Упражнения и приемы семинаров холотропного дыхания

 

Помимо работы с телом, проводимой ведущим, в основном, после сессии с каждым участником отдельно, я применяю различные упражнения и действа перед сессиями холотропного дыхания.

 

Цели, преследуемые мною, следующие:

 

1. Раскрепостить, уменьшить страх (перед дыханием и друг другом), сплотить людей.

2. Физически «разогреть» тело (разминка), облегчить путь к свободному проявлению движений, криков, эмоций.

3. «Стронуть с места», облегчить доступ участника к своему подсознательному, назревшим проблемам. Дать возможность «метатерапевту» найти актуальное, обозначить, чуть расшатать то, что, возможно, будет прорабатываться во время сессии.

4. Потренировать коммуникацию и взаимодействие будущих пар.

 

Упражнения «подсмотрены» мною на семинарах В.Майкова, В.Козлова, В.Баскакова, других ведущих, прочитаны в книгах, модифицированы, придуманы самостоятельно.

 

Самое эффективное – творчество ведущего!

Упражнения, наилучшим образом зарекомендовавшие себя на одних семинарах, оказываются малоэффективными на других, особенно тогда, когда ты «твердо сбил» программу заранее.

Страшновато идти к людям, не имея никакого плана действий. Я обыкновенно прикидываю возможные варианты упражнений – это снимает страх – и даю свободу творчеству.

 

Итак, упражнения:

 

1. Танцевально-двигательные:

 

- танцуем в кругу, каждый по очереди выходит в круг – он «шаман», другие повторяют его движения, затем «шаман» выбирает следующего;

 

- танцы с закрытыми глазами, попытаться вспомнить, и в движениях как-то выразить Рождение, Детство, Зрелость, Старость, Смерть (например, по 1-2 мелодии на каждый период);

 

- найти себе партнера по дыханию, попытавшись протанцевать с некоторыми участниками часть танца и определив, с кем приятнее;

 

- то же, но с закрытыми глазами;

 

- танцы в парах, один с закрытыми глазами, другой зеркально повторяет его движения и иным образом «подстраивается». Потом меняются ролями;

 

- танцевать, полностью отпуская тело, предоставляя ему двигаться, как оно хочет, принимать любые позы;

 

- в любой момент – команда «стоп» и перевод внимания на себя, тело, дыхание и т.п.

 

2. Театрализованные:

 

- каждый выбирает себе роль Пугающего или Боящегося, не вербально взаимодействует с другими, потом роли меняются;

 

- то же, но в ролях Высокомерного и Униженного;

 

- в кругу двое не вербально разыгрывают сцену: один - Святой, другой – Искуситель.

-Другие варианты (не легкое): один занимает позицию выше и обвиняет («родитель»), другой – ниже и оправдывается («ребенок»).Вербально. Меняются ролями (с другими);

 

- двое сцепляются руками – рычат и толкают друг друга, кто сильнее. Пробуют свои силы с разными партнерами (смеху нет предела, и удивительное открытие, что побеждает не физическая сила);

 

- «слепить» фигуру (один как манекен, другой – творец);

 

- «конкурс фигур» - на какую-то тему;

 

- «освобождение». Участник показывает, что его закрепощает в жизни, подбирает из присутствующих тех, кто подходит для этой роли. Они держат его руки, ноги, туловище, голову («закрепощают»). Кто-то (что-то?) символизирует называемую(?) цель (хорошо - симпатичный представитель противоположного пола), оставшиеся – шумящие, мешающие «тернии». Человек освобождается и прорывается к «Цели», которая радостно его встречает;

 

- разыграть сон, жизненную историю, миф. В первых двух случаях «автор» выбирает и «посвящает в герои» своего (например) сна, режиссирует, репетирует действо. Наконец оно проигрывается самостоятельно, рассказчик – зритель.

В обсуждении: герои рассказывают, что они чувствовали, рассказчик задает вопросы. Потом герои сообщают, что они хотели бы сказать или пожелать рассказчику.

Обрядовое развоплощение и символическое стирание картины – танец, «броуновское движение» и др. Можно разбиться на группы по 4-5 человек и каждая выбирает, репетирует и разыгрывает миф или историю;

 

- «Слепой - поводырь» - удачно для выбора места холонавта («слепой»).

 

3. Медитации:

 

- на любовь: прочувствуйте, как умеете дарить любовь и принимать ее. (Близкие, Природа, Бог). (Интересен часто встречающийся инсайт: дарить любовь и принимать ее – одно и то же);

 

- на свободу;

- загляните в комнаты – каждый год вашей жизни (от начала или от конца);

- в шаманском стиле: побывать в подводном, подземном, воздушном царстве, встретить свое животное Силы (которое подойдет к тебе 3 раза). Позже в танце воспроизвести движения этого животного;

 

- взойти на гору и побеседовать с мудрым старцем, святым.

 

4. Голосовые и телесные:

 

- издать звуки из гортани, груди, живота;

 

- в кругу окликнуть кого-то, как будто он далеко;

 

- подходя друг к другу, издать какие-то звуки (спеть), найти свой дуэт;

 

- массаж: себя, холонавт - ситтера, ситтер – холонавта.

- сесть в круг, массировать спину впереди сидящего, концентрируя внимание на партнере; повернуться, продолжать массаж, концентрируя внимание на своих ощущениях; еще раз повернуться, стараясь наблюдать и те, и другие ощущения;

 

- сыграть мелодию на спине партнера: вдохновенно, или так мягко, чтобы у «инструмента» всегда оставалось сомнение, касаются ли его и где;

 

- поднести руку к стопе партнера, наилегчайшим образом прикоснуться к ней на несколько секунд и отвести на исходную позицию (приблизительно 20 сантиметров от стопы) Длительность упражнения не менее 5 минут. Обоим следить за ощущениями…

 

- очень мягко «поиграть» кистью, рукой, стопой, головой партнера, добиваясь, чтобы он расслабил конечность, не способствовал и не препятствовал бы плавным движениям (в стиле танатотерапии);

 

 

- танцуют части тела, лицо по отдельности, потом все вместе;

 

- стоя в кругу, положив руки на плечи рядом стоящих, раскачиваться, найти общую мелодию;

 

- стать в тесный круг, обдуть теплом своего дыхания тех, кому пришлось тяжелее других в сессии (например, ведущего:-)), или вновь прибывших;

 

- то же, пропев 3 раза ОМ.

 

5. Разные.

 

- ощутить смерть, передавать другому предмет – смерть (например, яблоко). Ощутить эмоции при получении и при передаче. Освободившийся от яблока уходит из круга («умирает»). Обсуждение;

 

- аналогично - ощутить любовь, передать другому предмет – Любовь. Передавший сохраняет в себе чувство любви, остается с Любовью. (В случае, когда я «проводил» это «действо», «предметом» стала икона Божьей Матери. Рассказать происшедшее невозможно);

 

- последний танец (в завершение семинара): каждый подходит к каждому и говорит первое пришедшее на ум (но доброе!) пожелание.

 

В заключение привожу упражнения Райха, они лежат в основе работы с телом, применяемой в холотропном дыхании.

 

Глубокое дыхание. Режим дыхания предла­гается психотерапевтом. Пациент может ощутить прилив энергии как покалывание и «мурашки».

Глубокий массаж. На зажатые мышцы оказы­вается давление. Иногда необходимо ущипнуть напряженные области, чтобы расслабить их.

Экспрессия лица. Пациент «строит мины», вы­ражая определенные эмоции и одновременно под­держивает зрительный контакт с терапевтом и оп­ределенный режим дыхания.

Работа с грудной клеткой. Терапевт надав­ливает на грудную клетку, а пациент выдыхает воз­дух или кричит. Этот вид работы с телом снимает блокады дыхания.

Конвульсивные рефлексы. Конвульсия «про­бивает» панцирь. Терапевт может использовать в своей работе расслабляющее действие кашля, зева­ния и т.д.

Позы, вызывающие напряжение. Чтобы раз­будить тело, можно использовать напряженные позы. Это может привести к судорогам или клону­су, что также помогает «пробить» панцирь тела.

Активные движения. Терапевт предлагает па­циенту «пинаться», топать или энергично двигать различными частями тела. Это «расслабляющее» упражнение.

Глаза. Могут иметь бездумное и омертвевшее выражение. Терапевт предлагает пациенту, чтобы тот делал вращательные движения глазами в одну и в другую сторону и широко раскрывал глаза как от неожиданного удивления.

Рот. Эта область охватывает мышцы подбород­ка, горла и затылка. Чтобы их расслабить, терапевт просит пациента плакать, кричать, делать сосатель­ные и другие всевозможные движения губами.

Шея. Чтобы расслабить напряжение в этой об­ласти, можно использовать крик и завывание.

Грудная клетка. Когда пациент дышит или смеется, обнаруживается панцирь этой области. Сдерживание дыхания приводит к подавлению эмоций. Для их освобождения терапевт может тре­бовать определенных движений рук и плечей.

Диафрагма. Панцирь в этой области проявля­ется в осанке. Позвоночник может быть наклонен вперед, затрудняя выдох. Этот панцирь можно ос­лабить дыхательными упражнениями и так назы­ваемым рвотным рефлексом.

Живот. Эта часть охватывает плечи и мышцы живота, которые часто напряжены, если пациент имеет склонность к оборонительным поступкам. В этой области необходимо расслабить панцирь.

Таз и ноги. При сильном панцире таз отодви­гается назад и может выступать, что является при­знаком глубоко вытесненного беспокойства. Кро­ме того, неподвижность таза тормозит сексуальную экспрессию и наслаждение. Пациента могут попро­сить, чтобы он ударялся тазом о топчан или бил ступнями о землю до тех пор, пока не появится чувство освобождения.

Таким образом, райховская терапия приводит к систематическому расслаблению напряжений тела.

Ее целью является свободное протекание энергии. Это попытка достичь при работе с телом того, что фрейдовская терапия стремится добиться работой с сознанием. (Друри.)


6. Из материалов сессий.

 

На семинаре (холотропное дыхание) ко мне подходит женщина, которая прошла внутренне очень сложный и глубокий процесс: возникающие рыдания (чувства) подавлялись, как это часто бывает, на уровне горла (и груди), однако, само подавление воспринималось как нечто очень глубоко встроенное, пустившее корни (распределённое). [ Обычно сдерживание локализовано – это блок, плотина, противостоящая потоку эмоций. Тогда прорыв плотины – и в этом часто нужно помочь – рождает осознание что (какие установки и обстоятельства) какие чувства сдерживало. Катарсис, постижение разряжает аккумулятор, питающий привычный неблагоприятный паттерн поведения. ] Хоть процесс не сопровождался бурной двигательной активностью, я интуитивно уделял женщине внимания больше, чем другим. («Ситтер» – опытный мужчина, прошедший около 15 сессий, даже сделал мне замечание, мол излишне включился в процесс, оттеснив его.) На обсуждении[6] женщина не без усилия рассказывает о сексуальном использовании её отцом (страх, кровь, стыд), о похожем поведении мужа, унижавшем её и выгнавшим с ребёнком на улицу. О ситуации выбора на данный момент: когда из двух ухажёров её привлекает не более обходительный и расположенный к ней человек, но грубый и унижающий. Она поняла, что детский опыт взаимоотношений с отцом как бы загипнотизировал её на роль жертвы и похожие ситуации. Женщина подошла ко мне до обсуждения, рассказав это со стандартными эмоционально насыщенными вопросами: почему? За что? Для чего? Также стандартно не имеющими ответов[7]. Я говорю ей плоские (впрочем, неизменно действенные) фразы о том, что то, что человек переживает, и из чего он выходит (только надо выйти!), становится истинным капиталом, он становится способным (на физическом и духовном планах) вывести других из подобного. И в этом смысле жизнь (и судьба) – это подвиг самопожертвования (нередко и выбор) души. (Противопоставляя это в и дение взгляду, что жизнь - это кредит, который человек должен отработать.) Я говорю это женщине, и, вдруг, меня пугает мысль, что, несмотря на её эмоциональное осознание, её паттерн (назовём его так)[8] навряд ли позволит ей быть счастливой с любящим её человеком. Надежду вселяет синхронизм её появления на дыхательной сессии: она приехала на неё автостопом из города отдалённого на 200 км с очень удачным попутным маршрутом, почти на час позже, но обстоятельства задержали начало сессии как раз до момента её появления в зале.

Показательно и очень характерно, что другие холонавты переживали: войну, сожжённые деревни, смерти мужей и детей, бессмысленность жизни, тяжесть женской доли; спуск ко всемирным страданиям “один человек не может это вынести”; борьбу женского и мужского начала в себе “мужчина не может допустить, чтобы верх взяла женщина”; реинкарнации – женщина (преступно?), использовавшая любовь и внимание к себе мужчин в корыстных целях и умершая насильственной смертью. Чредниченко методологически критиковал такого рода групповые процессы из-за “внесения в личный процесс (воспоминаний) чужого опыта переживаний”. Однако, мне представляется условностью в духовном мире, в мире переживаний делить переживания на свои и не свои (разные инструменты в оркестре, разные музыкальные темы симфонии). На базе реинкарнационных и трансперсональных переживаний эта условность проявляется особенно чётко. В конечном итоге всё возвращается к вопросу “что есть я (целый мир)?”, которым, на мой взгляд, можно было бы заменить всю философию, и всю психологию (науку, а не практические навыки), и все религии (..., а не практические навыки). Мне кажется, что разделение на мои – не мои (переживания) – следствие переноса реальности биографичной (хоть и здесь можно поспорить) и материальной на мир духовный.

 

 

Один из применяемых мною способов облегчения состояний участников перед дыхательной сессией – 2-ух уровневое сообщение. Нередко участники отмечают в себе страх перед тренингом. Убеждать их в том, что “это не страшно” – бессмысленно, т. к. воспринимается, как “непонимание моих опасений”, “непридание истинного веса моим аргументам”. Как следствие, человек начинает в разговоре выдвигать дополнительные аргументы для поддержания своей версии опасности, в действительности гипнотизируя себя на опасность. Что страшно и что опасно он, конечно, знать не может, т. к. ещё не встретился с процессом и с переживанием. Правда с последним всё не так просто, я получал неоднократные подтверждения тому, что душа знает, предчувствует будущее (переживания), иногда радуясь и стремясь к грядущим изменениям, иногда стараясь сохранить себя “как есть”, воспринимая изменения, как частичную смерть, тормозя и стопоря процесс. Усугубляет это (сопротивление души изменению), видимо, недостаток в психотерапии любви (интересный выход предложил в своей психотерапии автор “Дианетики” Л. Р. Хаббард, предлагая, часто повторяя и этим гипнотизируя и настраивая участников процесса на то, что его психологический процесс – игра, и относиться к нему надо как к игре. Конечно, если игра, то не страшно, а если не страшно, то львиная доля барьеров психологического процесса уже преодолена. Л. Р. Хаббард 1993 г.).

Большинство людей неизменно благодарны ведущему и процессу, освободившим их душу, но установка большинства видов терапий – высвобождение через страдания – перепроживание тяжелых биографических периодов или сопряжённых переживаний[9]. Мы знаем о дефиците истинной любви, поэтому не верим в возможность её получения и в помощь, не верим и не можем установить прямой контакт с источником Любви (Богом), оставляя себе перепроживание страданий. Однако, в ходе процессов холотропного дыхания я неоднократно сталкивался с целительной, трансформирующей силой встречи с трансперсональными переживаниями Христа, Божьей Матери, Любви, Мудрости и Милосердия, Святости. Я не вижу причинно-следственных связей, объясняющих, как такие переживания исцеляют душу (сказать – изменяя веру, в и дение – через чур плоско), но по ощущениям это бывает более целительно и памятно, чем биографические воспоминания. Трансформирующей работе способствует атмосфера перед процессом: репродукции, музыка, тема вступительного разговора, молитва, состояние и устремление ведущего.

Разрядка страха – смех, нередко его можно вызвать парадоксальностью, сказать человеку: “Боишься – молодец! Без страха перед дыханием ничего путного не получится. Бойся дальше!”. Или “...Ты знаешь, мне кажется, ты недостаточно боишься: у тебя не дрожат руки, и не выступил пот. (Про волосы, которые не встали дыбом, я и не говорю). Попробуй-ка задрожать!”. Очень хорошо всё-таки добиться, чтобы человек, очевидно, не без юмора, иногда и раздражения, физически имитировал дрожь, закатил глаза и т. п. Иногда участник не признаётся ведущему (и себе) в страхе, хоть тот и заметен. Можно дать ему задание “бояться”, “если всё время не можешь, периодически вспоминай и тогда бойся, вызывай в себе страх!”. Потом, заметив, что человек “уплыл”, можно подойти и похвалить – “молодец, хорошо получается!”, или пожурить “что ж ты забыл, что надо бояться!”. Ответы “я же боюсь” или “да забыл” одинаково разряжают эмоцию страха. Вообще сама идея “пытаться вызвать страх” (чувство вины, раздражения или др.) – целебна (вызываю, значит управляю).

Но не менее важна интеграция, если вторая (по времени) её часть мало подвластна ведущему (это усилия, которые человек направляет на изменение своего поведения в реальной обстановке)[10], то первая – встреча и окружающая обстановка сразу после процесса переживания – чрезвычайно ответственная и тонкая составляющая работы ведущего и ситтера (и подготовки ситтера ведущим). Присутствие и невмешательство, забота (если это нужно холонавту) – дать утолить жажду, вытереть пот, накрыть одеялом (прочувствовав это! Как-то ситтер упорно накрывала меня одеялом, которое я также упорно сбрасывал: мне было жарко. Это “выбило” меня из переживания, вызвав раздражение, правда эта ситуация, в свою очередь, вызвала перепроживание биографического плана. Подобные случаи столь часты, что иногда вызывают мысли о правильности всего происходящего, сколь бы не казалось оно не соответствующим каким-либо критериям – представлениям о правильности.).

Атмосфера внимания и приятия на обсуждении, ласковые интонации, иногда прикосновения, поддержка ситтера, юмор способствуют интеграции переживания.

 

Часто участники сессий сообщают, что переживания такой силы и интенсивности в жизни им не встречались. (Про себя этого сказать не могу: с самыми интенсивными переживаниями я встретился в жизни, в церкви, на природе).

По понятным причинам имена всех не названных участников сессий изменены.

 

«И в следующий момент передо мной возникла очень красивая женщина. Её красота была холодной, сама она непривычно бледна. Во мне возник страх – это была Смерть (надо сказать, что у меня давние взаимоотношения со смертью: две попытки суицида. Я не считаю себя тем, кто смог выстоять перед напором этого побуждения, во всяком случае, воля моя была сломлена). Итак, передо мной появилась Смерть, хоть она и не была неприятна для меня, во мне возник страх. Я сказал ей: «Вот видишь, я тебя всё-таки боюсь.» - «Ты не меня боишься – ответила Смерть – ты боишься того, что страшнее меня.». Я понял её, мало кому это известно, но существует нечто страшнее смерти: это распад души, разрушение сложности-красоты-структуры психики. Когда это происходит на твоих глазах и вопреки твоей воле...

Правда, я считаю себя одним из немногих, знающих истинный смысл слов Иисуса Христа: «...и даже самою душу положат за ближнего своего...». Слова эти обыкновенно ошибочно трактуются, как самопожертвование (в пределе – пойти на смерть за другого), но смерть - не разложение души – это жертва личности, жертва, которая скорее укрепляет и развивает структуру души.»[11]

 

«Моё состояние начало очень мягко меняться, я начал ощущать себя в потоке-эфире, удивительной, очень мягкой, всёпонимающей, очень красивой, сложной (во многом мне непонятной), любви. Нет, всё становилось понятным в тот же момент, как я его замечал. Но такие тонкости чуткости взаимоотношений просто никогда не приходили мне в голову. Эта любовь исходила из Святой Троицы. Я понял, что этот поток любви, этот эфир Света и поддержки в любой момент и в любом месте всегда вокруг меня! То, что мне больше всего нужно, всегда рядом - я буквально купаюсь в нём! То, что мешает мне в любой момент ощутить, испить из этого источника любви, - моё неверие в то, что я достоин этой любви! Моё самоосуждение и уничижение не допускает и мысли о том, что я достоин чьей-то любви, внимания Бога и, тем более, Его любви...»

 

 «Я лежал крестом и был расплющен, как лист. У меня не было свободы поднять хоть пальчик над полом. Позже я вспомнил, что Даниил Андреев в «Розе Мира» похоже описывал полностью лишенным свободы и одномерным один из кругов ада, называя его, кажется, Дигм; но и в плоскости пола я не мог произвести ни одного движения. Моё ощущение времени померкло. Мне казалось, что я находился в нём вечно, я был уверен в абсолютной безысходности, ничто не могло поменяться в вечности, бессмыслены были любые усилия и надежды, казалось, не должно было существовать даже наблюдения, потому что ничто не могло измениться… Я испил эту безысходность до полного смирения – приятия… Вдруг, сверху и сбоку возник луч яркого, но не слепящего и удивительно мягкого и доброго света. Ко мне спускалась женщина, я узнал её – это была Дева Мария, на согнутых руках она несла светящуюся ткань. Она накрыла меня ею – это был Покров Божей Матери. Я понял, что я всегда и навсегда защищён. (Примечание ведущего: в этот момент ситтер накрыла лежащего холонавта пуховым платком, по ощущениям холонавта свет и видение Божей Матери с Покровом происходили до того, как он был накрыт платком.). Вскоре мне стало тепло, я смог пошевелить сначала пальцем, потом и другими частями тела. Страха не было, была усталость и какое-то радостное-усталое-мудрое понимание: обойтись без страданий в нашей жизни нельзя, но всегда рядом с нами Свет и Любовь, рассеивающие любую Тьму, нужно только протянуть к ним руку.»

 

«Передо мной появился силуэт – существо без лица. Возник сильный страх. Я вспомнил напутственные слова ведущего: «Не страх порождён видением, но видение – страхом.» - я понял, как бороться со страхом, я сказал: «Гюльчетай, открой личико» - в тот же момент видение пропало. [Кстати, этот персонаж без лица не редкий гость переживаний, описан Толкиеном во «Властелине Колец» под именем Назгул, и у меня ассоциируется с частью себя – с желаниями, потребностями (восприятием каких-то своих качеств столь негативно) столь подавленными и неприемлемыми для личности, что вытесненный образ подвержен операции – у него стёрто лицо, его невозможно узнать, чудовищно (страшно) признаться себе, что и это есть во мне. – Примечание ведущего]»

 

«Я попала в абсолютную темноту и увидела две жёлтые точки, которые превратились в два глаза. Я слегка испугалась, но тут вспомнилось, как ведущий рассказывал про «Гюльчетай, покажи личико», и сказала глазам: «Покажись, кто ты?». Передо мной возникла прекрасная, грациозная чёрная пантера, она стала мурлыкать и тереться об меня. Это было вовсе не страшно, но приятно, я почесала её за ухом. Она отходила от меня, опять появлялась в темноте в виде глаз, но мне не было ни капельки страшно. Мне кажется, она хотела что-то мне сообщить... Что во мне есть такие силы!.. Никогда бы не подумала, что у меня есть что-то общее с пантерой.»

 

«... И вдруг я понял, что последние полгода тщусь совместить в рисунке три вещи:

- Могущество-Первопричину всех сил-Тепло и Любовь Солнца;

- Красоту Цветка;

- Святость Креста.»

 

«Я оказался под потолком и в углу заметил два существа, это были безвременно ушедшие мои самые близкие и любимые люди. Они сказали мне: «полетим с нами, мы покажем, где мы сейчас живём.» Вдруг я заметил, что вместо лиц у них что-то расплывчатое, во мне возник то ли страх, то ли сомнение. Но тут из другого угла ко мне медленно подлетел шар в белом ореоле, чуть похожий на твою седую голову. Он сказал: «Ты не видишь их лица, потому что там, где они сейчас живут, у них другой облик.» Я перестал бояться и двинулся за ними. Впереди летел шар. Сначала мы оказались в длинном тёмном туннеле, потом вылетели в прекрасный мир. Там было два солнца... Ландшафт неописуемой красоты... Там были такие краски! Нет, это невозможно передать... Это такая красота!».


Я сам беру начало в Ничего,

Я сам стремлюсь к нему, как в пропасть –

Пропасть, исчезнуть, сгинуть без следа,

Забыться в сне без сновидений.

 

Рыдать и выть,

Скулить звериным скулом,

Забыв про всё, не веря в Ничего.

Где нет Любви,

Там счастьем стал Забвенья лик

И призрак смерти, темноты, абсурда.

 

И воя звук в тиши окаменел,

И выплеснулась жуткая громада –

Гранит недвижимый, перетекавший в форму

Ужаса… Иль подвига?

 

Луч темноты (бывает ли такое?)

Из глаз сверкнул. Но вою подчинясь,

Как подчиняется Ничто всё смертное,

Вдруг сгинул, в ярости бессилья изменяясь.

Мягчея, извиваясь и струясь

Змеёй испуганной, сдавившейся, бегущей...

И «с жаждой мести»... Без ли… Всё равно.

Но поздно… Это там, где время...

А там, где нет...


«... Сначала я была в полном сознании и максимально мобилизовалась для работы с собой. (В тишине призвала близкое для меня божество – Таро – Мать всех Будд.) Через некоторое время ощутила вибрации во всём теле, как будто сквозь руки, кончики пальцев во всё тело втекает ток высокого напряжения, тело вибрирует; вдруг ощутила, что могу пощупать музыку руками, кончики пальцев стали чувствительными. Это ощущение было приятно, я протянула руки в сторону источника звука и уловила, что наслаждаюсь музыкой через руки, всем телом, через кожу; открыла глаза, подняла правую руку, чтобы пощупать левую – не дрожит ли. Нет, дрожь была внутренней.

Нарастает музыкальный темп: шаманские ритмы, колдовство вековечного леса, голоса зверей в джунглях, ощутила себя лесным зверем, наполненным жизнью, радостью, силой. Кем-то кошачьим, может быть, леопардом, может пантерой. Мой выдох звучит как мурлыканье или рычание, в радости прорвалась – ощутила себя частью Матери-Природы, частью Леса. Я сильн а, здорова и гармонична, и едина со всей Земной Жизнью и Духами Природы. Шаманские ритмы и голоса Природы сменяют звуки моего любимого композитора Вангелиса. Первые музыкальные аккорды вызывают в сознании картины войны, агрессии и победы (при этом ум совершенно чист, хоть я и нахожусь в глубоком трансе; но нахожусь здесь и сейчас; тело моё исчезло; лёгкие вибрации рождают ощущение невесомости, я как бы растворена в окружающем пространстве). В сознании всплыла реальная война в Ираке. Вопли и злость жертв. Но... Я люблю (принимаю) эту войну. Одновременно ощутила возмущение всех пацифистов... Я одновременно и жертва и палач. Во мне одновременно звучат и фанфары победы и крик протеста и огромное всёохватывающее сочувствие ко всем, кто втянут в эту войну.

Всё запуталось, но внезапно полыхнуло космическим взрывом, как праздничная иллюминация. Взрыв молниеносно освободил мой голос. Мой сострадательно-возмущённый крик через слёзы превращается в легкомысленный смех. Счастливый смех, полное слияние с чем-то невыразимо огромным. Я – Божественная Любовь, я соединилась с Ним, стала Его составной частью. Мои руки тянутся к этим божествам (Жизни, Смерти, Космосу), обнимая и ластясь, изливая своё согласие всему, что происходит с нами. К сожалению, это только жалкие и блеклые слова в сравнении с тем огромным чувством внутреннего покоя, Божественного Счастья и Порядка в мире. Это можно только пережить, но не рассказать, это переживание наполнено невыразимым счастьем и огромной силою. Пережитые мною «звёздные часы» в реальности – рождение ребёнка, экстаз в руках любимого человека, ощущение успеха от хорошо проделанной работы, даже близко не стоит с этим ощущением счастья, которое испытываю в этот момент – 30 секунд, или 15 минут, или вечность – ощущение времени пропало.

Волны бравурной, ликующей музыки постепенно затихают, звучит колыбельная песня. Прихожу в себя и отдыхаю после процесса. Вновь и вновь вызываю в памяти ума и сердца момент экстаза. Покой, нежность, защищённость; мягкая музыка ласкает и убаюкивает. Рождаются слёзы, как эхо от клича агрессии и борьбы, прорыва к свободе. В сознании счастливые слова: «Ты опять нашла мать и отца – Любовь. Ты нашла себя, вернулась в объятья Творца – связь восстановлена. Ты теперь знаешь, что он всегда с тобой – вы едины.»

(Журнал «Дзиедниекс» («Целитель») 11/179 июнь 2003, стр. 8 – 10, Гунта Бриеде «Свободный Полёт или Опыт Холонавтки». Перевод с латышского мой – В. К.)

 

«У меня возникло странное чувство, я не знаю, где я был и кем я был, но это был я; я очень не хотел рождаться и жить. Мне кажется, это было – нежелание матери моего появления на свет. Это моё полностью захватывающее меня желание не быть, было в то же время и не моё. Это состояние преследовало меня всю жизнь, углубляя каждую из депрессий, в которые ввергали меня жизненные передряги. Как только мне бывало тяжело, слова «я не хочу жить» воплями вторгались в моё сознание, ложась тяжестью именно тогда, когда мне больше всего нужна была помощь… Господи, как трудно сжиться с тем, что это вовсе не мои устремления, я их не выбирал – они, как бы, внедрены в меня…»

 

«Я вспомнила себя девочкой. Мне было годика четыре. После долгого отсутствия приехал папа. Мне захотелось как-то привлечь его внимание, понравиться ему, он сидел такой отрешённый, не замечая меня, наверное, был пьян. Я стала танцевать перед ним, как нас учили в детском садике. Когда я приблизилась к нему, он поднял голову, посмотрел на меня и ругнулся. Мне было очень-очень горько». В индивидуальной работе я обратил внимание женщины на то, что её проблема с мужчинами и развод с мужем непременно связан с её стойкой уверенностью в том, что женщина, которая стремится понравиться мужчине – проститутка.

 

«Я старательно дышал под музыку, сомневаясь, правильно ли я всё делаю. В какой-то момент мне стало всё равно… Я не чувствовал конечностей, по телу стали пробегать потоки энергии. Казалось, они прочищают всё моё тело. Я чувствую себя бодрым и отдохнувшим».

 

«Я ревнив и тяжело переживаю командировки жены и её поздние задержки на работе. Мне рассказывали, что когда я родился, матерям полагался очень короткий отпуск по уходу за ребёнком, сидеть со мной было некому… В дыхании я вспомнил, как пытаюсь ухватить за ногу мать, уходящую на работу и оставляющую меня одного. Я очень нуждался в матери, её внимании и любви, её отсутствие было угрозой для меня, мне было очень страшно и плохо. Я понял, что моя ревность, за которую я себя постоянно ругаю, обзывая эгоистом и неврастеником, вызвана той детской ситуацией. Я вижу в жене – мать. Её отсутствие рядом со мной – угроза и дискомфорт; чувства, возникающие во мне очень похожи на те ранние из детства».






Душа и переживания.

Этой главой я вступаю в «зону обстрела». Сначала – словари.

«Психика – … свойство высокоорганизованных живых существ… Определяющие признаки: 1. отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа; 2. их ориентация в этой среде; 3. удовлетворение потребности в контактах с нею… Согласно психоанализу Фрейда, психика состоит из трёх инстанций – сознательного, предсознательного и бессознательного – и системы их взаимодействия… Психика шире, чем сознание.

Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих – влечение сексуальное.

Согласно Ассаджиоли, существует шесть составляющих психики: 1. самость высшая – своего рода «внутренний бог»; 2. самость сознательная – Я – точка ясного осознания; 3. поле сознания – анализируемые чувства, мысли побуждения; 4. бессознательное высшее, или сверхсознание – высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение; 5. бессознательное среднее – подобие фрейдовского предсознательного – мысли и чувства, кои могут легко осознаться; 6. бессознательное низшие – инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

Важную роль играет также понятия субличностей – как бы относительно независимых, более или менее развитых «малых» личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.

Душа – понятие отражающее… воззрения на психику человека и животных… В научной литературе используется очень редко, как синоним слова психика. В повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям психики, внутреннего мира человека, переживания, сознания…»

(Словарь практического психолога, 1997).

«Дух, философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального природного начала… В Др. Греции понятие дух (нус, пневмо и др.) первоначально мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи… в экзистенциализме дух противостоит разуму: это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли (неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему духа как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы научного исследования.

В марксисткой философии понятие дух употребляется обычно как синоним сознания.

Душа … В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины 19-ого века, понятие души вытесняется в значительной мере понятием психики.

Психика … Понимание психики как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву психики от работы мозга, либо к сведению психических явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания…»

(Философский энциклопедический словарь, г. 1983).

«Психика –… Высшая форма – сознание – присущая только человеку… Психическая деятельность (ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мышление и т. п.) изучается психологией.»

(Советский энциклопедический словарь, 1982).

«Дух 1. сознание, 2. суть, 3. аромат, 4. зловоние.

Душа 1. сердце, душевный (или внутренний) мир, 2. характер, 3. чувства, 4. человек, 5. суть, 6. вдохновитель.»

(Словарь синонимов русского языка, 1975).

«Дух — евр. р у ах.

Дух. 1)Дыхание, дух жизни от Бога у людей и животных (Иов. 12:10; 27:3; Псл. 134:17; Еккл. 3:19, 21; 12:7); "Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял дух ее и дыхание ее, — вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах" (Иов. 34:14, 15). В этом смысле говорится об испускании духа (Мат. 27:50). "Тело без духа — мертво" (Иак. 2: 26). В вышеприведенных местах слово дух обозначает почти то же, что и душа только в низшем ее значении, напр. "душа живая" в Быт. 1:20, 24. 2) Бессмертный дух у человека, благодаря которому он чувствует, думает и хочет, "дух человеческий, живущий в нем" (1 Кор. 2:11), в противоположность плоти или телу (Кол. 2:5; 1 Кор. 6:20; Рим. 8:10). В этом значении иногда дух обозначает то же, что и душа в собственном значении этого слова, срав. Иоан. 12:27 — "Душа Моя теперь возмутилась" с Иоан. 13:21 "Иисус возмутился духом". Срав. 1 Кор. 5:5; 1 Пет. 4:6, где говорится о спасении духа с 1 Пет. 1:9, где говорится о спасении души и двоякое выражение радости Девы Марии у Лук. 1:46, 47. Но более внимательное изучение этих и им подобных мест показывает различие между душой и духом, что ясно вытекает из 1 Фес. 5:23 и Евр. 4:12, а именно, что душа есть сама личность, а дух — та внутренняя глубина существа, в которую проникает душа. Лютер говорит, что дух — самое высшее и благое в человеке и что, благодаря ему, чело­век в состоянии объять невидимое и вечное (Бог, вечная жизнь и т.д.) — короче — тот дом, в который вселя­ются вера и слово Божие.

3) Духовное существо "дух без костей и плоти" (Лук. 24:39). В самом высоком значении это говорится о Боге: Бог есть Дух и Отец духов, Иоан. 4:24; Евр. 12:9. Далее, здесь подразумевается личность, отделенная от тела (Евр. 12:23), "духи" в темнице (1 Пет. 3:19) и, наконец, ангелы, добрые и злые (Евр. 1:14; Деян. 23:8; Лук. 7:21; 8:2).

Дух Божий. Дух Святой, Который вначале носился над водою (Быт. 1: 2) и затем действовал в слугах Божиих среди Израиля (Чис. 11:17, 25, 29; Ис. 61:1; 63:10-14), Который безмерно сошел на Иисуса (Иоан. 3:34); Утешитель, Дух истины, Который исходит от Отца (Иоан. 15:26) по ходатайству Сына и во имя Его (Иоан. 14:16, 17, 26; Лук. 24:49), Который излился в день Пятидесятницы (Деян. 2:33) и Который все еще запечатлевает верующих (Еф. 1:13; 4:30). По существу Он один, но различен в своих проявлениях, отчего и говорится "о семи духах Божиих", которые стоят перед Его престолом (Отк. 1: 4; 4:5; 5:6; Срав. Зах. 3:9; 4:6, 10).

4) Духовный дар, духовная сила, духовная жизнь, "рожденное от духа есть дух" (Иоан. 3:6). Согласно этому, говорится о духе пророчества, духе мудрости, духе молитвы, духе силы, любви и целомудрия (2 Тим. 1: 7), "о духе усыновления" (Рим. 8:15) и т. д. Иногда в Писании Дух Божий не различается от тех даров, которыми Он наделил верующих, (срав. Чис. 11:17, 25, 29). Мы имеем вернейшее обетование о том, что Св. Дух дается всем просящим Его (Лук. 11: 13), а также не менее серьезные предупреждения: "не оскорбляйте Св. Духа Божия" (Еф. 4:30), "Духа не угашайте" (1 Фес. 5:19). Наоборот, сказано: "возгревай дар Божий, который в тебе" (2 Тим. 1:6). "Запечатлеиие духом" называется дар Духа Св., который имеют верующие (2 Кор. 1:22;

5:5; Еф. 1:3; 4:30). Срав. "Залог". С другой стороны, в детях мира сего действует другой дух, противоположный духу Божию (Еф. 2:2): дух рабства (Рим. 8:15), дух усыпления (Рим. 11: 8), дух боязни и заблуждения (2 Тим. 1:7; 1 Иоан. 4:6).

Относительно многообразия тех духов, которые с различных сторон стремятся воздействовать на верующих, нужно иметь дар различения духов, о чем говорится в 1 Кор. 12:5, 10. Совет "испытывать духов" находится в 1 Кор. 14:29, 1 Иоан. 4:1; 1 Фес. 5: 21.

5) Дух немощи (Лук. 13:11), злой дух, который проявлял свою силу над душою и телом скорченной женщины до тех пор, пока Господь не освободил несчастную (стих 16).

Душа — евр. н е феш.

Душа. Это слово встречается в различных значениях, которые важно отличать друг от друга. 1) Словом душа обозначается физическая жизнь с природными чувствами и побуждениями; так, водные животные в Быт. 1: 20 называются душою живою; также сказано, что Ирод искал души Младенца, т. е. Его жизни (Мат. 2:20). В этом значении о душе говорится, что она нуждается в пище и питье (Лук. 12:19). 2) В высшем значении слово душа обозначает бессмертное в человеке, его вечное существо, которое нельзя убить. О душе в первом значении, как жизни тела, идет речь, когда говорится, что душу можно погубить (Map. 3:4); о душе в последнем значении, как противоположность телу, Христос говорит, что она не может быть убита (Мат. 10: 28). Оба эти значения соединены там, где говорится о сбережении и потере души (Мат. 10:39; Лук. 9:24; Иоан. 12:25). 3) Далее, нужно заметить значение слова в тех местах, где оно выражает характер сердца, желание, склонность и прочее, как, напр., в Деян. 4:32 "одно сердце и одна душа"; (срав. Фил. 1:27 и проч. 4) Наконец, слово душа обозначает личность, напр., в Лев. 1:2 "Если какая-либо душа захочет принести жертву Господу и т.д. (евр. и также "три тысячи душ" Деян. 2:41); изредка это слово обозначает рабов (Быт. 12:5, евр.; Отк. 18:13).

О духе и душе (1 Фес. 5:23; Евр. 4:12; Срав. "Дух 2").»

(Библейский словарь, 2000).

Чтобы не перегружать текст не буду приводить определения «толкового словаря» Даля.

В психологической (и не только) литературе нет единой дефиниции: одни, написав слово «психика», в скобках поясняют – «душа», другие относят душу к нематериальным субстанциям, и, в зависимости от веры автора, она тогда признаётся существующей или нет.

Не собираюсь здесь встревать в спор, отмечу только следующее: научная парадигма базируется на трёх китах (постулатах – самое неприятное, что не осознаваемых), без любого из которых она рухнет:

1. Независимость действительности (познаваемого объекта) от сознания;

2. Причинно-следственные связи (вообще, и от прошлого к будущему в частности);

3. Практика – критерий истинности.

Если подвергнуть сомнению первый постулат, то, в зависимости от того, каким мы видим, познаём объект, он будет меняться. Разнообразные теории в отношении объекта будут создавать множество различных объектов, познание тогда не отражает объект, каков он есть, но лепит его в соответствии со своею верою. Этот постулат, очевидно, не годится для объекта психика[12], об этом знает каждый психолог – не только информация о том, что такое психика, и как она функционирует, но даже не оглашённая установка психолога меняет психику собеседника. (об этом же выше приведённая цитата Рам Дасс: о ролях, навязываемых психотерапевтом.

Если «раскачать» опору причинности, то от науки ничего не останется, т. к. её суть именно (и только) в установлении зависимостей и связей (одного от другого). На фоне этого бледнеет даже мысль о том, что возможно (и равновероятно), что не прошлое определяет будущее, но и наоборот – будущее является причиной по отношению к прошлому: причинна и следствие при этом меняются местами, но остаются (с этим типом причинно-следственных связей коррелирует целесообразность, творчество и теизм). И этот постулат шаток для процессов внутреннего мира: и синхронизмы, и опыты глубокого гипноза, когда загипнотизированный вспоминал не только забытое прошлое, но и будущее (вспоминал? Творил?) (Курт Теппервайн, 1997). Если психика – цельность, то сказать, какие из процессов внутреннего мира – причина, какие – следствие – такая же условность, как отметить, какая часть картины породила другую.

