Критерии проверки и оценки решений.
Задача 1.
Решите неравенство
.
Решение №1.
1) Неравенство определено, если
и если
т.е. если
.
2) Пусть
. Тогда
.
3) Пусть
. Тогда
. Поэтому в этом случае
. Объединяя множества решений из 2) и 3), получаем ответ.
Ответ:
.
Решение №2. Используем следующее утверждение: «Если функция
возрастает на множестве, то выражения
и
имеют одинаковый знак для всех
и
из этого множества». Сначала используем его для
, а затем для
.

.
Ответ: 
Решение №3.
Рассмотрим непрерывную функцию
. Она определена при
и
, т.е.
. Найдем нули функции:
.
Если
, то
и
. Поэтому
на всем промежутке
. Если
, то
. Поэтому
на всем промежутке
. В итоге, непрерывная функция меняет свой знак при прохождении через точку
(нуль числителя) и через точку
(нуль знаменателя). Поэтому
.
Ответ:
.
Комментарий.
Существует много различных способов оформления решения этого неравенства. Выше выбраны три, в определенном смысле «экстремальных» способа. Решение №1 (перебор случаев) крайне традиционно. Решение №2 использует так называемый «метод замены множителей», довольно широко известный в весьма узких кругах (следящих за тенденциями вступительных экзаменов в МГУ), но практически неизвестный рядовым пользователям школьных УМК. Решение №3 по существу есть обобщенный метод интервалов.
«У каждого – свои недостатки». Есть они и у решений №№1-3. В решении №1 грамотнее было бы вместо запятых между неравенствами или системами неравенств расставить значки
. Более того, словесный оборот «Пусть…Тогда…» подразумевает импликацию «из А следует В», в то время как для решения существенна именно равносильность. В решении №2 ответ записан (по мнению некоторых методистов) в ужасной форме: это не множество, а два неравенства, причем без указания связи между ними. Кроме того, в описании метода замены множителей, формально, отсутствует случай
. В решении №3 нет обоснований непрерывности введенной функции, как нет и явных ссылок на те места, где эта непрерывность необходима.
Поиск «абсолютно идеальной» записи – красиво звучащая проблема, процесс решения которой является довольно увлекательной деятельностью, но весьма далекой от реалий работы экспертов при проверке работ на ЕГЭ по математике. Представим, что Вам при конкретной работе в качестве эксперта встретилось бы одно из решений №№1-3. В каждом из них ясно видна логика и конструкция всего решения, неверных утверждений, ошибок или описок нет, получен верный ответ. Все это соответствует случаю выставления максимального балла. Для заданий уровня С3 – это 3 балла.
Обратим внимание на то, что зачастую в представленных ниже решениях учеников полностью отсутствуют комментарии–слова и не всегда корректно используются знаки импликаций. Поэтому эксперту необходимо внимательно просмотреть все формулы и понять, правильна или нет общая логика решения и без особых причин не «наказывать» учеников за неправильное использования логических знаков.
Тонкость в данный момент состоит в том, что задача 1 взята, разумеется, не из реальных КИМ ЕГЭ-2010, эта задача предлагалась на одной из диагностических работ и для оценивания ее выполнения критерии несколько отличались от тех, которые будут на реальном ЕГЭ. Выглядели они вот так.
| Баллы | Критерии оценивания выполнения задания С3 |
| 3 | Обоснованно получен правильный ответ |
| 2 | Ответ не точен т.к. допущена описка или при в основном правильном решении в ответ включены значения переменной, при которых логарифмируемое выражение обращается в 0 |
| 1 | Решение содержит верные преобразования. Из-за ошибок потеряны промежутки решения, либо в ответ включены лишние промежутки |
| 0 | Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше. |
Процитируем и критерии, которые будут использоваться на реальном ЕГЭ-2010.
| Критерии оценивания выполнения задания С3 | Баллы |
| Обоснованно получен правильный ответ | 3 |
| Обоснованно получен ответ, отличающийся от верного только конечным числом точек. | 2 |
| Полученный ответ неверен, но решение содержит переход от исходного неравенства к верным рациональным неравенствам. | 1 |
| Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше | 0 |
Последние критерии при выставлении 1 балла не всегда могут быть применены к решениям задачи 1, см. выше решения №№1 и 3, в которых просто нет никаких рациональных неравенств. Поэтому ниже будем использовать именно критерии из диагностической работы.






