double arrow

Основные философские категории


Социальное познание, стороны социального познания: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая; социальная философия, теория общественно-экономических формаций, теории локальных цивилизаций, теория элит, постиндустриальное общество, психокультурный фрейдизм, фрейдо-марксизм, коллективное бессознательное, общество, органическая теория общества, народонаселение, ноосфера, биосфера, геополитика, этногенез, пассионарность, географическая среда, окружающая среда, географический детерминизм, экология, социальная экология, социальная деятельность, крайний индивидуализм, крайний коллективизм, государственное устройство: унитарное, федеративное; формы правления: монархия, республика; политические режимы: тоталитаризм, демократизм; философия права, правообразующие принципы: равенство, свобода, справедливость; моральное сознание, единство исторического процесса, эсхатологизм, историцизм, культурно-исторический тип, «осевая эпоха».

 

Учебники

1. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.

2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд. – М., 2005.

3. Философия под редакцией проф. В.П. Кохановского. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 9-е. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. Философия: учебник / Спиркин А.Г. – 2-е изд. – М., 2008.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.

 

Дополнительная литература

1. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. – 1996. – №2.

2. Историософия: структура предмета и дискурса // Вопросы философии. – 2004. – №7.

3. Капустин. Б.Г. Различия и связь между политической и частной моралью // Вопросы философии. – 2001. – №9.

4. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы круглого стола) // Вопросы философии. – 1992. – №6.

 

Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

1. Концепция «локальных цивилизаций» создана усилиями:

а) П.Я. Чаадаева, К. Ясперса, А. Вебера;

б) П.А. Лаврова, Р. Гвардини, Э. Жильсона;

в) Н.А. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби;

г) В.Н. Вернадского, К. Юнга, М. Фуко. [3. С.323]

2. Идею об «осевой» культуре сер. I тыс. до н.э. обосновал:




а) К. Ясперс;

б) И.А. Ильин;

в) Х. Ортега-и-Гассет;

г) А. Адлер. [3. С.323]

3. Объектом познания социальной философии является:

а) общество;

б) природа;

в) Бог;

г) техника. [4. С.380]

4. Целесообразная деятельность людей, преобразующая природные и социальные силы для удовлетворения исторически сложившихся потребностей общества называется:

а) производством;

б) практикой;

в) трудом;

г) деятельностью. [3. С.305]

5. Термин «социология» ввёл в науку:

а) Н.К. Михайловский;

б) А. Вебер;

в) З. Фрейд;

г) О. Конт. [4. С.390]

6. Намерения и цели людей, система их внутренней мотивации, обусловлена объективными материальными факторами их общественной жизни считают:

а) прагматисты;

б) либералы;

в) марксисты;

г) славянофилы. [44. С.397]

7. К сторонникам формационного подхода изучения общества не относят:

а) Фр. Энгельса;

б) П.Б Струве;

в) Н.Я. Данилевского;

г) К. Маркса. [3. С.320]

8. Совокупность общественных явлений и процессов, в основе которых лежит исторически определённый способ производства материальных благ, называется:

а) формацией;

б) организацией;

в) строем;

г) типом. [3. С.320]

9. Элементами духовной жизни общества являются:

а) производительные силы;

б) производственные отношения;

в) религиозные организации;

г) моральные отношения. [4. С.503]

10. Основными элементами политической системы общества являются:

а) инфраструктура;

б) армия;

в) интеллигенция;



г) государство.  [4. С.480]

11. Политическая власть стабильна только тогда, когда она легитимна, т.е. признаётся справедливой:

а) церковью;

б) большинством народа;

в) пролетариатом;

г) творческой элитой. [4. С.477]

12. Система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов называется:

а) экономикой;

б) религией;

в) моралью;

г) наукой. [4. С.526]

13. К мировым религиям не относится:

а) христианство;

б) буддизм;

в) конфуцианство;

г) ислам. [4. С.542-546]

14. Понятие «постиндустриальное» общество ввел в научное употребление:

а) К.Д. Кавелин;

б) Ж. Бодрийар;

в) Э. Фромм;

г) Д. Белл. [2. С.505]

15. Термин «культура» первоначально означал:

а) возделывание природы;

б) воспитанность;

в) возделывание почвы;

г) образованность.     [2. С.514]

 

Семинар 8. Человек как предмет философии

Учебная цель:исследовать проблему человека в истории философии, учитывая, что человек – сложная целостная система, которая принадлежит одновременно и природе, и социальному миру, рассмотреть проблему жизни и смерти в духовном опыте человека, смысла и цели человеческого существования.

Воспитательная цель:выяснить основные права и обязанности личности, значение разных философских подходов к проблеме свободы, рассмотреть мораль как регулятор социального поведения.

 

Вопросы для обсуждения

1. Проблема человека в истории философии:

· Древний Восток и Древняя Греция;

· средние века;

· Новое время;

· современная философия;

· русская философия [у-5,566-578; у-3,218-228; д-2,3,4].

2. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности. Нравственно-духовная сущность личности [у-5,595-598; у-4,308-312,327-336; у-1,572-580; д-1].

3. Проблема антропосоциогенеза;

· эволюционизм Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина;

· трудовая теория Фр. Энгельса;

· теория антропогенеза Т. де Шардена [у-5,579-583; у-1,408-414].

4. Единство биологического и социального:

биологическое и социальное в историческом развитии человека;

биологическое и социальное в онтогенезе человека [у-5,83-588; у-4,312-318; у-1,416-420].

5. Смысл и цель человеческого бытия. Ценности и личность [у-5,598-614; у-3,214-218; у-2,212-214].

6. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека [у-1,420-426; у-2,243-247].

7. Человечество перед лицом глобальных проблем:

· глобальные проблемы и социальный прогресс;

· происхождение глобальных проблем;

· взаимосвязь и иерархия глобальных проблем [у-3,542-557; у-1,596-600].

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: