Зам председателя Донисполкома Болдырев

Секретарь Донисполкома Изнашлоский". [36]

В письме явно звучит некоторое назидание, кроме того, большевики противоречат сами себе, говоря о том, что расслоение "необходимо и должно интенсивно проводиться", и при этом, утверждая, что оно уже существует.

Советское правительство старалось сделать так, чтобы казачество разделилось между собой, чтобы казаки ассимилировали с прочим населением области, стали такими же, как и все остальные крестьяне. Ведь до этого любой казак, неважно бедный он или богатый, считал себя прежде всего казаком. В этом было единство казачества, его сила. Поэтому и определяет руководство основную "задачу партии в деревне", как "изучение состояния и хода развития классовой борьбы в деревне…

Мало одних хозяйственных мероприятий, нужно усилить политическую борьбу в деревне… Наша партия должна стать вождем классовой борьбы в деревне". [37]

И, пожалуй, к началу коллективизации эта цель большевиками была достигнута: "Вот когда колхоз начался, тут уже, конечно, от нас все отделились, потому что в колхоз только бедняков принимали, таких, как мы, никого не принимали" [38].

 

Единство было одним из основных психологических принципов, определяющих самосознание казака, поэтому время, когда правительство старалось разделить казачество, и, фактически, запретить людям, называть себя казаками, было продолжением политики "расказачивания", периодом ликвидации его, как на "контрреволюционного сословия".  

IV. "ГОЛОДАЮЩИЕ, ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО И СВЯЩЕННИК ТРИФИЛЬЕВ"

Еще в самом начале голода попыталась помочь голодающим Церковь, развернув сбор помощи "всем миром". Так 7 января 1922 в газете "Советский Юг" появляется статья "Иродовы жертвы", опубликованная священником Ал. Трифильевым:

"На ростовском вокзале происходит нечто кошмарное. Мне рассказывали о сценах медленного умирания несчастных детей... говорили о десятках детских трупиков, извлекаемых из-под скамеек третьего класса…

Разве допустима роскошь в наши дни, когда добрая половина русского народа умирает от голода?.. На глазах у тупо и апатично глядящих матерей станционные служители брезгливо вытаскивают из-под скамей замотанные в грязные лохмотья трупики-скелеты (порой совершенно голые) и с высоты крыльца сбрасывают их в двуколку. Потом их прикрывают брезентом и отвозят кладбище, где так же кощунственно, как падаль, сбрасывают в общую яму и закапывают, – спасите вокзальных младенцев".

А в выпуске №21 за 28 января 1922 года последовал ответ:

"Голодающие, православное духовенство и священник Трифильев

При беглом просмотре статья Трифильева может вызвать… бурю негодования против советской власти, мешающей якобы духовенству накормить голодных. Духовенство, представителем которого является священник Трифильев, просто… обмануло жертвователей, собранные деньги для голодающих держит у себя. Господам рясоносцам следовало бы не разыгрывать из себя угнетенную невинность… а честно исполнить данное жертвователям обещание – передать деньги голодающим" [39].

 

Статья Трифильева нами сокращена, но и в полном тексте нет призыва к передаче денег, просто священник призывает не бездействовать в данной ситуации. Кстати, священник Алексей Трифильев упоминается в сборнике первого конкурса в работе Ильи Ершова. В ней говорится о том, что Трифильев через год после выхода статьи, 8 января 1923 года, за сопротивление обновленчеству был осужден на 3 года лагеря и отправлен на Соловки, где работал в Соловецком обществе краеведения.  

Одним из наиболее громких процессов на Дону стало обвинение Донского архиепископа Арсения. Вот какую статью под названием "Святейшая контрреволюция" по этому поводу опубликовал "Советский Юг" весной 1923-го года (№192): "Процесс епископа Арсения, приоткрыв завесу над преступной деятельностью князей церкви на Юге России, сорвет маску со святейшей контрреволюции, возглавляемой Тихоном… Ставка на голод не удалась!.. Бандитам в рясах приходится сейчас держать ответ за свои преступления".

Интересная фраза "Ставка на голод не удалась". Думается, в планы большевиков не входило отдавать лавры первенства в борьбе с голодом "бандитам в рясах", влияние на народные массы было слишком ценным, чтобы им делиться. Поэтому, как бы не заметив предложенную помощь Церкви, обвинив ее в бездействии и укрывательстве средств, правительство начинает акцию по изъятию церковных ценностей на помощь голодающим, тем самым ослабляя и дискредитируя ее. Причем, зачастую оно без зазрения совести использовало любые, даже самые нечестные методы, что довольно ярко отражено в статьях газет того времени, например:

 

"НОВОЧЕРКАССКИЙ ПРОЦЕСС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: