Коммуникативная функция

Люди вступают в общение друг с другом в процессе любого рода трудовой деятельности, равно как и в процессе воспроизводства человеческого рода. Разделе­ние и кооперация труда — основа всякой производст­венной деятельности. Но каждый индивид и социальная группа включаются в общение задолго до того, как они вступают в производственный процесс. Как вос­питание индивида, так и согласование действий или поддержание общности в целом невозможны без нали­чия различных форм культурной коммуникации.

Как известно, общение осуществляется разными сред­ствами.

Уже само материальное производство не может осу­ществляться без общения, хотя бы в том плане, который принято называть “производственные отношения”, как классовые, так и профессиональные.

Эти отношения складываются как кооперация и раз­деление труда, в котором имеет место и профессио­нальная взаимозависимость (хлебопашец — мельник — булочник), так и классовое господство и подчинение.

Культура обеспечивает иную форму общения — через систему коммуникаций, как обмен информацией посред­ством символов и образов. Без коммуникаций невоз­можны никакие формы отношений и деятельности. Даже принадлежа к одному обществу, нации или производ­ственному объединению, люди в то же время разоб­щены. Их разделяют время, пространства, условия бы­тия или деятельности, а также социальные, возрастные, культурные и даже индивидуальные различия. Харак­тер этой разобщенности все время меняется в зави­симости от организации труда, социального, политического, психологического состояния общества или конк­ретной среды. Поэтому необходима постоянная, устой­чивая, разносторонняя и мобильная система коммуни­каций, поддерживающая приемлемую степень единства и дифференцированности общественного бытия. То же самое следует отнести и к внутреннему миру личности, о чем мы подробно будем говорить в гл. VII.

Функции коммуникации настолько же разнообразны, насколько различна жизнь общества. Конечно, исходная функция коммуникации — взаимопонимание между уча­стниками общего дела. Но так как масштабы каждого дела конкретны и ограничены, то между различными группами возникают противоречия и распри, в резуль­тате чего коммуникация становится негативной, выра­жением взаимного неприятия и отталкивания.

Таким образом, через коммуникацию культура осу­ществляет следующие задачи: а) интеграцию общества и социальных групп; б) внутреннюю дифференциацию общества и групп; в) отделение общества и различных групп друг от друга и их общение.

Интеграция осуществляется не самим фактом ком­муникации, которая может выявлять разные интересы и противоречия, а через общее содержание коммуника­ций или же через взаимодополнительность этого содер­жания. Как полагал Т.Парсонс, важнейшим условием интеграции системы взаимодействия является присущая всем членам общества основа нормативного порядка, т.е. общая культура. Эта основа должна быть норма­тивной, чтобы контролировать разрушительный потен­циал самостоятельности каждой из единиц и направлять самостоятельные действия так, чтобы они усиливали друг друга и тем самым способствовали усилению само­стоятельности системы в целом или составляющих ее единиц.

Более высокий тип интеграции, способствующий объ­единению различных групп без различия в социальном, этническом и культурном планах, дают мировые рели­гии, в которых утверждаются некие ценностные ори­ентации, превосходящие рамки каждой группы и малой общности, но отвечающие их отдаленным перспективам. К их рассмотрению мы обратимся в следующих главах.

Существование общих, одинаково осмысляемых зна­чений, закрепляемых в языке и изобразительных сред­ствах,— основа коммуникации. Слушая произносимые слова, люди реагируют на их значение, и при всех различиях в реакции существует необходимый минимум взаимопонимания.

В любой организованной группе взаимодействие лю­дей и их реакция на внешние стимулы опосредованы культурными значениями, закрепленными в языке, мо­ральных нормах, убеждениях. Не соотнеся наблюдае­мые действия людей и их потребности с системой зна­чений, которую они принимают и которой руководст­вуются, нельзя ничего понять в культуре, в происхо­дящих в обществе событиях.

Выше мы уже рассматривали типы сохранения и пе­редачи информации, составляющей достояние культуры. Устные, письменные, аудиовизуальные или электронные типы ее передачи представляют и варианты коммуника­тивности, поскольку каждый из них подразумевает, как выявлял уже Аристотель, “говорящего”, само сообщение и того, кому это сообщение предназначено При более детальном рассмотрении коммуникации выделяются: от­правитель и получатель сообщения (коммуникатор и аудитория), средства коммуникации, ее содержание, эф­фект сообщения и обратная связь. Эффект может быть, конечно, неоднозначным и выражаться в различной сте­пени сближения или, напротив, отдаления точек зрения коммуникатора и аудитории на общий предмет.

Огромную известность приобрела общая теория ком­муникаций канадского социолога и культуролога Г.Мак-луэна. По его концепции, именно развитие коммуника­тивных средств определяет и общий характер культуры, и смену исторических эпох. В эпоху племенных куль­тур общение человека было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением, придававшим миру целостность, но вместе с тем локальность и замкнутость. Изобретение И.Гутенберга в XV в.— печатный станок — привело к торжеству визуального восприятия, формиро­ванию национальных языков и государств, что сопро­вождалось распространением рационализма и индиви­дуализма.

Введение письменности в ряде важных отношений меняет тип коммуникации. В бесписьменном обществе необходимость надежной фиксации накопленного досто­яния приводила к тому, что в передаваемой из поко­ления в поколение “мудрости дедов и прадедов” изы­мались разночтения, “неправильности”, “ереси”, всякое новаторство считалось “отсебятиной”, нарушающей пра­вильность знаний, а значит, и порядок. Единство зна­чений и знаний, их организация в целостной системе и надежная фиксация устраняли “разномыслие”, рас­хождения в отношении к нормам и ценностям, что ук­репляло консолидацию коллектива. Однако это приво­дило к постоянному устранению всяких новшеств, вос­принимаемых как отклонение от привычного порядка. Поэтому многие из идей и открытий, возникавших в такого рода обществах, канули в вечность.

Введение письменности способствовало решению сра­зу двух задач. С одной стороны, она служила надеж­ному сохранению прошлого опыта, значений, знаний и представлений. С другой — возникала возможность при­нятия новых элементов, хотя бы путем дополнений к прежнему тексту или иной интерпретации старого, ко­торая также может фиксироваться в новом тексте. Так, введение арабской письменности для коранической ли­тературы способствовало как сохранению сакрального достояния, так и фиксации прежней поэтической тради­ции. Вместе с тем общество получило мощное средство введения и новых значений, образов и ориентации, что обеспечило интенсивную работу по развитию художест­венной литературы и научных знаний. В течение при­мерно двух столетий шла широкая работа по переводу античных текстов на арабский язык. (Благодаря этим переводам, в частности, удалось сохранить часть антич­ного наследия, утраченного в греческих оригиналах.)

Конечно, между этими двумя функциями возникали противоречия. Потребность в устойчивости “подлинного знания” диктовала ограничение нововведений. Это дости­галось через канонизацию текста и догматизацию духов­ных принципов, через сакрализацию высших ценностей. Потребность обновления приводила к упорной идеологи­ческой борьбе между традиционалистами и обновленцами.

По мнению Г.Маклуэна, современные аудиовизуаль­ные средства коммуникации ведут к вытеснению всех прежних видов искусства и отвечающих им форм об­щения. Новая всеохватная сеть общения создает “гло­бальную деревню”, упраздняет пространство и время и заменяет рационализацию новыми формами мифоло­гии, преподносящими мир как нечто зримое и осяза­емое целое. Телевидение и новейшие аудиовизуальные системы радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается современный человек.

Однако концепция Маклуэна была подвергнута кри­тике со стороны тех социологов, которые полагают, что историческая смена типов коммуникативности не отме­няет значения синхронно существующих параллельных типов. Новое не отменяет старого, а лишь меняет со­отношение способов коммуникации. Поэтому классифи­кация этих способов относится не только к истории, но и к современности:

1. Традиционный — в локальной сельской среде, где все более или менее знают друг друга, где роль каж­дого человека в общении определена его возрастом и образом жизни, а нормы общения известны всем с дет­ства или, по крайней мере, в течение многих лет. Об­щение отличается постоянством, стабильностью ожида­ний, привычностью коммуникаций. В такой среде не возникает проблемы некоммуникабельности, а общение не требует специальных знаний и инициативы.

2. Функционально-ролевой тип коммуникаций разви­вается в городской среде, в условиях значительной диф­ференциации типов деятельности и образа жизни. Он является безличным и специализированным. Правила коммуникации в общем соответствуют той роли, кото­рую человек имеет в данной системе деятельности, прежде всего в профессиональном плане, его статусу и сложившейся иерархии в этой системе. Устные, а еще больше письменные контакты часто формализова­ны. Существуют многочисленные градации в личност­ных отношениях. Например, горожане не вступают обыч­но в общение на улице или в городском транспорте, в функциональной среде возникают правила знакомства и представления.

3. Массовая коммуникация образуется в рамках со­временного массового общества и означает распростра­нение информации одновременно среди большого числа людей, независимо от социального статуса и места жи­тельства. Такая коммуникация возможна лишь на ос­нове новейших технологических средств, обеспечиваю­щих высокую скорость и массовость поиска, обработки и распространения информации. (Основные характери­стики такой коммуникации будут рассмотрены в гл. XVI.) Именно при изучении такого общества тео­рия коммуникации получила огромное развитие, поро­див социологию средств массовой коммуникации, теорию пропаганды, рекламы, межкультурного общения и т.д. Введение новых информационных и коммуникативных технологий привело к радикальному преобразованию не только собственно коммуникативных процессов в об­ществе, но и типа связи между людьми, характера ма­териального и духовного производства. Все это форми­рует новый общий тип социальности, получивший назва­ние постиндустриального общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: