Социально-психологический феномен

Семинар №5 Проблема эффективности групповой деятельности

Теоретическая часть:

1. Виды взаимоотношений:

а) официальные, неофициальные;

б) отношения лидерства, руководства и подчинения;

в) деловые, личные;

г) рациональные, эмоциональные.

2. Проблема групповой сплоченности.

3. Эффективность групповой деятельности.

4. Основные критерии эффективности деятельности педагогического и ученического коллективов.

5. Пути повышения эффективности групповой деятельности.


Литература:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990. - 248с.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999.

3. Кричевский Р. Л., Дубровская М. Психология малой группы. – М., 1991.

4. Парыгин Б. Социальная психология. – СПб., 1999.

5. Руденский Е. В. Социальная психология.- М.Новосибирск, 1997.

6. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы, 1998.

7. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М., 1999.

Семинар №6 Динамика развития малых групп

1. Феномен групповой динамики.

2. Элементы групповой динамики: цели, нормы, фазы развития группы.

3. Факторы групповой динамики.

4. Феномен группового давления.

5. Феномен конформизма.

Литература:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология.-М.,2000.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999.

3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М., 1999.

4. Руденский Е. В. Социальная психология.- М. Новосибирск, 1997.

5. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы, 1998.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995. – 544с.


Раздел V. Конфликт и способы его разрешения

Семинар №7

1. Сущность конфликта

2. Виды конфликтов

3. Поведение в конфликте

4. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях:

а) соперничество (конкуренция);

б) сотрудничество;

в) компромисс;

г) приспособление;

д) игнорирование или уклонение

5. Методы разрешения конфликтов

Литература:

1. Бородин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989

2. Джини Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.

3. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М., 1994.

4. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – М., 1996

5. Морозов А.В. Социальная конфликтология. – М., 2002. – 336с.

6. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. – Спб., 1993

7. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988

8. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 1996.

 



Раздел VI. Человек и труд.

Человек как субъект труда

Семинар № 8 Развитие человека как субъекта труда

1. Труд как фактор исторического развития человека.

2. Труд как вид деятельности.

3. Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной в сознании его субъекта.

4. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда.

5. Развитие человека как субъекта труда в дошкольном возрасте.

6. Возрастные изменения психических функций человека в трудоспособном периоде онтогенеза.

7. Стадии цикла профессионализации.

8. Критерии зрелой личности и формы организации труда.

9. Противоречия и кризисы профессионального развития личности.

10. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации.

Литература:

1. Носкова О.Г. Психология труда. – М., 2004. – 384с.

2. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.

3. Карпов А.В. Психология труда. – М., 2005.

4. Толочек В.А. Современная психология труда. –Спб., 2006. – 478с.

5. Леонова А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1981



Раздел VII. Мотивы трудовой деятельности. Психология профессий

Теоретическая часть:

1. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф.Герцберга.

2. Концепция «Гуманизация труда»

3. Концепция трудовой мотивации Д.Мак-Клелланда

4. Концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона

5. Профессиографирование и профессиограммы.

6. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала

7. Методы психологического анализа профессий.

8. Способы представления профессиограммы и психограммы.

Практическая часть: Диагностика мотивации успеха и мотивации боязни неудачи (тест – опросник МУН). Методика изучения факторов привлекательности профессии (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан). Тесты на определение профессиональной направленности.

Литература:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.

2. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – Спб., 1999

3. Тутушкина М.К. Практическая психология. – Спб., 2000

4. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. – Спб, 1997

5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 224.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

7. Мотнев О.И. Психология самопознания личности. – М., 1993

8. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. С. 320.

9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 512.

10. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиораммы. СПб., 2004.

11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 2003.

Тесты по разделам дисциплины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: