Основные философские категории

Антропология, антропоцентризм, этический рационализм, гедонизм, эгоизм, альтруизм, аскетизм, звдемонизм, этика долга, утилитаризм, гуманизм, богочеловек, свехчеловек, антропосоциогенез, эволюционная теория, изменчивость, наследственность, естественный отбор, онтогенез, теория генной коэволюции, социально-деятельная сущность человека, индивид, личность, социализация личности, смысл жизни, цель жизни, счастье, дружба, любовь, свобода, ответственность, смерть, бессмертие, аксиология, ценность, иерархия ценностей.

Учебники

1. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.

2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд. – М., 2005.

3. Философия под редакцией проф. В.П. Кохановского. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 9-е. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. Философия: учебник / Спиркин А.Г. – 2-е изд. – М., 2008.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Деятельность, культура, человек (подборка статей) // Вопросы философии. – 2001. – №2.

2. Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. – №2.

3. Агацци А Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. – №2.

4. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. – 1989. – №2.

 

Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

1. Позицию антропологического дуализма души и тела в античной философии занимал:

а) Фалес;

б) Платон;

в) Плотин;

г) Б. Паскаль. [4. С. 569]

2. Работу «Происхождение видов путём естественного отбора» опубликовал в 1859 г.:

а) Ч. Дарвин;

б) К Маркс;

в) Ж. Маритэн;

г) В.Ф. Эрн. [4. С.579]

3. «Человек человеку – волк», а «война всех против всех» – естественное состояние общества утверждал:

а) Ж.Ж. Руссо;

б) К. Барт;

в) Т. Гоббс;

г) В.Д. Кудрявцев-Платонов. [4. С.573]

4. Принцип приоритета социального целого над индивидом обосновывает учение:

а) Г. Гегеля;

б) Фр. Ницше;

в) С. Кьеркегора;

г) М.А. Бакунина. [4. С. 575]

5. Проблема Богочеловека, или сверхчеловека одна из центральных проблем философии:

а) античной;

б) немецкой классической;

в) позитивизма;

г) русского религиозного ренессанса. [4. С. 576-577]

6. Человек в своей сущности есть существо:

а) социально-деятельное;

б) природно-телесное;

в) сексуальное;

г) харизматическое. [4. С. 590]

7. Положительная значимость чего-либо для человека называется:

а) архетипом;

б) дискурсом;

в) идеалом;

г) ценностью. [4. С.603-604]

8. Проблемой человеческого существования в современной западной философии занимается:

а) экзистенциализм;

б) патристика;

в) неокантианство;

г) марксизм. [4. С.590-592]

9. Человек – существо, управляемое и движимое сексуальной энергией утверждал:

а) Пико делла Мирандола;

б) К. Поппер;

в) З. Фрейд;

г) В.П. Вышеславцев. [4. С.593]

10. К важнейшим факторам антропосоциогенеза не относится:

а) орудийная деятельность;

б) развитие языка;

в) получение образования;

г) нравственно-социальные запреты. [2. С.408-414]

11. Концепции, в которой абсолютизируется роль естественных, биологических начал в человеке называются:

а) социологизаторскими;

б) натуралистическими;

в) панбиологическими;

г) пансоциологическими. [2. С. 418-419]

12. Область проблем, связанных с правом неизлечимо больного человека на преждевременную смерть, вызванную искусственно врачом называется:

а) экспериментом;

б) сублимацией;

в) эвтаназией;

г) теодицеей. [2. С. 424-426]

13. «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству…как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» – писал:

а) И. Кант;

б) Б. Спиноза;

в) Вл. Соловьёв;

г) К. Барт. [2. С. 429]

14. Придавать смысл всему существующему может:

а) природа, взятая отдельно от человека;

б) человек;

в) все существующие живые существа;

г) «великие личности». [2. С.579]

15. Свобода личности достигается за счёт:

а) нравственного самоограничения;

б) нигилистической независимости от общества;

в) беспринципности и аморальности;

г) беззаконности и безнормности («аномии»). [2. С. 577]

 

Темы рефератов

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человечества и общества.

2. Мифология: настоящее и будущее.

3. Философия как вид знания.

4. Что такое философия?

5. Основные проблемы философии техники.

6. Проблема человека в китайской и индийской философии.

7. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды представителей Древнего Востока (Египта, Вавилона, Индии, Китая)?

8. Становление античной диалектики: от мифа к логосу.

9. Эрос у Платона.

10. Античная и средневековая философия: сходство и различия.

11. Возникновение христианской философии и христианской морали. Библия о морали.

12. Философские идеи Библии. Отличие теологии от философии в осмыслении мироздания и человека в нём.

13. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.

14. Проблема теодицеи в истории философии.

15. «Град земной» в эсхатологической перспективе: историософия Августина Блаженного.

16. Гуманистический антропоцентризм и его философская суть.

17. Социально-философская и политическая доктрина Н. Макиавелли.

18. Полемика эмпириков и рационалистов по проблемам гносеологии.

19. Мир нравственности и категорический императив в философии И. Канта.

20. Философия истории Г. Гегеля.

21. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.

22. Почему немецкая философия называется классической?

23. Философские идеалы эпохи французского Просвещения.

24. Проблема отчуждения в философии К. Маркса.

25. Классический марксизм и русский марксизм.

26. Философия космизма и экологическая проблема в современном мире.

27. Апполоновское и дионисийское начала в философии Фр. Ницше.

28. Значение учения А. Шопенгауэра для современной философии.

29. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.

30. Индивидуальность и соборность (К.Д. Кавелин, Вл. Соловьев)

31. Смысл любви в философии Вл. Соловьева.

32. Проблема «Восток-Запад-Россия» в работах русских философов. 

33. Учение о смысле жизни в русской философии.

34. Основные идеи русского духовного Ренессанса.

35. Место и роль русской философии в мировой культуре.

36. Русский национальный характер – миф или реальность?

37. Проблема преемственности в позитивизме.

38. Психоанализ и его философские контексты.

39. Проблема свободы и ответственности в экзистенциализме.

40. Герменевтический метод в философии.

41. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

42. М. Фуко и его «онтология дискурса».

43. Социальное пространство и социальное время.

44. Духовная жизнь общества.

45. Смысл и направленность истории.

46. На пути к диалогу двух культур: естественно-научной и гуманитарной.

47. Антропологическая проблема в истории философии,

48. Бессознательное и сознательное в человеке.

49. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и право.

50. Знание и вера: общее и специфическое.

51. Познание и интуиция.

52. Предположение и гипотеза.

53. Соотношение философской, религиозной и научной картин мира.

54. Техника и этика.

55. Человечество перед лицом глобальных проблем

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: