Пояснительная записка

Исстари основным занятием русских людей являлось земледелие, и весь жизненный уклад определялся в первую очередь временами года, поэтому культура в целом и основная масса праздников на Руси носила земледельческий характер. Силой слова и звука человек пытался умилостивить природу, чтобы она помогала людям получить хороший урожай. Мысль об урожае, – тема труда – главная тема во всех обрядах, песнях, играх. Каждое действо была приурочено к определенному времени года, а в нем – связано с каким-либо земледельческим действом, праздником, обычаем или традицией.

Земледельческий календарь – это уникальное явление русской культуры, который складывался постепенно, в течение многих столетий, изустно передаваясь из поколения в поколение. В нем нашли свое отражение практический опыт крестьянина, всевозможные метеорологические, астрономические и агрономические знания. Русский земледельческий календарь – это энциклопедия народных знаний, колыбель научного естествознания, собрание народных ценностей.

Земледельческий календарь складывается из сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома, наиболее удобных дат заключения брачных союзов, аграрных и семейных обрядов и праздников. Это сложное явление, включающее в себя знания природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества, установившиеся веками нормы общественной жизни и многое другое. Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. В народный календарь вошли: приметы, пословицы, поговорки, песни, сказания, частушки, игры, заклинания, танцы.

Необходимо подчеркнуть, огромное значение в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и т.д.), сказки, игры, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа, научиться творчески самовыражаться. Приобретение детьми совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно патриотических позиций и в конечном плане определяет меру его общего развития.

Для достижения того, чтобы дети поняли познавательное значение фольклорного материала, важно чтобы воспитатели и педагоги знали, умели, обладали и владели этим фольклорным материалом. Поэтому, основная задача данного мастер-класса познакомить воспитателей и педагогов с основой земледельческого календаря, традициями русских праздников и обычаев. Научить использовать фольклорный материал для организации досуговой деятельности детей и на занятиях.

 

 

«Работа по народному земледельческому календарю»

(сценарий)

 

Звучит музыка и в нарядно украшенный зал входят 4 девушки-ведущие в нарядах, изображающих времена года. Поют песню.

- К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

Ведущая: Ой, вы гой еси, добры молодцы, и красны девицы! Слушайте и глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали! Приглашаем Вас к нам в гости, в нашу горницу, песни петь да хороводы водить. Познакомим мы вас с основными праздниками на Руси-матушке.

Горница у нас большая

Да красивая такая.

Вот в углу сундук стоит,

Много он добра хранит.

Есть и рушник и ложки.

Расписная шаль висит.

Заиграют балалайки, и никто не устоит.

Будем время коротать,

Песни петь и танцевать.

На середину зала выходит девушка в осеннем наряде.

Ведущая в осеннем наряде: Пожелтел листок – осенняя весточка.

2 ведущая: Осень листьями, словно золотом дорогу себе устилает.

3 ведущая: Осенью дождь со снегом чередит.

4 ведущая: Осеннее небо – синь бездонная.

Ведущая в осеннем наряде: В старину осень зазывали (закликали): «Осень, осень, в гости просим! 14 сентября – встреча осени. К этому дню старались закончить уборку урожая. А кто видел, как убирают в поле хлеб? В древние времена выходили в поле жать хлеб жнеи. Хлеб в зерне или на корню называли житом».

У нас серпы-то золотые.

А мы жнеи молодые!

Время жито жать.

Во снопочки вязать.

На ток возить.

Цепами молотить.

У печи сушить.

Тесто месить.

Пирогами всех кормить.

Ведущая в осеннем наряде: Встречали осень на Руси несколько раз. 21 сентября – Осенины – проводы лета и встреча осени. Рано утром женщины выходили на берег реки, озера и встречали матушку Осенину овсяным хлебом. Старшая стояла с хлебом, а младшие вокруг пели песни. Затем хлеб разламывали на куски и кормили ими домашний скот. А затем играли в игры.

Давайте и мы с вами, гости дорогие, поиграем.

Игра «У медведя».

Выбирается «медведь», Он рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется в бору; потом он отходит в сторону – «в берлогу», делая вид, что спит. Все остальные, встают в хоровод и поют песню. Так же играющие могут ходит по полянке, собирать грибы, ягоды:

У медведя во бору

Грибы, ягоду беру…

А медведь хоть не спит,

На меня не глядит.

Веточка обломится,

Медведь за мной погонится!

Медведь ворочается, потягивается. Затем встает и начинает гоняться за детьми. Все разбегаются, «медведь» пытается кого-нибудь поймать, пойманный становится «медведем». Игра повторяется.

Ведущая в осеннем наряде: Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой. В октябре – Покров. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.

Ноябрь в старину называли полузимником. В народе говорят: ноябрь-ворота зимы. В это время прилетают птицы-зимники (синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели и другие птицы). Им устраивают веселую встречу, мастерят и развешивают кормушки

Чики, чики, кички,

Березовые лычки!

Летели две птички,

Собой невелички,

Как они летели,

Все люди глядели,

Как они садились,

Все люди дивились,

Как они прощались.

Крепко целовались

У-у-у-у!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: