double arrow

Основные философские категории


Антропология, антропоцентризм, этический рационализм, гедонизм, эгоизм, альтруизм, аскетизм, звдемонизм, этика долга, утилитаризм, гуманизм, богочеловек, свехчеловек, антропосоциогенез, эволюционная теория, изменчивость, наследственность, естественный отбор, онтогенез, теория генной коэволюции, социально-деятельная сущность человека, индивид, личность, социализация личности, смысл жизни, цель жизни, счастье, дружба, любовь, свобода, ответственность, смерть, бессмертие, аксиология, ценность, иерархия ценностей.

Учебники

1. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.

2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд. – М., 2005.

3. Философия под редакцией проф. В.П. Кохановского. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 9-е. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. Философия: учебник / Спиркин А.Г. – 2-е изд. – М., 2008.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Деятельность, культура, человек (подборка статей) // Вопросы философии. – 2001. – №2.

2. Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. – №2.

3. Агацци А Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. – №2.

4. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. – 1989. – №2.

 

Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

1. Позицию антропологического дуализма души и тела в античной философии занимал:

а) Фалес;

б) Платон;

в) Плотин;

г) Б. Паскаль. [4. С. 569]

2. Работу «Происхождение видов путём естественного отбора» опубликовал в 1859 г.:

а) Ч. Дарвин;

б) К Маркс;

в) Ж. Маритэн;

г) В.Ф. Эрн. [4. С.579]

3. «Человек человеку – волк», а «война всех против всех» – естественное состояние общества утверждал:

а) Ж.Ж. Руссо;

б) К. Барт;

в) Т. Гоббс;

г) В.Д. Кудрявцев-Платонов. [4. С.573]

4. Принцип приоритета социального целого над индивидом обосновывает учение:

а) Г. Гегеля;

б) Фр. Ницше;

в) С. Кьеркегора;

г) М.А. Бакунина. [4. С. 575]

5. Проблема Богочеловека, или сверхчеловека одна из центральных проблем философии:

а) античной;

б) немецкой классической;

в) позитивизма;

г) русского религиозного ренессанса. [4. С. 576-577]




6. Человек в своей сущности есть существо:

а) социально-деятельное;

б) природно-телесное;

в) сексуальное;

г) харизматическое. [4. С. 590]

7. Положительная значимость чего-либо для человека называется:

а) архетипом;

б) дискурсом;

в) идеалом;

г) ценностью. [4. С.603-604]

8. Проблемой человеческого существования в современной западной философии занимается:

а) экзистенциализм;

б) патристика;

в) неокантианство;

г) марксизм. [4. С.590-592]

9. Человек – существо, управляемое и движимое сексуальной энергией утверждал:

а) Пико делла Мирандола;

б) К. Поппер;

в) З. Фрейд;

г) В.П. Вышеславцев. [4. С.593]

10. К важнейшим факторам антропосоциогенеза не относится:

а) орудийная деятельность;

б) развитие языка;

в) получение образования;

г) нравственно-социальные запреты. [2. С.408-414]

11. Концепции, в которой абсолютизируется роль естественных, биологических начал в человеке называются:

а) социологизаторскими;

б) натуралистическими;

в) панбиологическими;

г) пансоциологическими. [2. С. 418-419]

12. Область проблем, связанных с правом неизлечимо больного человека на преждевременную смерть, вызванную искусственно врачом называется:

а) экспериментом;

б) сублимацией;

в) эвтаназией;

г) теодицеей. [2. С. 424-426]

13. «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству…как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» – писал:

а) И. Кант;

б) Б. Спиноза;

в) Вл. Соловьёв;



г) К. Барт. [2. С. 429]

14. Придавать смысл всему существующему может:

а) природа, взятая отдельно от человека;

б) человек;

в) все существующие живые существа;

г) «великие личности». [2. С.579]

15. Свобода личности достигается за счёт:

а) нравственного самоограничения;

б) нигилистической независимости от общества;

в) беспринципности и аморальности;

г) беззаконности и безнормности («аномии»). [2. С. 577]

 

Темы рефератов

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человечества и общества.

2. Мифология: настоящее и будущее.

3. Философия как вид знания.

4. Что такое философия?

5. Основные проблемы философии техники.

6. Проблема человека в китайской и индийской философии.

7. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды представителей Древнего Востока (Египта, Вавилона, Индии, Китая)?

8. Становление античной диалектики: от мифа к логосу.

9. Эрос у Платона.

10. Античная и средневековая философия: сходство и различия.

11. Возникновение христианской философии и христианской морали. Библия о морали.

12. Философские идеи Библии. Отличие теологии от философии в осмыслении мироздания и человека в нём.

13. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.

14. Проблема теодицеи в истории философии.

15. «Град земной» в эсхатологической перспективе: историософия Августина Блаженного.

16. Гуманистический антропоцентризм и его философская суть.

17. Социально-философская и политическая доктрина Н. Макиавелли.

18. Полемика эмпириков и рационалистов по проблемам гносеологии.

19. Мир нравственности и категорический императив в философии И. Канта.

20. Философия истории Г. Гегеля.

21. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.

22. Почему немецкая философия называется классической?

23. Философские идеалы эпохи французского Просвещения.

24. Проблема отчуждения в философии К. Маркса.

25. Классический марксизм и русский марксизм.

26. Философия космизма и экологическая проблема в современном мире.

27. Апполоновское и дионисийское начала в философии Фр. Ницше.

28. Значение учения А. Шопенгауэра для современной философии.

29. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.

30. Индивидуальность и соборность (К.Д. Кавелин, Вл. Соловьев)

31. Смысл любви в философии Вл. Соловьева.

32. Проблема «Восток-Запад-Россия» в работах русских философов. 

33. Учение о смысле жизни в русской философии.

34. Основные идеи русского духовного Ренессанса.

35. Место и роль русской философии в мировой культуре.

36. Русский национальный характер – миф или реальность?

37. Проблема преемственности в позитивизме.

38. Психоанализ и его философские контексты.

39. Проблема свободы и ответственности в экзистенциализме.

40. Герменевтический метод в философии.

41. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

42. М. Фуко и его «онтология дискурса».

43. Социальное пространство и социальное время.

44. Духовная жизнь общества.

45. Смысл и направленность истории.

46. На пути к диалогу двух культур: естественно-научной и гуманитарной.

47. Антропологическая проблема в истории философии,

48. Бессознательное и сознательное в человеке.

49. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и право.

50. Знание и вера: общее и специфическое.

51. Познание и интуиция.

52. Предположение и гипотеза.

53. Соотношение философской, религиозной и научной картин мира.

54. Техника и этика.

55. Человечество перед лицом глобальных проблем

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: