Россия с 1993 г. ожидает приема сначала в ГАТТГенерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)

, а потом в ВТО. Вступление в ВТО будет несомненно означать усиление конкуренции иностранных товаров на внутреннем российском рынке в связи со снижением ставок импортных таможенных пошлин и других уступок со стороны России. В то же время участие в ВТО может означать некий конкурентный стимул для оздоровления российской экономики, а также отчасти поможет снять действующие за рубежом во многих случаях дискриминационные меры в отношении экспорта товаров и услуг из России. Россия сможет эффективнее защищаться от любых дискриминационных акций в ее адрес, в том числе с недобросовестными обвинениями ее в демпинге, используя эффективно действующую в ВТО процедуру урегулирования межгосударственных торгово-экономических споров. Немаловажно, что, будучи членом ВТО, Россия сможет и сама участвовать в выработке современных правил мировой торговли, которым она, оставаясь вне ВТО, все равно вынуждена следовать. Вхождение в ВТО, по большому счету, откроет для России двери для вхождения в мировое торгово-экономическое пространство. Но очень многое будет зависеть от результативности оздоровления внутренней экономики России. Если не удастся перестройка сырьевой ориентации и переход к современному высокотехнологичному эффективному хозяйству, Россию может постигнуть участь "бедного Юга", вечно безуспешно догоняющего "богатый Север".

Задержка в допуске России в ВТО объясняется отчасти неповоротливостью отечественного бюрократического аппарата в приспособлении внутренних внешнеторговых и иных правил и практики к требованиям ВТО, но и довольно наглядным сопротивлением принятию России в ВТО со стороны государств, где российские товары и услуги могут оказаться конкурентно вредными для внутренних производителей, и наконец, не в последнюю, а возможно, в первую очередь, - традиционной политической, мягко выражаясь, недоброжелательностью в отношении любого усиления позиций России в мире (этот последний фактор, пожалуй, лучше всего подтверждает объективную выгоду для России от присоединения к ВТО)

Инновационный путь развития

Россия, к сожалению, превратилась в сырьевую страну, производство высокотехнологичной продукции стагнирует. Правительство, Президент, все говорят о необходимости перехода на инновационный путь развития, но пока из этого ничего не получается. Новые разработки, технологии по-прежнему плохо востребованы российским бизнесом и российской экономикой.

В чем же причина? И опять мы видим, что во многом причина лежит в современной финансовой системе.

Российская экономика в области продукции таких отраслей, как машиностроение, электроника, автомобилестроение и т.п., пока неконкурентоспособна на мировом рынке. Эти отрасли могут существовать только под крышей государственного протекционизма. Но в этих условиях исчезает стимул к развитию и совершенствованию. Если же протекционизм снять, то эти области промышленности погибают.

Итак, имеем дилемму: протекционизм консервирует отсталость, либерализация уничтожает высокотехнологическую промышленность. Третьего нет. Все попытки создания некоторого промежуточного "лифта", который позволял бы плавно, постепенно переходить к продукции мирового уровня, так и не привели к успеху. Инновационный путь развития пока остается скорее мечтой, чем основой реальной государственной политики.

                                       2.2Протекционизм

История отечественной таможенной политики начинается с Новоторгового устава <*> царя Алексея Михайловича (1667 г.), который можно рассматривать как первый таможенный тариф России. Исходя из современных дефиниций, Новоторговый устав представлял собой своеобразный конгломерат налогового, таможенного и бюджетного кодексов. Кроме того, в нем содержались главы, предусматривающие ответственность за определенные нарушения, т.е. устав содержал и элементы уголовного законодательства. Участившиеся случаи контрабанды жестоко наказывались. За кормчество (незаконный ввоз спиртных напитков) не только били кнутом, но и отсекали конечности <**>.

--------------------------------

<*> См.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. СПб., 1830. Т. 1. N 408.

<**> См.: Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 17.

В Новоторговом уставе были зафиксированы многие моменты, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве:

- устанавливалось равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной и ликвидировались проезжие сборы;

- купцам вменялось в обязанность правдиво указывать таможенную стоимость предъявляемых таможне товаров;

- определены наказания за нарушение таможенных правил: за сокрытие товара; в случае занижения продажной цены товар подлежал конфискации (рецидив наказывался дополнительно битьем кнутом);

- вводился контроль за перемещением товаров;

- определялось право таможенной головы и устанавливалась его ответственность перед купцами.

Новоторговый устав ввел принцип национального предпочтения в торговле, но это касалось главным образом внутренней торговли, для которой иностранцы должны были получать особые высочайшие грамоты или концессии. Товары, переходящие государственную границу, подлежали обложению особыми пошлинами.

Таким образом, Новоторговый устав свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Москвы, что дает основание считать этот памятник истории права первым таможенным тарифом.

Следует отметить, что существуют различные взгляды на характер и содержание Устава. Так, Н.Н. Шапошников отмечал, что "протекционистский мотив в этом нашем первом таможенном тарифе совершенно отсутствует, но не потому, что русские купцы не додумались до того, чтобы использовать таможенную пошлину в целях поощрения отечественного производства, но в этом таможенном покровительстве в то время не ощущалось нужды, иностранные товары не создавали конкуренции отечественному производству; хозяйство в значительной степени сохраняло натуральный характер" <*>.

--------------------------------

<*> Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. М.; Л., 1924. С. 6.

Иная точка зрения принадлежит Д.И. Менделееву: "Так от отрицательного протекционизма, т.е. покровительства иностранцам, внешняя торговля, русская политика перешла к "свободной торговле", т.е. к нулевому протекционизму, или к уравнению иностранных товаров с русскими, и перешла затем к протекционизму положительному. Только в этом одном случае и может быть важен для промышленности размер покровительства" <*>.

--------------------------------

<*> Менделеев Д.И. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности в России в связи с общим таможенным тарифом. СПб., 1891. С. 63.

Ю.Г. Кисловский указывает, что "Новоторговый устав имел ярко выраженный протекционистский характер" <*>. Кроме общих политических целей, изложенных в Уставе, там говорилось о выдаче иностранным купцам в каждом конкретном случае специальных жалованных грамот на торги. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.

--------------------------------

<*> Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995. С. 32.

 

 

                                    Проблемы

В России во многих сферах формируется принцип свободной торговли Нельзя считать это полностью положительной тенденцией. К примеру на рынке лекарственных препаратов стала фигурировать импортная продукция. Казалось бы данная ситуация должна подстегнуть отечественного производителя к улучшению качества продукции, но вместо этого производства наоборот начинают прекращать свою деятельность.При запуске программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС, ранее - ДЛО) неоднократно говорилось, что будут созданы условия для приоритетного участия в программе российских фармпроизводителей. Однако, как показывает более чем трехлетний опыт реализации программы, их доля уменьшается год от года. Как известно, доля российских препаратов в программе ОНЛС сократилась с 18-20 процентов в 2005 году до 7-9 в 2007 году. По данным международной аналитической компании IMS Health, эта негативная тенденция продолжает сохраняться, и по результатам первого полугодия 2010 года доля российских препаратов в программе снизилась до 5 процентов в денежном выражении.

Такая ситуация фактически означает стимулирование развития иностранных фармкомпаний за счет государственного бюджета. Очевидным образом это противоречит национальным интересам, особенно в ситуации финансового кризиса, когда необходимы скорейшие меры по повышению ликвидности предприятий российской фармпромышленности.

 

Рассмотрим другую ситуацию. Наша страна в условиях мирового кризиса установила высокие таможенные пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства. Дабы поддержать отечественный автопром. В условиях предоставленных государством Производство автомобилей должно было выйти на новый конкурентноспособный уровень. Вместо этого производители отечественных автомобилей повысили цену на автомобили, вслед за вынужденным повышением цен на иномарки. Потребителю приходилось выберать между дорогой иномаркой и дорогой отечественной машиной, но с тем же качеством, что и раньше. Выбор как правило был на стороне экспортеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: