Семинар 5. Философия бытия (онтология)

Учебная цель: исследовать проблему бытия в истории философии, обосновать философское понимание материи и диалектики как учения о развитии.

Воспитательная цель: сконцентрироватьвниманиенаответственности человека как существа сознательного за все свои действия и мысли.

 

Вопросы для обсуждения

1. Категория бытия в истории философии. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Многообразие и единство бытия [у-1,420-424; у-3,90-106; у-4,306-315,341-343; у-2,339-363; д-1,3,5,6].

2. Философское понятие материи, её структурность и неисчерпаемость [у-1,425-444;у-4,316-318,335-341; у-2,364-372].

3. Движение, пространство и время как атрибуты материи. Две концепции об отношении пространства и времени к материи:

· субстанциальная;

· реляционная [у-1,444-451; у-3,111-129; у-4,323-325; у-2,372-390; д-2].

4. Самоорганизация и системность. Типы систем [у-1,451-467; у-4,319-323,333-335].

5. Детерминизм. Причина и следствие. Объективный закон. Типы законов. Необходимость и случайность. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность [у-1,479-522; у-3,150-162].

6. Развитие. Диалектика – учение о развитии. Законы развития:

· закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза);

· закон перехода количества в качество;

· закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоречивости) [у-1,522-567; у-3,130-149,162-189; у-4,326-333; д-4].

7. Сознание как философская проблема:

· основные подходы к проблеме сознания в истории философии;

· предпосылки и условия возникновения сознания;

· сознание и мозг, идеальное и материальное;

· сущность сознания (сознание как отражение объективной реальности, сознание и самопознание, сознательное и бессознательное);

· структура и признаки сознания [у-1,254-283; у-3,229-286; у-4,344-356; у-2,431-451].

 

Основные философские категории

Онтология, бытие, «онтологический нигилизм», формы бытия: бытие природы, бытие социального, бытие духовного, материя, атрибуты материи: пространство, время и движение, система, элемент, структура, развитие, диалектика, законы диалектики: отрицания отрицания (закон диалектического синтеза); закон перехода количества в качество; закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоречивости), категории диалектики, мера, скачок, диалектический метод, синергетика, самоорганизация, единство мира, образ, практическая деятельность человека, сознание, мышление как деятельность, идеальное, абстрактное мышление, отражение и его формы, психика, принцип отражения, интенциональность.

 

Учебники

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – 3-е изд. – М., 2004.

2. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.

3. Философия под редакцией проф. В.П. Кохановского. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 9-е. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. –1997 – №7.

2. Гайденко П.П. Время и вечность: вопросы континуума // Вопросы философии. – 2000. – №7.

3. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопросы философии. – 2000 – №5.

4. Подборка статей о современном состоянии диалектики // Вопросы философии. – 1995 – №1.

5. Селиванов А.И. К вопросу о понятии «ничто» // Вопросы философии. – 2002 – №7.

6. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. – 2001 – №6.

 

Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

1. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего сущего, называется:

а) дуализмом;

б) агностицизмом;

в) монизмом;

г) антиклерикализмом. [4. С.310-311]

2. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, согласно В.И. Ленина есть:

а) материя;

б) субстанция;

в) субстрат;

г) первооснова. [4. С.317]

3. К атрибутивным свойствам материи относят:

а) активность (движение, изменение, развитие);

б) количество;

в) качество;

г) пространство и время. [4. С.318]

4. Между движением и развитием существует следующая связь:

а) движение и развитие не связаны друг с другом;

б) движение тождественно развитию;

в) не всякое движение является развитием;

г) не всегда развитие есть движение. [4. С.324-325]

5. Единство количества и качества предметов с точки зрения диалектики называется:

а) мерой;

б) законом;

в) принципом;

г) антиномией. [4. С.327]

6. Качество предмета с точки зрения диалектики есть:

а) то, что никогда не изменяется в предмете;

б) то, что можно измерить в предмете;

в) упорядоченность, определённость;

г) совокупность необходимых свойств предмета.  [4. С,327]

7. Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития как хаотического процесса в виде:

а) волнового процесса;

б) круговорота;

в) спирали;

г) синтеза. [1. С.538-548]

8. Трёхмерность, однородность, изотропность и непрерывность считаются свойствами:

а) времени;

б) пространства;

в) субстанции;

г) материи. [4. С.336]

9. Учение о самоорганизации материальных систем по-новому рассматривающее процессы развития называется:

а) герменевтикой;

б) материализмом;

в) коэвалюцией;

г) синергетикой. [4. С.333-335]

10. Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:

а) системой;

б) элементом;

в) структурой;

г) уровнем. [4. С.320]

11. Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются:

а) правилом;

б) законом;

в) принципом;

г) системой. [1. С.499-500]

12. Движение присуще:

а) бытию в целом;

б) бытию природы;

в) бытию социального;

г) бытию идеального. [4. С.323]

13. Согласно субстанциальной концепции, время и пространство:

а) не существуют самостоятельно;

б) зависят от скорости движения тел;

в) являются самостоятельными, ни от чего не зависящими сущностями;

г) зависят от свойств материи. [1. С.445]

14. Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются:

а) идеальность;

б) интенциональность;

в) прогностичность;

г) креативность. [4. С.355]

15. Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения действительности, характерно для:

а) стихийного материализма;

б) диалектического материализма;

в) вульгарного материализма;

г) объективного материализма. [2. С.433]

 

Семинар 6. Философия познания (гносеология)

Учебная цель: освоить категории диалектики; формы и методы научного познания; раскрыть чувственный, рациональный и эйдетический характер познания.

Воспитательная цель: обратить внимание на существование объективной истины, для утверждения которой философы, часто не жалели своей жизни.

 

Вопросы для обсуждения

1. Структура процесса познания, его возможности и границы:

· чувственная ступень познания и её формы;

· рациональная ступень познания и её формы;

· практика и её роль в познании;

· научное и обыденное познание;

· научные революции и смена типов рациональности [у-2,455-465; у-1,283-317; у-3,375-388,399-415,496-503; у-4,358-362].

2. Творчество. Интуиция. Память. Воображение [у-2,465-469; у-1,317-343; у-3,362-366,388-399].

3. Приёмы, методы и формы научного познания:

· метод, его сущность и аспекты;

· общенаучные средства познания;

· всеобщий (философский) метод познания [у-2,557-565; у-1,372-405; у-3,461-484].

4. Истина как философская категория:

· понятие истины, аспекты и формы истины;

· теории истины;

· ложь, дезинформация, заблуждение [у-2,469-472; у-1,217-254; у-3,415-425; у-4,366-369].

5. Вера и знание [у-3,441-447].

6. Общество, наука, техника [у-3,503-514].

7. Научные, философские и религиозные картины мира [у-3,515-530].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: