Основные философские категории

Идея «Святой Руси», «Москва – третий Рим», славянофильство, западничество, евразийство, целостность, соборность, антропологический материализм, анархизм, почвенничество, либерализм, позитивизм, марксизм, коммунизм, консерватизм, имперская идея, историософия, культурно-исторический тип, русский духовный Ренессанс, Абсолют, альтруизм, панморализм, онтологизм, русский космизм, «философия общего дела», «патрофикация отцов», ноосфера, метафизика всеединства, богоискательство, «новое религиозное сознание», София, русская идея, богочеловечество, неомонархизм, христианский социализм, персонализм.

 

Учебники

1. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1995.

2. Зеньковский В.Н. История русской философии. – М., 2001.

3. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Вопросы философии. – 1999. ‑ №12.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С.Соловьёва к П.А. Флоренскому. – Новосибирск, 1990.

3. Взгляд на русскую философию (подборка статей) // Вопросы философии. –1997. – №1.

4. Владимир Соловьёв и Фридрих Ницше (материалы международной конференции) // Вопросы философии. – 2002.– №2.

5. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. – 1995. – №6.

6. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. – М., 1995.

7. Ермичёв А.А. Три свободы Н. Бердяева. – М., 1990.

8. Касьянова К. Русский национальный характер – М., 1991.

9. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопросы философии. – 2000.– №3.

10. Лебедева Н.М. Русский национальный характер // Трибуна русской мысли. – 2002. – №1.

11. Русский космизм. Антология. Сост. С.Г. Семёнова, А.Г. Гачева. – М., 1993.

12. Русская идея (сборник) // Сост. и авт вступ. ст. А. Маслин – М., 1992.

13. Сендеров В.А. Евразийство – миф XXI века? // Вопросы философии. – 2001. – №4.

14. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии. – 1997. – №1.

15. Фёдорова Т.Н. Русское национальное сознание как объект экстремизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2000. – Сер.6, вып. 2 (№14).

 

Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

1. Отправным пунктом для славянофилов и западников стало учение:

а) Платона;

б) Г. Гегеля;

в) М.В. Ломоносова;

г) П.Я. Чаадаева. [1. С.143]

2. Соотнесите автора и произведение:

а) В.С. Соловьёв – «Философия неравенства»;

б) П.Я. Чаадаев – «Антропологический принцип в философии»;

в) Н.А. Бердяев – «Оправдание добра»;

г) Н.Г. Чернышевский – «Философические письма». [1. С.143,146,148,150]

3. К западникам относят:

а) Н.А. Умова;

б) А.И. Герцена;

в) Д.П. Юркевича;

г) М.А. Бакунина. [1. С.145]

4.К наиболее видным представителям антропологического материализма XIX века относят:

а) А.С. Хомякова;

б) К.Э. Циолковского;

в) Л.П. Карсавина;

г) Н.Г. Чернышевского. [1. С.146]

5. «Алгеброй революции» называл диалектику:

а) И.В. Киреевский;

б) К.Н. Леонтьев;

в) П.А. Флоренский;

г) А.И. Герцен. [1. С.145]

6. «Примат свободы над бытием» и принцип объективации – главные идеи философии:

а) Н.А. Бердяева;

б) Н.Ф. Федорова;

в) В.В. Розанова;

г) К.С. Аксакова. [1. С.151]

7. Представителями русского космизма являются:

а) Ап. Григорьев, Н.Я. Данилевский, И.И. Страхов;

б) Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский;

в) В.И. Несмелов, М.М. Тареев, М.И. Каринский;

г) П.Н. Савицкий, С.Н. Трубецкой, Л.Н. Гумилёв. [1. С.152]

8. Соборность – понятие, введённое в философский обиход:

а) П.И. Савицким;

б) П.А. Лавровым;

в) А.С. Хомяковым;

г) М.Н. Катковым. [2. С.168]

9. Соотнесите имя мыслителя и понятие характерное для его концепции:

а) В.И. Вернадский – «всеединство»;

б) В.С. Соловьев – «симфоническая личность»;

в) Л.П. Карсавин – «ноосфера»;

г) И.Ф. Федоров – «общее дело». [1. С.148,153,155]

10. Идею регуляции природы силами науки и техники отстаивал:

а) Н.Ф. Федоров;

б) Б.И. Чечерин;

в) Н.А. Умов;

г) С.Л. Франк. [1. С.154]

11. Теорию «Москва – третий Рим» изложил:

а) монах Филарет;

б) митрополит Илларион;

в) Я.П. Козельский;

г) Б.П. Вышеславцев. [4. С.237]

12. Высказывание «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, рождённых только воображением» принадлежит:

а) Э.В. Ильенкову;

б) Г.С. Сковороде;

в) Н.В. Ломоносову;

г) И.А. Ильину. [2. С.164]

13. В религиозной антропологии И. Киреевского основное место занимает идея:

а) цельности духовной жизни;

б) саморазвития мирового духа;

в) крестьянского социализма;

г) соотношение души и тела. [2. С.169]

14. К основным особенностям русской философии относят:

а) религиозный характер;

б) панморализм;

в) рационализм;

г) историософичность. [4. С.235-237]

15. Учение о Богочеловечестве было создано:

а) И.С. Аксаковым;

б) Г.В. Плехановым;

в) П.И. Новгородцевым;

г) В.С. Соловьёвым. [4. С. 285-286]

16. Соотнесите автора и произведение:

а) П.И. Новгородцев – «О сопротивлении злу силой»;

б) Е.Н. Трубецкой – «Об общественном идеале»;

в) П.А. Флоренский – «Миросозерцание Вл. Соловьёва»;

г) И.А. Ильин – «Столп и утверждение истины». [2. С.271,272,277]

17. Представителями естественнонаучного направления в «русском космизме» были:

а) Н.А. Умов, В.И. Вернадский;

б) Н.О. Лосский, В.Н. Лосский;

в) М.Н. Катков, С.Г. Уваров;

г) Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьёв. [2. С.190]

18. Первым теоретиком диалектического материализма в России был:

а) В.Г. Белинский;

б) Г.В. Плеханов;

в) С.Н. Трубецкой;

г) С.И. Гессен. [2. С.291]

19. Центральной идеей в философии С. Франка была идея:

а) всеединства;

б) евразийства;

в) номинализма;

г) соборности. [2. С.278]

20. Духовное движение, возникшее на рубеже XIX-XX вв. в России, называется:

а) религиозно-философским ренессансом;

б) эстетическим ренессансом;

в) антропологическим ренессансом;

г) научным ренессансом. [2. С.262]

21. «Философом свободы» называл себя:

а) М.А. Бакунин;

б) С.Н. Булгаков;

в) В.И. Ленин;

г) Н.А. Бердяев. [2. С.274]

22. Софиология занимает центральное место в философских и богословских трудах:

а) К.Д. Кавелина;

б) Ф.А. Голубинского;

в) С.Н. Булгакова;

г) Ф.А. Степуна. 2. С.276[]

23. Свою теоретико-познавательную концепцию Н.О. Лосский называет:

а) интуитивизмом;

б) рационализмом;

в) символизмом;

г) концептуализмом. [2. С.279]

24. Принцип триединства (первоединство-разъединение-восстановление) центральный в онтологии и историософии:

а) В. Зеньковского;

б) Г.В. Флоровского;

в) Л.П. Карсавина;

г) К.П. Победоносцева. [2. С.284]

25. Соотнесите автора и высказывание:

а) А.Н. Радищев – «Познаваемый мир со всех сторон окружён для нас тёмной бездной непостижимого»;

б) Г.С. Сковорода – «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад»;

в) В.И. Ленин – «Мир ловил меня, но не поймал»;

г) С.Л. Франк – «Человек есть существо сочувствующее». [2. С.158,163,279,294]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: