double arrow

Среди существующих колхозов

Годы Организовано Распалось Ост. 1/X–28г.
1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 97 179 333 114 229 239 255 307 96 169 313 106 180 256 113 121 1 4 20 8 48 83 142 186

 

Из общего числа колхозов, 2000, осталось 493, что свидетельствует о большой неустойчивости состава товариществ и о неудовлетворенности населения положением в области. Причем а архивных документах это объясняется так: "заметно влияла классовая борьба в деревне. В результате этой борьбы кулак вносил элементы разложения в коллективное движение". [77] А на наш взгляд, создавшееся расслоение свидетельствует о плохом качестве руководства колхозами и о неправильных условиях создания колхозов в нашей области.

виды колхозов 1924г. 1925г. 1926г. 1927г. 1928г.
Коммуны 5 3 12 9 11
Артели 2 8 28 34 56
ТЗТ 173 436 436 463 1255
Машинные т-ва 14 66 101 124
Без машинные т-в 180 330 476 506 1322

Данная таблица[78] свидетельствует о том, что люди объединялись главным образом в ТЗТ и Машинные товарищества, то есть объединялись так, чтобы вместе обрабатывать землю, полное обобществление имущества, как в коммунах, было им глубоко чуждо. Поэтому, разочаровываясь в многочисленных недостатках колхозной системы, население все больше стремится выйти из коллективных хозяйств.

"Качество работы товариществ во многих отношениях неудовлетворительно, контрольные задания по паевому накоплению, вкладам выполнены всего в размере 35,2% за полугодие, план кооперирования выполнен всего на 60,1%" [79]

Таким образом, проводимая правительством политика продразверстки и плохое руководство на местах привели к ослаблению низовой сети хозяйств и, в конечном счете, к голоду 30-х годов. Но, несмотря на это, правительство достигло своей основной задачи в отношении Дона: с одной стороны, все же прошла коллективизация, а с другой, казачество и правда постепенно ассимилировало, растворилось в общей массе, появилась даже привычка называть себя крестьянами. Последним этапом стал голод 30-х годов, разрушивший в сознании людей последние нити, связующие их с прошлым. И все же где-то в глубине души у людей, причем, как ни странно, у репрессированных, сохранилось это деление на казаков и русских, какая-то защитная реакция, не позволяющая раствориться в толпе, забыть окончательно о том, что когда-то они были частью Всевеликого Войска Донского. Наверное, поэтому сейчас и стоит вопрос о возрождении казачества: не удалось большевикам до конца разрушить в людях мысль о принадлежности к казачьему сословию.

 


Давайте еще раз обратимся к фотографии Коршуновой Зинаиды Яковлевны. Что

 

случилось с этой большой, некогда благополучной казачьей семьей?

В центре стола сидит глава семьи – дедушка Андрей Матвеевич Коршунов, на руках у него маленькая Зиночка, рядом сидит бабушка, Улита Ивановна (дедушка с бабушкой умерли от тифа в 1918 году). Ее окружают дети старшего сына, Ивана Андреевича, сидящего слева от матери (4 справа от края стола, сам он был парализован в 17 году – слишком резко обрушилась на него революция). Рядом с ним его жена, Татьяна Гавриловна (она умерла в 28 году от голода), у нее на руках самый младший член семьи – полугодовалая Лидочка (вместе с братом и сестрой она была выслана на север в 32 году, прожила там 10 лет, а потом сбежала на Украину). За ними (ближе к нам) сидят двое сыновей Ивана Андреевича, Михаил и Егор. Михаил, старший, окончил пять лет школы и стал писарем (его выслали в 22 году под Нижний Новгород вместе с женой, больше о нем родные ничего не знают), а Егор учился в юнкерском училище в станице Усть-Медведицкой (его тоже вместе с женой выслали на север в 23 году, через 7 лет они вернулись, полгода прожили вместе, а потом ночью пришли комиссары и забрали его, больше его никто не видел). По правую руку от дедушки сидит средний сын, Иван Андреевич (он отступал во время революции отступал с белыми, а в 29 году вместе со всеми детьми его выслали на север и там расстреляли, дети остались одни), у него на руках младшая дочка. Далее – его жена (она умерла во время революции, не успев даже увидеться с мужем, – он вернулся только через месяц) и сын. И, наконец, родители Зинаиды – Яков Андреевич и Анфуса Ивановна. Отца забрали 8 февраля 1918 года в Казанку и там расстреляли. А мать прошла вместе с Зинаидой все испытания и тяготы ссылки и умерла уже осенью 41 года: сильно болела. 

У всех, кто запечатлен на этой фотографии, судьбы не похожи, но в одном совершенно одинаковы: все эти люди, члены дружной, работящей семьи, некогда гордо величавшие себя казаками, так или иначе, стали жертвами той системы, которая поставила перед собой цель – расказачивание, которое "…будет означать не ломку казачьего быта, а ликвидацию сословных обязанностей и привилегий, снятие воинских повинностей, обеспечение культурного развития…" [80]

 

Политика коллективизации, захватившая Донскую область в 30-х гг. разрушала семьи и быт казаков, они фактически попали в разряд деклассированных элементов. Миграционная политика, проводимая в 20-х годах, уступила место выселению казаков из области и заселению края иногородними, в результате чего казачество потеряло былую общность. Под действие политики раскулачивания попали не только "кулаки" в общем понимании, но и середняцкие казачьи хозяйства, которых было по области большинство. Это стало причиной физического уничтожения большого количества казаков. Плохая организация руководящего и рабочего состава и проводимая большевиками политика продразверстки, когда по всей стране она была уже практически свернута, привела к голоду, который разрушил последние в сознании людей последнюю связь с прошлым, со своей принадлежностью когда-то к Войску Донскому. Все это доказывает, что целью, преследовавшейся коллективизацией на Дону, было завершение политики расказачивания и окончательная ликвидация казаков как этносоциальной общности.

 



Глава 4.

КАЗАЧЕСТВО СЕГОДНЯ?

 

Итак, что же удалось достигнуть большевикам политикой расказачивания? А удалось очень много. Казаки, и правда, исчезли не только как военное сословие, но и утратили многие этнические особенности. Быт и многие культурные традиции давно сохраняются лишь в памяти отдельных людей. А ведь у казаков было множество обычаев по-своему неповторимых.

Взять хотя бы такой пример, мы говорим, что казачество было традиционно православным, а сейчас сложно утверждать то же самое о возрождающихся казаках. Вот какую картину мы увидели во время своей экспедиции в х. Крымском. Издали, почти с самых окраин села, виднелась красавица-церковь, довольно большая, особенно если учесть, что хутор невелик. Но то, что мы увидели внутри, нас потрясло до глубины души. Храм внутри находится в состоянии "полуремонта", то есть реставрация начата, но еще далека до завершения. А матушка рассказала нам, что в храме постоянно меняются батюшки (ее муж уже 4 или 5 священник за последние несколько лет). "С приходом очень тяжело, да и приход-то человек двадцать всего, бабушки в основном, да и те даже внуков своих не приводят, – жаловалась она. – В храме все это время был амбар, и, собственно, это было всем удобно, никто не вступился. Церковь и открыли здесь лишь потому, что пошла такая тенденция с "возрождением казачества". Храм после длительного использования в качестве склада дал трещину и требует капитального ремонта, внутреннее убранство пришло в упадок. Нужны деньги не реставрацию, хоть небольшую. "Раньше-то как, всем миром собирали, – печалится матушка, – а сейчас все сидят по своим углам и только ищут, к чему бы придраться. Попытались мы собрать деньги хоть на краску, уж и побелили сами, так нет. Они говорят, вы сделайте, а мы посмотрим, тогда, может быть, и денег отдадим. А мы бы и рады сами сделать, да не за что". А ведь Крымский – это небольшой хуторок с основным населением казачьим. У них и выслали-то немногих, только самых зажиточных. Вот вам и полное разрушение одного из основополагающих жизненных устоев казачества – веры.

Кроме того, Область Войска Донского, в сущности, перестала существовать. Пункт указа Калинина через много лет, но осуществился: Дон заняли иногородние, казаков, используя политику выселения, разбросали по всей России, так что и родных люди часто не могут найти друг друга.

Даже называют себя казаками люди не всегда, не случайны оговорки у Корневой З.Я.: "…А семья вообще крестьянская…", может быть, здесь сыграло роль земледелие, которым занимались родные, а может быть, и нет…

Во всяком случае, то "казачество", которое существует сегодня, сложно назвать таковым. Поэтому и стоит вопрос: нужно ли его возрождать, и если – да, то в каких рамках? Без сомнения, стоит воскресить этнокультурные традиции, ведь на Дону была своя мини культура богатая обычаями, которые вовсе не ограничиваются теми несколькими примерами, что здесь приведены.

В станицах мы попытались спросить у бабушек, помнят ли они какие-нибудь песни, помнят ли, как они молодыми танцевали, пели, играли, как проводили время. Но, в общем-то, нам толком не ответили. Вернее те, к кому мы обращались, не помнили таких вещей: они родились уже позднее, и на их молодость досталась вся тяжесть 20-30-х годов. А репертуар тех казачьих ансамблей, что существуют сейчас, очень далек от песен, звучавших когда-то на Тихом Дону.

С нашей точки зрения, начинать возрождение культурных традиций нужно с того, с чего начинали разрушать, – с широкой пропаганды, попытки увлечь молодых ребят родной историей. Ведь мало кто из современной молодежи знает сегодня что-либо о казачьих традициях и желает их продолжать. А уж если возрождать казачество, то делать это должны именно они.

Кстати, здесь есть и еще один момент: у нас сейчас остается последний шанс узнать все от живых людей, потому что книги и описания, даже архивные данные – это, конечно, хорошо, но общение с людьми, которые прожили это – всегда несравненно больше. Мы, например, поняли, как вовремя взялись за эту тему, когда разговаривали с Ивановой Екатериной Андреевной, отпраздновавшей недавно свой 101 день рождения! Кто знает, смогли бы мы поговорить с ней, если бы пошли в поход в следующем году?

Но есть и другой аспект данного вопроса: если возрождать только этнокультурные традиции, – это будет не казачество. Казаки – войсковое сословие. А нужно ли это их качество в наступившем XXI веке? Здесь есть разные точки зрения. Кто-то говорит, что нет. А с другой стороны, даже в советское время Сталин пытался использовать "полезные" обычаи казаков: верность Родине и Отечеству. В войну были созданы специальные казачие части. Сегодня тоже делается такая попытка: созданы казачьи подразделения по охране рубежей Ростовской области, открываются казачие кадетские корпуса, и кто знает, может быть не зря…

Этот вопрос еще предстоит решить нам всем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Много в XX веке было мирных и кровавых страниц: революция репрессии, голод. Раны нашей страны не успевали заживать. Против многих направила свою "карающую длань" советская власть, в том числе и против казачества.

Что же представляло собой казачество к началу революции 1917 года?Исследования быта, образа жизни казачьей семьи в 20-30-х годах свидетельствуют о сохранении традиционных черт, присущих казакам как особой этнической группе: глубокая патриархальность, патриотизм, приверженность православной вере, старым обычаям. Именно из них складывалось казачье самосознание.

Однако именно они и стереотип казачества, как "антинародной силы", сложившийся в обществе, позволили большевикам после неудавшейся попытки создать Донскую советскую республику объявить казачество сторонниками белогвардейского движения и начать политику расказачивания, продолжавшуюся вплоть до начала Великой Отечественной войны.

