возвратились домой, в течении последующих дней и в настоящее время. Вопросы о необычных переживаниях, о трудностях возврата и восстановления нормального режима жизни и работы – обязательны.

К характерным чертам посттравматического стресса относятся переживание феномена избегания, оцепенение и другие. Страх может вызвать изменения в поведении. Особое внимание следует уделить проблеме влияния вовлеченности в событие на семейную жизнь. Человек может чувствовать, что его семья не в состоянии понять его переживания.

6. Завершающая фаза

В этой фазе один из ведущих должен попытаться обобщить реакции участников. Возможен путь, когда обсуждаются личные события из жизни участвующих и используются материалы других инцидентов или даже результаты исследований. Этот акцент на анализе реакций демонстрирует собравшимся, что их реакция вполне нормальна, что это «нормальная реакция на ненормальные события». Но индивидуальность каждого также должна быть акцентирована. Хорошо иметь большой плакат с перечнем возможныхсимптомов и их детальным описанием; этот плакат может быть помещен где-нибудь в комнате, чтобы люди могли добавлять свои симптомы к перечню.

Полезно организовать работу так, чтобы участники могли бы еще раз встретиться через неделю после дебрифинга. Знание о предстоящей встрече позволяет участникам задуматься над формированием собственной стратегии преодоления своих переживаний

7. Фаза реадаптации

В этой фазе обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодоления. Одной из главных целей дебрифинга, помимо всего прочего, является создание внутригруппового психологического контекста.

Руководитель дебрифинга предлагает участникам продумать, как они смогут общаться друг с другом в дальнейшем, и, например, обменяться телефонами и адресами.

Дебрифинг может иметь продолжение спустя несколько недель или даже месяцев. Этот процесс уже менее структурированный, чем первый, и его главная задача – проследить прогресс участников в терминах симптомов и действий, предпринятых, чтобы справиться с ними. В это время также могут появиться участники, нуждающиеся в более интенсивной психологической помощи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: