Глава 2. Экономические предпосылки возникновения антимонопольного законодательства

Антимонопольное (антитрестовское) законодательное регулирование имеет более чем вековую мировую историю. Как показывают истрико-правовые исследования, связь между частной инициативой и конкуренцией была обнаружена еще в источниках права Древнего Рима, которые содержали зачаточные нормы справедливых отношений в торговле. Римский юрист и государственный деятель Папиниан Эмилий утверждал, что «никого нельзя ставить в невыгодное положение в интересах другого лица».

По мнению ряда исследователей, истоки антимонопольного законодательства восходят к декретам римских императоров, пытавшихся бороться со спекулятивными монополиями посредством установления твердых цен на отдельные виды товаров (декрет императора Диоклетиана о ценах.)

Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые используется сам термин «монополия», принято считать конституцию о ценах императора Зенона принятую в 483году н.э.

 В этом акте говорилось: «Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования».[5]

 Подобного рода законодательные меры, призванные пресечь спекулятивные монополии, возникающие из нарушения обычных правил ведения торговли (перекупка товаров, приобретение их в чрезмерно большом количестве с целью установить высокие цены и т.д.) были известны многом западноевропейским государствам и в период средневековья.

 Даже в каноническом праве была закреплена антимонопольная норма, согласно которой продавец должен назначать за свой товар «справедливую цену» и получать таким образом «разумный доход».[6]

К недобросовестным приемам предприниматели начинают прибегать с целью монополизации рынка, получения максимальной прибыли внеэкономическими методами. Именно это послужило импульсом для принятия правовых мер борьбы с такого рода явлениями. Эпизодические попытки противодействия монополизму и недобросовестной конкуренции были отмечены уже в 17 веке, когда в Англии был принят закон, аннулировавший значительную часть существовавших к тому времени монополий на городскую торговлю. Примером торговых монополий могут служить и гигантские торговые объединения (английская Ост-Индийская компания, Ганзейский союз северогерманских городов-Ганза и др.) поделившие в 17-18 веках между собой мировые рынки закупок, и сбыта товаров и использовавшие государство для закрепления своих исключительных прав в создании обширных колониальных империй.

Различные экономические и исторические источники относят время становления рыночных отношений и возникновение предпринимательства к началу XVII века. Ричард Кантильон - один из первых, кто обратил внимание на новое явление и ввел в оборот само понятие «предприниматель».[7] Он про­тивопоставлял его понятию «собственник». Но лишь к концу XVIII века со­зрела идея о существовании внутренних законов, которым подчиняются явления материальные и с которыми вынуждена считаться власть. Д. Стюарт и А. Тюрго предприняли попытки построения научной системы экономики

Вместе с тем, история единодушно признает А. Смита основоположни­ком первой научной системы экономических знаний. Он и его последователи: Д. Рикардо, Т. Мальтус, Джон Стюарт Милль, Кейнс и другие, основываясь на положениях классической буржуазной школы политэкономии, полагали, что предоставление каждому свободы следовать в своей экономической деятель­ности личному расчету отвечает пользе общества в целом. Они представляли экономику как саморегулирующийся механизм, центральное место в котором занимает конкуренция.

Вместе с тем Адам Смит высказал мысль о том, что предприниматели редко встречаются все вместе, даже для развлечений, но их совместные усилия неизбежно приводят к сговору против публики, к чему-то вроде плана о поднятии цен. Закон не должен способствовать такого рода единодушию и превращать его в необходимость. По Адаму Смиту, важнейший принцип, обеспечивающий успешную результативность рыночной экономики - реализация личного, частного интереса, направленного и контролируемого конкуренцией. "Не­видимая рука" Смита - это рыночные цены, формирующиеся под влиянием конкурентных сил. Когда действие этих сил расстраиваются могуществен­ной силой монополии, тенденция распределения ресурсов максимально близкой к пропорции, в наибольшей степени согласующейся с интересами всего общества оказывается несостоятельной.[8]

 Сегодня спустя годы эта мысль по-прежнему актуальна и не только потому, что ее высказал крупный ученый, а, прежде всего потому, что она выражает существо объективных рыночных законов, существо рыночного процесса. Одновременно из нее же следуют задачи государства по антимонопольной защите общества, прав предпринимателей и потребителей. Антимонопольное законодательство призвано способствовать решению этих важнейших задач.

Дж. Ст. Милль пошел дальше своих сторонников в этом направлении экономической мысли, признавая принципиальную допус­тимость и даже желательность реформ, которые привнесли бы существенные ограничения в порядок отношений, основанный на свободе экономической деятельности. Классическая школа считала главным, хотя и не единственным, двигателем экономической жизни соперничество, или конкуренцию.

В дальнейшем развитие экономической мысли разветвляется на не­сколько крупных течений, где сущность свободной предпринимательской деятельности, основанной на конкуренции рассматривается учеными с раз­личных позиций - политической, экономической, социальной, управленче­ской, личностной и правовой. Это определяет ее содержание. Так, экономиче­ский либерализм основывался на вере в гармонию и свобод экономических интересов, индивидуалистическое начало и принцип государственного невме­шательства в экономические отношения. Наиболее выдающийся представи­тель французского буржуазного экономического либерализма Ф. Бастиа, не отрицая существования зла в виде монополий, считал, что наилучшая система управления заключается в режиме свободы и приоритете личного интереса - том социальном факторе, который служит первопричиной всех благ. Англий­ский экономический либерализм (представителями которого являются Кобден, Брайт и др.) привел страну к переходу от так называемого протекционизма к системе свободной торговли. Лишь антилиберальные экономические течения: консервативно-реакционное и противоположное ему прогрессивно-социалистическое, схо­дились в отрицательном отношении к гармонии частного интереса и общест­венного блага, неприемлемости к идее благодетельности свободного соперни­чества и индивидуализма, как основы общественного устройства, подвергая ее серьезной критике и вскрывая вредные последствия конкуренции Консерваторы, яркими представителями которых являлись А. Мюллер, фон Галлер и Сисмонди, не могли мириться с победой экономически сильных над экономически слабыми, как неизбежным результатом свободной конку­ренции, выдвигая идею поддержания государством и самим обществом тех элементов хозяйствования, которым неминуемо грозит гибель. Ими пропове­довался идеал осуществления хозяйственных целей организациями заинтере­сованных лиц в рамках корпоративного устройства.

Идеи, послужившие основой социалистического направления в эконо­мической науке, первоначально нашли свое отражение в трудах Сен-Симона, а также его учеников - Анфантена и Базара. Экономический порядок своего времени они видели как основанный на эксплуатации человека человеком, где корень зла - в институте частной собственности, в отсутствии общего плана и руководства в организации производства, и связывали его устранение с пере­ходом к новому устройству хозяйственных отношений на началах коллекти­визма, противоположного индивидуализму. В дальнейшем III. Фурье, Р. Оуэн, В. Томпсон, Луи Блан, П.Ж. Прудон - социалисты проводили идеи развития свободных ассоциаций, организации труда с помощью государства, преобразования кредитно-денежной системы. В трудах социалистов отмечены ростки идей, получивших впоследствии применение на практике. Такова, на­пример, идея кооперации.

В 19-начале 20 веках в Германии, Канаде, США, Англии и других, индустриально развитых странах стали приобретать устойчивый характер гигантские промышленно-торговые монополии. Обладая высоким уровнем концентрации производства, они сосредоточили в своем распоряжении материальные условия выпуска определенных видов товаров, лучшую в отраслях технику и квалифицированную рабочую силу, а также захватили основные источники сырья и рынки сбыта. Такого рода монополии широко распространились в форме картелей, синдикатов, трестов, концернов.

Необходимость применения антимонопольного регулирования была осознана западными экономистами в прошлом столетии, когда первые монополистические объединения стали нарушать устои рыночной экономики. В связи с этим были приняты первые законы, направленные на защиту свободной конкуренции от монополий и предотвращение недобросовестной конкуренции в коммерческой деятельности – в Великобритании (1883, 1887 г.г. - законы о фабричных и товарных знаках), в Германии (1886 г. – закон о недобросовестной конкуренции), в Канаде (1889 г. закон о предупреждении и запрете объединений, связанных с ограничением в торговле), в США (1890 г. закон Шермана о защите торговли и коммерческой деятельности от незаконных ограничений и монополий).

Разработчики этих законов, как и многие сторонники антимонопольных мер, исходили из того, что в большинстве своем монополии не только не представляют собой «естественного» эволюционного явления, но, напротив, являются «противоестественными» и чуждыми экономике образованьями. Из этого следовало, что такого рода аномалии, возможно, ликвидировать законодательным путем.

Примерно до середины 19 в. для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Но со второй половины века картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают всё большую долю рынков (рынков отдельных товаров). Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоёмких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам 19 в. предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже 19-20 вв. свидетельствуют следующие данные. В Германии крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли в 1882 г.0,3% всех предприятий,причем на них было сосредоточено 22% всех рабочих страны; в 1925 г. на долю крупных предприятий приходилось уже 1,2% общего числа предприятий и 48% общего количества рабочих. В американской промышленности в 1904 г. крупнейшие предприятия с объёмом производства в 1млн. долларов составляли 0,9% от общего числа, на них было занято 25,6% рабочих. В 1909 г. таких предприятий насчитывалось уже 1,1% от общего числа и на них было занято 30,5% всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны.

Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду со свободной, совершенной конкуренцией появились её новые виды, и, прежде всего несовершенная конкуренция.

Специфика развития производительных сил в 19 веке заключалась в том, что снижение затрат и удешевление товаров достигались в основном за счет все большего расширения выпуска продукции, т. е. за счет экономии на масштабах производства. Крупные предприятия оказывались эффективнее мелких, поэтому закономерным следствием ценовой конкуренции выступала концентрация производства. Тем самым конкурентная борьба и развитие про­изводительных сил подталкивали экономику к монополии, к единому «тресту трестов». Именно эту тенденцию выявил и научно обосновал в «Капитале» Маркс, и именно она легла в основу его представлений об экономике социализма. Монополистический (а вернее, олигополистический) раздел рынков на рубеже 19-20 веков сделал необходимым и возможным использование широкой гаммы методов государственного воздействия на конкуренцию и мо­нополистические тенденции в экономике.



Таблица 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: