Определение сущности мотивационного компонента профессионального становления курсантов

Цыганков Д.С., заместитель начальника

факультета Внутренних войск МВД России

Вольского высшего военного училища тыла (военного института)

 

Раскрытие сущности мотивационного компонента профессионального становления военного специалиста целесообразно начать с анализа понятий «мотив» и «мотивация».

Несмотря на то, что проблеме мотивов посвящены многочисленные исследования, на сегодняшний день всё ещё нет единого взгляда на определение сущности мотива.

Проанализировав результаты психолого-педагогических трудов относительно исследуемой проблемы, хотелось бы заметить, что в некоторых источниках имеет место подмена понятия «мотив» понятиями «установка», «эмоция», «цель» или прямое отнесение их к мотивации, наделение этих реа­лий функциями мотива, либо же они трактуются как его разновидности. Зачастую это происходит ввиду отождествления мотива с любым побуждением. Иногда мотив военно-профессиональной деятельности подменяется мотивом определенного действия (поступка в боевой обстановке).

Нередко также мотив отождествляется с терминами «желание» и «интерес». Интересы – это преимущественная направленность человека на какие-то предметы, деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интересы и желания представляют собой фактически не саму мотивацию, не вид мотивации, а лишь этапы возникновения, становления, развития существую­щей мотивации.

Сомнительно и отождествление мотива с отношениями, так как последние представляют собой ничто иное, как следствие моти­вированности. Некорректным является и отождествление мотива с волей, хотя между ними и имеется определенная связь.

Понятие «мотив» широко используется в обыденной педагогике и в научных педагогических трудах при анализе причин тех или иных действий воспитуемого, к сожалению, зачастую без содержательного уточнения самого термина. Слово «мотив» в семиотике признается простейшей смысло­вой единицей повествования. Мотив может выражать тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека; может пониматься как предмет, который побу­ждает и направляет на себя деятельность и поступки; как причина, ле­жащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Мотив мо­жет представлять собой рационализацию, подтверждение или оправдание, которое человек представляет как причину своего поведения; иногда понятие «мотив» используется для обозначения общей глобальной установки чело­века.

Наиболее аргументировано проблема мотивов и потребностей решается А.Н. Леонтьевым [1]. Он утверждает, что «мотив – это объект, который отвечает той или иной потребности и, который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности». А.Н. Леонтьев полагает, что «о потребности ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов».

При этом рассмотрение мотивов будет некорректным без анализа мотивации. Многие исследователи едины во мнении о соотнесении понятия «мотивация» с понятием «мотив», и что он может выступать как единица анализа. Авторская точка зрения относительно определений понятий «мотивации» и «мотива» близка к позиции Е.П. Ильина, который предлагает рассматривать мотивацию как ди­намический процесс формирования мотива (как основания поступка), а мотив – как сложное интегральное психическое образование (осоз­наваемое субъектом побуждение к деятельности), нижней границей которого является потребность, верхней – намерение что-то сделать, включая и наме­рение к этому [2].

В психолого-педагогической литературе наряду с понятием «мотивация» говорится о мотивационной сфере, мотивационном синдроме и мотивационном компоненте.

В научных исследованиях касательно рассмотрения проблематики мотивационного компонента сложилось различное его понимание.

Ученые трактуют мотивационный компонент как:

- совокупность устойчивых мотивов, целей, регулирующих деятельность будущего специалиста, связанных с ними ценностных отношений, обусловленной ими направленности на достижение высоких результатов в этой деятельности;

- система мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, и в структуре профессиональной компетентности специалиста характеризуют его профессиональную готовность к реализации ценностей его профессии;

- личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах;

- осознание смысла своей профессии, выбора профессии, мотивы;

- ценностные ориентации и социальные установки, а также потребности, интересы и мотивы профессиональной деятельности.

Анализ приведенных выше определений позволяет толковать мотивационный компонент применительно к процессу профессионального становления курсантов как совокупность устойчивых мотивов, регулирующих и придающих целенаправленный характер деятельности курсантов по овладению профессией.

 

Список использованных источников

1. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. – М.: Изд-во МГУ, 1971. – 38 с.

2. Ильин Е.И. Мотивы и мотивация. – СПб: Питер, 2000. – 187 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ                               В ЭКОНОМИКЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: