Глава 1. Экономическое содержание, история возникновения и виды монополий

Содержание:  

Введение

Глава 1. Экономическое содержание, история возникновения и виды

 монополий……………………………………………………………………………………….4                                 

Глава 2. Экономические предпосылки возникновения антимонопольного

законодательства………………………………………………………………………………..26                            

Глава 3. Антимонопольное регулирование в дореволюционной России

и в первые годы Советской власти……………………………………………………………33                      

Глава_4. Монополизация производства в условиях административно-командной экономики. Развитие конкуренции как основы рыночных преобразований в России…….41

Глава 5. Антимонопольная политика России на современном этапе………………………61        

§ 5.1.Институциональные основы антимонопольной политики России.................……………….............62                        

§ 5.2. Система регулирования естественных и государственных монополий………………85                                          

Список литературы……………………………………………………………………………107

Заключение.                               

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все мировые цивилизации, все общественные системы осуществляли защиту интересов общества независимо от того, как называлось это общество, какую часть населения оно представляло, и какие средства его защиты были задействованы.

История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка

Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собствен­ности, пред­принимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.

С начала 90-х годов осуществление в России глубоких экономических реформ, формирование рыночной системы, отказ от тоталитарных методов руководства хозяйством, неизбежно порождавших государственный монополизм, позволили предпринять шаги по кардинальной перестройке правовых норм, регулирующих правоотношения в области пред­принимательства. Законодательство в этой сфере было приближено к между­народным стандартам. В принятых актах закреплен приоритет международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, над внутренним рос­сийским законодательством. Это обстоятельство создает предпосылки для дальнейшего совершенствования российского права.

Антимонопольное законодательство России формировалось в совре­менных условиях с учетом мирового опыта и тенденций развития законода­тельства зарубежных стран, а также принятых в последнее время в Российской Федерации актов, регулирующих рыночные отношения.

Актуальность издания данной работы определяется сложными и много­гранными процессами, происходящими в рыночной экономике России. Ориентация на реше­ние практических задач, которые преследует антимонопольная политика госу­дарства, определила круг рассматриваемых вопросов. Они нашли отражение в содержании. В монографии дана оценка антимонопольного законодательства с экономических, исторических и социальных позиций; приведены примеры проявлений монополистической деятельности и недобросовестной конкурен­ции, показан уровень ущерба от нарушений антимонопольного законода­тельства; проанализированы методы антимонопольного регулирования; про­веден анализ судебно-арбитражной практики. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что антимонопольное регулирование экономики прочно вошло в жизнь российского общества, как средство проведения экономических реформ и социальных преобразований.

Практическая реализация антимонопольной политики основана на правовых, финансово-экономических, организаци­онных, социальных и политических институтах.


 


Глава 1. Экономическое содержание, история возникновения и виды монополий.

 

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент»[1] (П.Самуэльсон), «ценоискатель»[2] (П.Хейне).

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. «…монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…» [3](В.И.Ленин).

Таблица 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: