Цыганков Д.С., заместитель начальника
факультета Внутренних войск МВД России
Вольского высшего военного училища тыла (военного института)
Раскрытие сущности мотивационного компонента профессионального становления военного специалиста целесообразно начать с анализа понятий «мотив» и «мотивация».
Несмотря на то, что проблеме мотивов посвящены многочисленные исследования, на сегодняшний день всё ещё нет единого взгляда на определение сущности мотива.
Проанализировав результаты психолого-педагогических трудов относительно исследуемой проблемы, хотелось бы заметить, что в некоторых источниках имеет место подмена понятия «мотив» понятиями «установка», «эмоция», «цель» или прямое отнесение их к мотивации, наделение этих реалий функциями мотива, либо же они трактуются как его разновидности. Зачастую это происходит ввиду отождествления мотива с любым побуждением. Иногда мотив военно-профессиональной деятельности подменяется мотивом определенного действия (поступка в боевой обстановке).
|
|
Нередко также мотив отождествляется с терминами «желание» и «интерес». Интересы – это преимущественная направленность человека на какие-то предметы, деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интересы и желания представляют собой фактически не саму мотивацию, не вид мотивации, а лишь этапы возникновения, становления, развития существующей мотивации.
Сомнительно и отождествление мотива с отношениями, так как последние представляют собой ничто иное, как следствие мотивированности. Некорректным является и отождествление мотива с волей, хотя между ними и имеется определенная связь.
Понятие «мотив» широко используется в обыденной педагогике и в научных педагогических трудах при анализе причин тех или иных действий воспитуемого, к сожалению, зачастую без содержательного уточнения самого термина. Слово «мотив» в семиотике признается простейшей смысловой единицей повествования. Мотив может выражать тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека; может пониматься как предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки; как причина, лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Мотив может представлять собой рационализацию, подтверждение или оправдание, которое человек представляет как причину своего поведения; иногда понятие «мотив» используется для обозначения общей глобальной установки человека.
Наиболее аргументировано проблема мотивов и потребностей решается А.Н. Леонтьевым [1]. Он утверждает, что «мотив – это объект, который отвечает той или иной потребности и, который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности». А.Н. Леонтьев полагает, что «о потребности ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов».
|
|
При этом рассмотрение мотивов будет некорректным без анализа мотивации. Многие исследователи едины во мнении о соотнесении понятия «мотивация» с понятием «мотив», и что он может выступать как единица анализа. Авторская точка зрения относительно определений понятий «мотивации» и «мотива» близка к позиции Е.П. Ильина, который предлагает рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка), а мотив – как сложное интегральное психическое образование (осознаваемое субъектом побуждение к деятельности), нижней границей которого является потребность, верхней – намерение что-то сделать, включая и намерение к этому [2].
В психолого-педагогической литературе наряду с понятием «мотивация» говорится о мотивационной сфере, мотивационном синдроме и мотивационном компоненте.
В научных исследованиях касательно рассмотрения проблематики мотивационного компонента сложилось различное его понимание.
Ученые трактуют мотивационный компонент как:
- совокупность устойчивых мотивов, целей, регулирующих деятельность будущего специалиста, связанных с ними ценностных отношений, обусловленной ими направленности на достижение высоких результатов в этой деятельности;
- система мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, и в структуре профессиональной компетентности специалиста характеризуют его профессиональную готовность к реализации ценностей его профессии;
- личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах;
- осознание смысла своей профессии, выбора профессии, мотивы;
- ценностные ориентации и социальные установки, а также потребности, интересы и мотивы профессиональной деятельности.
Анализ приведенных выше определений позволяет толковать мотивационный компонент применительно к процессу профессионального становления курсантов как совокупность устойчивых мотивов, регулирующих и придающих целенаправленный характер деятельности курсантов по овладению профессией.
Список использованных источников
1. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. – М.: Изд-во МГУ, 1971. – 38 с.
2. Ильин Е.И. Мотивы и мотивация. – СПб: Питер, 2000. – 187 с.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