Знать:
· понятие личности, ее структуру и черты;
· основные составляющие личности. Ее потенциал и потребности.
Уметь:
· составлять психологический портрет личности.
Тема 2.2. Социализация и развитие личности
Знать:
· понятие социализации;
· факторы, институты и механизмы социализации;
· основные направления социализации;
· роль социальной установки в социализации личности.
Уметь:
· выявить факторы и механизмы, влияющие на социализацию личности;
· определять, какое воздействие на человека они оказывают.
Тема 2.3. Межличностные отношения
Знать:
· понятие индивидуальности, социальной роли;
· виды межличностных отношений;
· типы эмоциональных проявлений и чувств.
Уметь:
· определять уровень развития межличностных отношений;
· выявить степень сплоченности коллектива.
Раздел III. Психология общения
Данный раздел знакомит студентов с особенностями процесса общения, его структурой, основными компонентами, видами и сторонами общения.
Умения, которые приобретают студенты при изучении раздела:
|
|
- умение использовать полученные знания в процессе общения;
- находить конструктивные пути в общении;
- владеть некоторыми приемами организации коммуникаций.
Тема 3.1. Психологическое общение его содержание, цели и средства
Знать:
· основные характеристики и виды общения;
· коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения;
· вербальную и невербальную коммуникацию, социальную перцепцию, интеракцию, каузальную атрибуцию и межличностную аттракцию;
· механизмы взаимодействия в общении;
· понятие коммуникативной деятельности.
Уметь:
· выявлять в обыденной жизни различные механизмы взаимодействия в общении;
· использовать различные стратегии общения.
· ориентироваться в общении с людьми.
Тема 3.2. Техника и приемы организации коммуникаций
Знать:
· отличие техники от приемов;
· отдельные приемы общения;
· этапы делового общения;
· установки, затрудняющие процесс общения.
· понятие коммуникативного барьера и его виды
Уметь:
· устанавливать контакт при общении;
· начинать и заканчивать беседу;
· выявлять ошибки при восприятии других людей;
· слушать собеседника;
· применять различные приемы эффективного общения на практике.
Раздел IV. Группа как
Социально-психологический феномен
Раздел дает знания о видах социальных групп, условиях их формирования и управления, групповой динамике. Студенты получают умения общаться и строить отношения в условиях группы, проводить диагностику в группе для ее изучения.
Тема 4.1. Понятие, виды, структура группы
|
|
Знать:
· классификацию групп, понятие малой группы, большой, их характерные черты;
· виды малых групп;
· структуру и динамику отношений в малых группах.
Уметь:
· проводить изучение группы и групповых отношений;
· выявлять социальные роли в группе и их распределение между членами группы.
Тема 4.2. Групповая динамика и лидерство в группе
Знать:
· типы взаимоотношений;
· основные стадии развития группы как коллектива;
· элементы и механизмы групповой динамики;
· феномены группового давления;
· стили лидерства
Уметь:
· повышать эффективность групповой деятельности;
· выделять элементы групповой динамики;
· ориентироваться в механизмах групповой динамики;
· определять лидерскую структуру группы.
Тема 4.3. Проблема эффективности групповой деятельности
Знать:
· критерии эффективности деятельности педагогического и ученических коллективов;
· пути повышения эффективности групповой деятельности.
Уметь:
· повышать эффективность групповой деятельности;
· составлять алгоритм сплочения группы как коллектива;
· подбирать методический комплекс игр на сплочение.
Раздел V. Конфликт и способы его разрешения
Конфликт как составляющая общения, его характеристика. Элементы конфликта. Стороны конфликта. Условия протекания и образы конфликтной ситуации. Структура и динамика конфликта. Поведение в конфликте. Исходы конфликтных ситуаций. Закон «бумеранга» в конфликте. Правила в конфликте. Специфика педагогических конфликтов. Профилактика конфликтов в педагогической деятельности.
Знать:
· характеристику конфликта и конфликтных ситуаций;
· виды, категории и причины возникновения конфликта;
· возможные варианты выхода из конфликта и правила поведения в конфликте.
Уметь:
· ориентироваться в конфликтных ситуациях, правильно их оценивать;
· находить выход из создающихся конфликтов.
Раздел VI. Человек и труд
Раздел знакомит с уровнями изучения субъекта труда, показателями профессиональной деятельности субъекта труда: мотивационные и эмоционально-волевые; когнитивные; операторные и результативные. Знакомит с экономической, технической и психологической эффективностью эрратической системы, основными вариантами и фазами развития профессионала. Рассматривает жизненный путь профессионала.
Тема 6.1. Человек как субъект труда
Знать:
· показатели профессиональной деятельности субъекта труда виды;
· фазы развития профессионала;
· жизненный путь профессионала;
· виды межсобытийных связей
Уметь:
· повышать эффективность трудовой деятельности;
· ставить профессиональные цели;
· определять уровень мотивации
Раздел VII. Мотивы трудовой деятельности. Психология профессий
Завершающий, седьмой раздел позволяет раскрыть причины, определяющие поведение человека в процессе труда, функции мотивов в сфере труда: ориентирующая, смыслообразующая, опосредствующая, мобилизующая, оправдательная. Раздел изучает вопросы психологического профессиоведения, принципы, схемы и методы профессиографирования.
Тема 7.1. Психология профессий
Знать:
· понятие психологического профессиоведения;
· функции мотивов в сфере труда;
· принципы и схемы профессиографирования;
· методы профессиографии
Уметь:
· определять причины, определяющие поведение человека в процессе труда;
· составлять схемы профессиографирования;
· определять уровень мотивации;
· применять на практике методы профессиографии.