В своем развитии это направление политики большевиков прошло несколько этапов. Во время гражданской войны, она выражалась в прямых репрессиях и геноциде против казачества, примером чему может служить циркулярное секретное письмо ЦК "Об отношении к казакам" от 24 января 1919 года. Но найдя на Дону сильное сопротивления советское правительство решает прекратить политику "огульных репрессий", не прекращая, тем не менее, политики расказачивания, которое теперь приняло скрытые формы. Это выразилось в разрушении идеи единства казачества, усилении расслоения, противопоставлении бедных и богатых казаков, ликвидации казачьей общины, традиционной формы землевладения, поощрением со стороны правительства увеличения доли пришлого населения, переделе земельных наделов, передаче части территории Войска Донского соседним областям, переименовании населенных пунктов, гонениях на Православную Церковь, разрушении и запрещении казачьих традиций.

В 30-е годы вместе со всеобщей волной на Дон приходит коллективизация. И вновь ужесточение режима в бывшей Области Войска Донского выливается в репрессии против коренного населения края. В результате политики выселения казаков и привлечении в область пришлого населения власти окончательно разрушили казачью общность. Кроме того, выселение казаков из родных мест, проходившие ничуть не мягче, а иногда и гораздо с большими жестокостями, чем в других областях, привели к физическому почти поголовному уничтожению казачества, о чем рассуждали большевики еще в гражданскую войну. А голод 30-х годов помог советскому правительству завершить курс расказачивания. Ведь он, круша все нравственные устои и запреты, порвал последние нити, связывающие людей с прошлым.

Таким образом, большая часть казаков была уничтожена, а те, кто остался в живых, еще очень долго боялись даже вспомнить о том, что когда-то "были" казаками. Не осталось не только особого казачьего сословия. Исчезло и этнокультурная общность Войска Донского. Поэтому перед нами стоит огромная задача – воскресить культурное наследие целой народности, казаков Тихого Дона.

 

Каждому из нас эта работа дала что-то свое. Безусловно, мы все смогли лучше узнать историю области, в которой живем. Причем не просто историю, а живую историю, увидеть ее глазами людей живших тогда, прочувствовать вместе с ними все, через что им пришлось пройти. Две девушки из нашей группы, Оля и Наташа, сами потомки казачьих родов. Для них тоже интересно было еще раз поглубже заглянуть в семейный архив, узнать больше о тех людях, которых они никогда не видели, но которым они, пожалуй, обязаны своим появлением на свет. Обе они говорят, что хотя знают историю своей семьи, но не разу не пытались взглянуть на нее как на частичку общей истории, крупинку, из которых складывалась судьба нашей страны.

 

Эта работа позволила осознать, что же творилось в нашей стране в тот момент. Ведь одно дело фраза учебника: "…донские станицы практически обезлюдели…", а слушать рассказы людей, прошедших через все испытания, видеть их слезы при воспоминании об этих самых страшных событиях их жизни, – совсем другое. В конце работы хочется сказать только одно, не дай Бог, кому-нибудь пережить то, что пережили эти люди.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Воспоминания Алексеевой А.И.

2. Воспоминания Ивановой Е.К.

3. Воспоминания Корневой З.Я.

4. Воспоминания Галезник З.Е.

5. Воспоминания Бандовкиной Е.А.

6. Воспоминания Богучарской Е.Я.

7. Воспоминания Бойдалагиной Г.С

8. Воспоминания Бондаренко Л.И.

9. Воспоминания Сальникова П.А.

10. Воспоминания Бахталовой Н.И.

11. Воспоминания Щедраковой В.С.

12. Документы ГАРО, фонды Р–1390 (дело о создавшемся расслоении крестьянства и казачества в Новочеркасском районе, описание землепользования в Донском округе СК в 1925 году по сравнению с дореволюционным), Р–1485 (материалы о детской беспризорности, отчеты о работе в селе Ново-Батайске, Батайского района (дело №58), о состоянии финансового положения коопераций на Дону (дело №123).

13. Газета "Советский Юг" за 22-24 гг.

14. Газета "Трудовой Дон" за 22 год.

15. Сборник документов "Восстановительный период на Дону".

16. Сборника работ победителей первого конкурса (Алексей Раков, Социальный портрет раскулаченного в 1930году, стр. 192).

17. Волкова А.П. "Донские казаки в прошлом и настоящем",Ростов-на-Дону, 1998 год.

18. Сборник статей, Проблемы казачьего возрождения, Ростов-на-Дону, 1996г, статьи Тикиджьяна Р. Г., Казачество и неказачье население Дона. Становление, этносоциальный состав и проблемы взаимоотношений, Чернопицкий П.Г.,Советская власть и казачество.

19. Возрождение казачества: история и современность, сборник статей, Новочеркасск, 1994 год, статьи Кислицина, Расказачивание, Перехова Я.А., Казачество и власть: начало консенсуса (1920-1925), Трут В.П., К вопросу о скрытом расказачивании советского периода и о перспективе казачьего возрождения.

 

 


[1] Работа опубликована в сб. «Работы победителей Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия - ХХ век». Москва, 2003г.

[2] См. приложение

[3] Сборник документов, Восстановительный период на Дону 1921-1925 год, Ростов-на-Дону, 1962 год.

[4] Проблемы казачьего возрождения, сборник статей, Ростов-на-Дону, 1996г.

[5] Там же.

[6] Возрождение казачества: история и современность, сборник статей, Новочеркасск, 1994 год.

[7] Возрождение казачества: история и современность, сборник статей, Новочеркасск, 1994 год.

[8] Там же.

[9] Тикиджьян Р.Г. "Возрождение казачества: история и современность" статья "Казачество и неказачье население Дона. Становление, этносоциальный состав и проблемы взаимоотношений" стр. 72

[10] Тикиджьян Р.Г., указ. соч., стр. 73-74.

[11] В приложении планы двора и дома в дневниковых записях Галезник З.Е.

[12] Воспоминания Галезник З.Е.

[13] см. приложение

[14] Воспоминания Сальникова Петра Андреевича с хутора Ермаковского.

[15] Воспоминания Галезник З.Е., приложение

[16] Воспоминания Галезник З.Е., приложение

[17] Воспоминания Корневой З.Я., приложение

[18] Воспоминания Корневой З.Я.

[19] см. дневниковые записи Галезник З.Е.

[20] Воспоминания Корневой З.Я.

[21] воспоминания Алексеевой А.И,

[22] Волков А.П., Донские казаки в прошлом и настоящем, Ростов-на-Дону, 1998 год, стр. 286-287. 

[23] Шолохов М.А., Тихий Дон, Москва, 1985год, книга 3, часть 6, глава XVIII, стр. 123.

[24] Воспоминания Корневой З.Я.

[25] "Возрождение казачества: история и современность" статья "Расказачивание" – стратегический курс большевистской политической элиты в 20-х гг." С.А. Кислицын, стр. 104

[26] А.П. Волков, Казаки в прошлом и настоящем, Ростов-на-Дону, 1998 год, стр. 316.

[27] С.А. Кислицын, Возрождение казачества: история и современность, ст. «Расказачивание» – стратегический курс большевистской политической элиты в 20-х гг.», стр. 105

[28] Восстановительный период на Дону, сборник документов, Циркуляр Северо-Кавказского крайисполкома об учете особенностей быта казаков, стр. 471

[29] Воспоминания Бандовкиной Е.А.

[30] ГАРО фонд Р – 1485, опись 1, дело " Материалы о детской беспризорности в крае и борьбе с ней", лист 15.

[31] ГАРО фонд Р – 1485, опись 1, дело " Материалы о детской беспризорности в крае и борьбе с ней", лист 40, документ Донского отделения народного образования.

[32] Воспоминания Ивановой Е.А., см. приложение.

[33] Воспоминания Алексеевой А.И., см. примечание.

[34] Шолохов М.А., Алешкино сердце.

[35] Воспоминания Корневой З.Я., см. приложение.

[36] "Восстановительный период на Дону", сборник документов. Стр. 49.

[37] Статья "Внимание деревне!" в газете "Союзный Юг" №186 15 августа 1923года.

[38] Воспоминания Корневой З.Я., см. приложение.

[39] Статья рабочих железнодорожников без партийных И. Егорова и С. Митрыхина

[40] см. приложение

[41] Трудовой Дон, 16 мая 1922 г., ст. Изъятие церковных ценностей в Старочеркасске, см. приложение.

[42] Воспоминания Богучарской Е.Я., см. приложение.

[43] Воспоминания Корневой З.Я., см. приложение.

[44] Воспоминания Корневой З.Я., см. приложение.

[45] См. приложение

[46] Фонд Р – 1390, опись 6, дело №100, Описание землепользования в Донском округе СК в 1925 году по сравнению с дореволюционным.

[47] Статья "Внимание деревне!" в газете "Союзный Юг" №186 15 августа 1923года

[48] Воспоминания Галезник З.Е., переданные внучке.

[49] Воспоминания Корневой З.Я., см. приложение.

[50] Воспоминания Бандовкиной Е.А., см. приложение.

[51] Сборник работ победителей первого конкурса, Алексей Раков, Социальный портрет раскулаченного в 1930году, стр. 192

[52] Табл., документы ГАРО, Фонд Р–1390, опись 6, ед. 271, Краткий очерк о создавшемся расслоении крестьянства и казачества в Новочеркасском районе, стр. 20

[53] Там же, стр. 37.

[54] Воспоминания Алексеевой А.И., см. приложение.

[55]Воспоминания Бандовкиной Е. А., см. приложение.

[56] Воспоминания Ивановой Е.А., см. приложение.

[57] По рассказам Галезник З.Е., переданным внучкой.

[58] Воспоминания Бандовкиной Е.А., см. приложение.

[59] Воспоминания Бондаренко Л.И., см. приложение.

[60] А. Волков, Донские казаки в прошлом и настоящем, Ростов-на-Дону, 1998год, стр. 287.

[61]Воспоминания Корневой З.Я., см. приложение

[62]Там же.

[63]Там же.

[64] Воспоминания Корневой З.Я., см. приложение.

[65] Воспоминания Бандовкиной Е.А., см. приложение.

[66] Воспоминания Корневой З.Я., см. приложение.

[67] Воспоминания Бондаренко Л.И., см. приложение.

[68] Воспоминания Бандовкиной Е.А., см. приложение.

[69] Воспоминания Бондаренко Л.И., см. приложение.

[70] Воспоминания Алексеевой А.И., см. приложение.

[71] Воспоминания Корневой З.Я., см. приложение.

[72]ГАРО фонд Р–1485, опись 8, дело №123. "Проект постановления о контрольных цифрах и директивы о построении бюджета на 1929-1930гг."

[73]ГАРО, фонд Р–1485, опись 8, дело №123, Проект постановления о контрольных цифрах и директива о построении бюджета на 1929-1930гг.

[74]ГАРО, фонд Р-1485, опись 8, Дело №58, Отчеты о работе в селе Ново-Батайске, Батайского района.

[75]ГАРО фонд Р–1485, опись 8, дело №123, стр.72, Финансовое положение системы универсальных и сельхоз. кредитных коопераций Северо-Кавказского Края.

[76] Фонд Р-1390, опись 6, дело №271, стр. 30,32.

[77] ГАРО, фонд Р–1390, опись 6, ед. 271, Краткий очерк о социально-экономическом расслоении.

[78] Там же, стр. 30.

[79] ГАРО, фонд Р–1485, опись 8, дело №123, стр.72, Финансовое положение системы универсальных и сельхоз. кредитных коопераций Северо-Кавказского Края.

[80] Фраза Калинина, 1920 год, А.П. Волков, Казаки в прошлом и настоящем, Ростов-на-Дону, 1998 год, стр. 316.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: