Исстари основным занятием русских людей являлось земледелие, и весь жизненный уклад определялся в первую очередь временами года, поэтому культура в целом и основная масса праздников на Руси носила земледельческий характер. Силой слова и звука человек пытался умилостивить природу, чтобы она помогала людям получить хороший урожай. Мысль об урожае, – тема труда – главная тема во всех обрядах, песнях, играх. Каждое действо была приурочено к определенному времени года, а в нем – связано с каким-либо земледельческим действом, праздником, обычаем или традицией.
Земледельческий календарь – это уникальное явление русской культуры, который складывался постепенно, в течение многих столетий, изустно передаваясь из поколения в поколение. В нем нашли свое отражение практический опыт крестьянина, всевозможные метеорологические, астрономические и агрономические знания. Русский земледельческий календарь – это энциклопедия народных знаний, колыбель научного естествознания, собрание народных ценностей.
Земледельческий календарь складывается из сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома, наиболее удобных дат заключения брачных союзов, аграрных и семейных обрядов и праздников. Это сложное явление, включающее в себя знания природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества, установившиеся веками нормы общественной жизни и многое другое. Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. В народный календарь вошли: приметы, пословицы, поговорки, песни, сказания, частушки, игры, заклинания, танцы.
Необходимо подчеркнуть, огромное значение в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и т.д.), сказки, игры, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа, научиться творчески самовыражаться. Приобретение детьми совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно патриотических позиций и в конечном плане определяет меру его общего развития.
Для достижения того, чтобы дети поняли познавательное значение фольклорного материала, важно чтобы воспитатели и педагоги знали, умели, обладали и владели этим фольклорным материалом. Поэтому, основная задача данного мастер-класса познакомить воспитателей и педагогов с основой земледельческого календаря, традициями русских праздников и обычаев. Научить использовать фольклорный материал для организации досуговой деятельности детей и на занятиях.
«Работа по народному земледельческому календарю»
(сценарий)
Звучит музыка и в нарядно украшенный зал входят 4 девушки-ведущие в нарядах, изображающих времена года. Поют песню.
- К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
Ведущая: Ой, вы гой еси, добры молодцы, и красны девицы! Слушайте и глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали! Приглашаем Вас к нам в гости, в нашу горницу, песни петь да хороводы водить. Познакомим мы вас с основными праздниками на Руси-матушке.
Горница у нас большая
Да красивая такая.
Вот в углу сундук стоит,
Много он добра хранит.
Есть и рушник и ложки.
Расписная шаль висит.
Заиграют балалайки, и никто не устоит.
Будем время коротать,
Песни петь и танцевать.
На середину зала выходит девушка в осеннем наряде.
Ведущая в осеннем наряде: Пожелтел листок – осенняя весточка.
2 ведущая: Осень листьями, словно золотом дорогу себе устилает.
3 ведущая: Осенью дождь со снегом чередит.
4 ведущая: Осеннее небо – синь бездонная.
Ведущая в осеннем наряде: В старину осень зазывали (закликали): «Осень, осень, в гости просим! 14 сентября – встреча осени. К этому дню старались закончить уборку урожая. А кто видел, как убирают в поле хлеб? В древние времена выходили в поле жать хлеб жнеи. Хлеб в зерне или на корню называли житом».
У нас серпы-то золотые.
А мы жнеи молодые!
Время жито жать.
Во снопочки вязать.
На ток возить.
Цепами молотить.
У печи сушить.
Тесто месить.
Пирогами всех кормить.
Ведущая в осеннем наряде: Встречали осень на Руси несколько раз. 21 сентября – Осенины – проводы лета и встреча осени. Рано утром женщины выходили на берег реки, озера и встречали матушку Осенину овсяным хлебом. Старшая стояла с хлебом, а младшие вокруг пели песни. Затем хлеб разламывали на куски и кормили ими домашний скот. А затем играли в игры.
Давайте и мы с вами, гости дорогие, поиграем.
Игра «У медведя».
Выбирается «медведь», Он рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется в бору; потом он отходит в сторону – «в берлогу», делая вид, что спит. Все остальные, встают в хоровод и поют песню. Так же играющие могут ходит по полянке, собирать грибы, ягоды:
У медведя во бору
Грибы, ягоду беру…
А медведь хоть не спит,
На меня не глядит.
Веточка обломится,
Медведь за мной погонится!
Медведь ворочается, потягивается. Затем встает и начинает гоняться за детьми. Все разбегаются, «медведь» пытается кого-нибудь поймать, пойманный становится «медведем». Игра повторяется.
Ведущая в осеннем наряде: Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой. В октябре – Покров. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.
Ноябрь в старину называли полузимником. В народе говорят: ноябрь-ворота зимы. В это время прилетают птицы-зимники (синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели и другие птицы). Им устраивают веселую встречу, мастерят и развешивают кормушки
Чики, чики, кички,
Березовые лычки!
Летели две птички,
Собой невелички,
Как они летели,
Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились,
Как они прощались.
Крепко целовались
У-у-у-у!