double arrow

Основные философские категории


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Знание, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, рациональное познание, понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, обыденное познание, научное познание, эмпирическое познание, теоретическое познание, практика, гносеология (эпистемология), агностицизм, гностицизм, скептицизм, наука, методы познания, диалектический метод, теории истины; корреспондентская (классическая), конвенциалистская, когерентная, объективность истины, субъективность истины, относительность истины, абсолютность истины, конкретность истины, критерий истины.

 

Учебники

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – 3-е изд. – М., 2004.

2. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.

3. Философия под редакцией проф. В.П. Кохановского. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 9-е. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.

 

Дополнительная литература для

1. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. – 1992. – №11.

2. Философия техники (подборка статей) // Вопросы философии. – 1993. – №10.

 

Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

1. Оперирование конкретно-чувсвенными и понятийными образами есть:

а) память;

б) воля;

в) ум;

г) мышление. [1. С.307]

2. Как наивысшую культурную ценность, рассматривает научное знание:

а) физикализм;

б) сциентизм;

в) пантеизм;

г) атеизм. [1. С.167]

3. Систему приёмов, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют:

а) гипотезой;

б) теорией;

в) методом;

г) законом. [1. С.372; 4. С.362]

4. Формой рационального познания является:

а) суждение;

б) интуиция;

в) переживание;

г) представление. [1. С.307; 4. С.359]

5. Преднамеренное искажение действительности трактуется как:

а) дезинформация;

б) заблуждение;

в) несправедливость;

г) ложь. [1. С.235]

6. Чувственной формой познания является:

а) умозаключение;

б) гипотеза;

в) представление;

г) теория. [1. С.290; 4. С.359]

7. Истина есть соответствие мыслей действительности утверждает _________

а) классическая;

б) прагматистская;

в) когерентная;

г) конвенциалистская концепция истины. [1. С.218]

8. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть:




а) гипотеза;

б) теория;

в) умозаключение;

г) факт. [1. С.369-372; 4. С.360]

9. Способность человека постигать истину путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства есть:

а) интенция;

б) эволюция;

в) интуиция;

г) экзистенция. [1. С.321]

10. К эмпирическому уровню познания относится:

а) наблюдение;

б) моделирование;

в) эксперимент;

г) суждение. [4. С.364]

11. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства предметов некоторого класса называется:

а) понятием;

б) словом;

в) символом;

г) знаком. [1. С.300; 4. С.359]

12. Целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем называется:

а) деятельностью;

б) практикой;

в) наукой;

г) культурой. [1. С.357; 4. С.368-369]

13. Способ логического рассуждения от знания общего к знанию частному называется:

а) индукцией;

б) дедукцией,

в) аналогией;

г) абстракцией. [1. С.375; 4. С.364]

14. Соотнесите автора и теорию истины:

а) Платон – корреспондентская (классическая);

б) Ибн-Рушд – прагматистская;

в) А. Пуанкаре – «двойственная»;

г) У.Джеймс – конвенциалистская. [4. С.366]

15. К основным принципам диалектического материализма относится принцип:

а) объективности;

б) системности;

в) инвариантности;

г) верификации. [1. С.388-390; 4. С.365]

 

Семинар 7. Основы социальной философии и философии истории



Учебная цель:изучить и сопоставить западноевропейскую и русскую социально-философскую и историософскую мыль, продолжить формирование диалектического мышления на основе основных исторических и социально-политических концепций, заострить внимание на диалектике личности и общества.

Воспитательная цель:прививать чувство уважения к истории и судьбам России и всего мира, раскрыть включенность индивидуального сознания в общественное историческое самопознание.

 

Вопросы для обсуждения

1. Общество как объект познания. Основные концепции общественного развития:

· позитивистская социальная философия (О. Конт, Г.Спенсер);

· теория общественно-экономических формаций;

· теории локальных цивилизаций;

· социальная философия П. Лаврова и Н. Михайловского;

· психологическая концепция (Л. Уорд, Г Тард, В. Парето);

· неокантианство и его «исторический метод»;

· социальная философия М. Вебера;

· теоретическая социология П. Сорокина;

· развитие социальных концепций во фрейдизме и неофрейдизме;

· современная социобиология [у-1,485-504; у-4,694-700; у-5,372-383,390-416; у-3,312-331; д-4].

2. Общество как социальный организм. Структура общества [у-5,439-458; у-3,287-308].

3. Политическая жизнь общества:

· роль государства в политической жизни общества;

· проблема политического сознания;

· политика и нравственность [у-4,599-618; у-5,476-490; д-3].

4. Духовная жизнь общества:

а) сущность и уровни общественного сознания;

б) формы общественного сознания:

· правосознание и его культура;

· наука как система знаний и вид духовного производства;

· искусство;

· мораль как регулятор социального поведения;

· религия [у-4,637-694; у-5,491-547].

5. Проблема смысла и направленность в истории в философской мысли: Современные концепции о смысле и направленности человеческой истории. Понятие постиндустриального общества. Исторический прогресс [у-1,504-513; у-4,408-410].

6. О роли народных масс и личности в истории [у-4,701-717].

7. Философские концепции кризиса (анализ первоисточников по индивидуальному выбору): Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс»; О. Шпенглер «Закат Европы», Р. Гвардини «Конец Нового времени», А. Швейцер «Упадок и возрождение культуры», «Культура и этика», А. Вебер «Германия и кризис европейской культуры», Й. Хейзинга «В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи», К. Ясперс «Духовная ситуация времени», Ф. Фукуяма «Конец истории» и др.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: