Тема 2.2. Социализация и развитие личности
Цель: сформировать у студентов представление о социализации личности.
Виды деятельности:
Для закрепления и систематизации знаний:
ü Работа со словарем: выбрать основные понятия по теме и дать им определение
ü В учебной литературе выбрать и дать краткую характеристику теориям социализации и развития личности
ü Написать рефераты по теме «Социализация личности». Возможные темы рефератов:
«Проблема социализации личности»,
«Механизмы социализации»,
«Мезофакторы социализации», «Микрофакторы социализации»,
«Макрофакторы социализации» и т. д.
Формы отчета:
ü Терминологический словарь
ü Реферат
ü Выступление на семинарском занятии
Тема 2.3. Межличностные отношения
Цель: познакомить студентов с возможностями построения межличностных взаимоотношений.
Виды деятельности:
ü Проведите наблюдение за общением и межличностными взаимоотношениями людей в различных житейских ситуациях и определите, какими коммуникативными средствами они пользуются, как и какие цели, на ваш взгляд, они преследуют. Попробуйте определить соответствие выбранных человеком коммуникативных средств поставленной цели общения.
Упражнение: отключите звук у телевизора и, наблюдая за жестами, мимикой, пантомимикой выступающего попробуйте определить, о чем он говорит. Затем включите звук и проверьте свои наблюдения.
Упражнение: когда находитесь в общественных местах, например в транспорте, выберите одного человека и незаметно понаблюдайте за ним. Определите, какое у него настроение, что он переживает. Попробуйте представить себе, как выглядит этот человек, когда он улыбается, грустит, гневается и т.д.
ü Подобрать комплекс диагностических методик на определение уровня межличностных взаимоотношений
ü Подобрать, используя психологическую литературу, ряд игр и упражнений на развитие умения строить межличностные взаимоотношения
ü Заполнение теста-опросника №2 по разделу «Типология и социально-психологические характеристики личности» (см. тесты по разделам)
Формы отчета:
ü Диагностическое портфолио
ü Тест-опрос
Раздел III. Психология общения
Тема 3.1. Психологическое общение, его содержание, цели и средства
Цель: познакомить студентов с разными видами общения, его функциями и структурой.
Виды деятельности:
ü Работа со словарем: найти в словаре и выписать определение основных понятий по изучаемой теме
ü Составить кроссворд по теме «Общение», используя основные понятия
ü Подобрать психологические тесты по теме «Общение» и провести самодиагностику
ü Написать реферат по теме «Общение». Возможные темы рефератов: «Процесс общения», «Коммуникативная сторона общения», «Жесты и их многообразие», «Роль мимики в процессе общения», «Барьеры общения» и т.д.
Формы отчета:
ü Терминологический словарь
ü Кроссворд
ü Диагностическое портфолио
ü Реферат
ü Выступление на семинарском занятии
Тема 3.2. Техника и приемы организации коммуникаций
Цель: познакомить студентов с различными техниками и приемами организации эффективных коммуникаций.
Виды деятельности:
Для закрепления и систематизации знаний:
ü Работа с дополнительной литературой
ü Написание мини-сочинения «Значение общения в моей жизни»
ü Подготовить сообщения на тему «Эффективное общение»
ü Заполнение теста-опросника №3 по разделу «Психология общения»
(см. тесты по разделам)
Формы отчета:
ü Выступление на семинарском занятии
ü Мини-сочинение
ü Реферативное сообщение
ü Тест-опрос
Раздел IV. Группа как социально-психологический феномен
Тема 4.1. Понятие, виды, структура группы
Цель: сформировать представление у студентов о малой группе, ее видах и структуре.
Виды деятельности:
Для овладения знаниями:
ü Разбор основных понятий и терминов по теме:
малая группа, большая группа;
формальная, неформальная группа;
референтная группа, нереферентная группа;
лабораторная группа;
корпорации, коллектив
ü Прочитать и составить конспекты основной и дополнительной литературы к теме семинарского занятия «Формирование и развитие малых групп»
ü Составить доклады – сообщения
ü Составить вопросы для обсуждения на занятии
ü Заполнение теста-опросника №4 по разделу «Группа как социально-психологический феномен» (см. тесты по разделам)
Для формирования умений:
ü Подобрать 2-3 теста на изучение группы и провести их в любой группе
ü Провести анализ результатов тестирования
ü Провести социометрию в группе, составить социоматрицу и таблицу распределения социальных ролей в группе. Определить взаимные выборы в группе
Формы отчета:
ü Терминологический словарь
ü Конспект
ü Диагностическое портфолио
Тема 4.2. Проблема эффективности групповой деятельности
Цель: познакомить скритериями эффективности деятельности педагогического и ученических коллективов.
Виды деятельности:
Для закрепления и систематизации знаний:
ü работа с дополнительной литературой
ü составление алгоритма сплочения группы как коллектива;
ü заполнение теста-опросника №5 по разделу «Феноменология малых групп» (см. тесты по разделам)
Для формирования умений:
ü подобрать методический комплекс игр на сплочение.
Формы отчета:
ü Выступление на семинарском занятии
ü Алгоритм
ü Портфолио с играми