Сказкотерпия в психологическом консультировании

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др.[7], в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога требуется выполнение следующих условий:

· При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

· Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

· Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух [6]. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

· Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

· Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

· Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Сказкотерапия в работе психолога обладает огромным функционалом, начиная от диагностики, заканчивая коррекционно-развивающим эффектом.
С точки зрения коррекции с помощью сказкотерапии происходит систематическое усиление творческих способностей и возможностей личности.
С помощью сказкотерапии возможно исключение директивного изменения нежелательных форм проявления поведения. Альтернативой этому может послужить ряд положительных проявлений личности.
Сказкотерапия в целом, как направление и метод является профилактикой нежелательного или отклоняющегося поведения. Здесь человеку в придуманной форме предоставляется возможность «проиграть» или «прожить» определенную жизненную ситуацию, являющуюся актуальной в данный момент для человека.
Необходимо отметить, что, по мнению специалистов, сего одна и та же сказка может помочь человеку в разные возрастные периоды, благодаря наличию большого количества смыслов.
Огромную роль в коррекционном процессе приобретает форма переписывания сказок. Данный метод применяется, когда ребенку не нравится сюжет или продолжение сюжета, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Это явление является диагностичным, т.к. отрицание чего-то указывает на актуальную нерешенную проблему.
Переписывая сказку, ребенок, подросток, взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: