Методика расчета на опрокидывание рабочих клетей дуо была изложена выше. Расчет на опрокидывание рабочей клети трио сделаем аналогичным образом. Опрокидывающий момент равен разности прикладываемых к валкам моментов:
Мопр = М1-М2 + М3. (158)
Так как прокатка происходит либо между верхним и средним валками (М3 = 0), либо между средним и нижним валками (М1 = 0), то опрокидывающий момент будет равен
Мопр = М1 — М2 или Мопр = — М2 + М3.
При прокатке в калибрах моменты, прикладываемые к различным валкам в клети трио, отличаются друг от друга незначительно, поэтому можно положить, что М1 = М2 = М3, и таким образом опрокидывающий момент будет. равен нулю. Однако, как и в клетях дуо, возможен случай поломки одного из шпинделей (например, среднего, М2 = 0), но прокатка по инерции будет продолжаться в течение некоторого короткого времени. Тогда опрокидывающий момент будет равен
Мопр = М1 или Мопр = М3,
т. е. клеть будет опрокидываться моментом, равным моменту прокатки:
Мопр = М1 = Мпр (158а)
|
|
Кроме рассмотренных случаев, рабочая клеть трио (как и клеть дуо) будет испытывать опрокидывающий момент от действия инерционных сил в момент захвата металла валками. Максимальное инерционное усилие будет равно втягивающей силе трения (при cos a= 1):
Опрокидывающий момент будет равен
Мопр = Ia= Мпр (159)
Из сравнения формул (158 а) и (159) следует, что максимальное значение опрокидывающего момента наблюдается во время захвата,
так как а/R — всегда больше единицы.
При установке в одну линию двух клетей трио уравнение для определения опрокидывающего момента, действующего на первую клеть, будет иметь вид
Мопр = М1-М2 + М3-М'1+ М2-М'3 (160)
где М'1, М'2 и М'3 — реактивные моменты, действующие на первую клеть со стороны валков второй клети.
Если прокатка осуществляется в обеих клетях между верхними и средними валками (в одном направлении), то
М3 = М'3 = О и
Мопр — М1 — М2 — М'1 + М'2 = 0.
Если в обеих клетях осуществляется прокатка в различных направлениях, то
М3 = М'1= 0 и
Мопр — М1 — М2 — М'1 + М'3 = 0
Таким образом, при наличии двух клетей максимальный опрокидывающий момент будет наблюдаться при прокатке только в одной клети в случае поломки одного из шпинделей, когда
Мопр =Мпр