Практика не может не быть критерием истинности для науки – исчезает объективность: представьте себе, что критерий истинности – Красота, или Святость и Любовь, или переживания.

Философский энциклопедический словарь сообщает, что одним из следствий развития математической логики – теоремы Гёделя о неполноте – явилось утверждение принципиальной невозможности формализовать понятие истинности (определить, что это такое, и каковы её критерии, практика ли, переживания ли, красота или любовь?). В другом месте говориться, что без формализации недопустимо использование термина в науке, т. к. возникают неоднозначности и несоответствия.

В психологии, как нигде, сложилась удивительная ситуация, когда подходы совершенно разных фундаментов и плоскостей среза «работают», как бы подтверждая своею практикой правильность своих фундаментов (которые, с точки зрения привычного требования непротиворечивости, никак не могут быть одновременно истинными). Я перечислю некоторые психологические системы, в рамках большинства из них я работал, или применял в работе с людьми, и каждая приносила плоды!

1. Проблемы во взаимоотношениях внутреннего ребёнка, родителя, взрослого (Э. Берн).

2. Слабо развитые или заблокированные каналы (визуальный, аудильный, кинестетический) восприятия или воспроизведения информации (НЛП).

3. Неосознаваемая память о ситуациях, боли и страданий, угрозы жизни, отключений сознания[13]; слова услышанные в этих ситуациях выполняют роль гипнотических команд, в обстоятельствах близких к «инграмным» (Л. Р. Хаббард).

4. Страх, обиды, не прощение (кого-то или ситуации) лежат в основе любой психологической проблемы и большинства болезней (школа «Экология человека»).

5. Ситуация всегда складывается так, как выгодно, зачем-то нужно нашей неосознаваемой части (душа выпрашивает у Бога болезни, страдания, бедность и пр. – сценарий той жизни, в которой мы живём) (школа «Экология человека»).

6. наши беды в передаваемой по родовой линии вине кого-либо из прародителей (до 7-ого колена)[14] в убийстве любви (Лазарев «Диагностика кармы»).

7. По Райху проблемы из-за сопротивления свободному течению сексуальной энергии (органону)

8. 9. 10. Карма реинкарнационная (собственные перерождения души), родовая и общечеловеческая; кара за грех Адама и Евы; бесы.

11. Данилин предлагает упражнение Ильина «найди во всём свою вину» (А. Данилин, 2002).

 

Каждый может продолжить этот перечень. И тут хорошо вспомнить, что «каждому воздаётся по вере его» и, что (слава Богу!) критерием истинности может являться не только практика (результаты, полученные в рамках какой-либо концепции), но и переживания (Р. Штайнер), Красота, Святость, Любовь. И, если понять, что психическая действительность, очевидно, зависит от веры, то появляется новая возможность – выбрать ту веру, которая удовлетворяет любви, милосердию, святости, красоте: она будет столь же истинна, и столь же хорошо «работать», как и другие. (Конечно поворотом одного крана всего не исправишь, но это всё-таки эволюция).

Гроф ввел понятие системы конденсированного опыта или СКО, чтобы объяснить связь между некоторыми частями родовой травмы, более поздних периодов жизни и даже травм трансперсонального уровня. Определенные проблемы оказываются как-то связаны, возможно, эти переживания возникают снова и снова в аналогичных формах как бессознательные усилия личности вывести изначальную травму в сознание и привести ее к завершению. (Система СКО является динамической констелляцией материала памяти и ассоциированных с ней фантазий, собранных из различных периодов индивидуальной жизни. Для них характерно то, что они имеют один и тот же сильный эмоциональный заряд, физические ощущения или какие-то иные важные элементы).

ПРИМЕР СИСТЕМЫ СКО

Рождение:                           Пуповина обвилась вокруг шеи

Младенчество:                        Удушье, недостаток кислорода при коклюше

Детство:                              Переживание утопания, удушья в воде

Зрелость:                            Нападение с попыткой удушения

Трансперсональный уровень: Переживание опыта наказания через повешение

В необычных состояниях сознания всю систему СКО можно заново обозреть, пережить и вывести в сознание, и тогда больше не нужно будет снова и снова повторять это переживание.

Во всех определениях души и духа меня смущало всегда одно – что есть то, что даёт определение (подразумевается - разум)?. Если даже сознание – всего лишь часть души (психики), то, как в его рамках можно как-то очертить то, что принципиально не похоже на него, более того, предположительно влияет на него, следовательно, и на сам о определение. И, тем не менее, здесь я должен сделать то, что мне не нравилось у других: душа – то, что порождает СКО (структура, рождающая изображение, как витраж при освещении). Различные переживания, тогда, становятся проекциями СКО на  указанные пласты реальности, переживания становятся квантами функционирования психики (внутреннего мира, проявляемыми в конкретных пластах реальности, - т.е. психика – развёрнутая, динамичная и спроецированная на конкретные обстоятельства система), а их (переживаний) проекциями становятся мысли эмоции, желания, устремления. Дух же, с одной стороны, – это сила, изменяющая душу и содержащая идеал изменения («чертёж здания» и «проект производства работ»), с другой стороны, – это нечто, что определяет на время наши состояния, через одни или другие переживания, рождая соответственно различные мысли, эмоции, устремления. Познать мыслью переживания можно не лучше, чем отразить мыслью экстаз. Ещё ошибочнее разумом пытаться описать то общее, что стоит за различными переживаниями (это близко к душе и к духу: душа, как витраж, и д у хи, как различные лучи света различных спектров, направленные на разные части этого витража; различные картины (как проекции на разных поверхностях) – переживания – содержание психики). Следовало бы говорить о СКО не как о «свёртке», кодировании информации переживаний, но наоборот: СКО – как истинно реальное; а переживания – как мнимые изображения (тени) СКО; аспекты внутреннего мира (мысли, эмоции, желания, устремления) – как проекции переживаний. Важный аспект в том, что кроме прямой связи – СКО => переживание(-я) => мысли (эмоции, устремления) – есть и обратная: мысль влияет на переживание, переживание на СКО.

«В моем опыте день после сеанса был так же важен, как и сам сеанс. На второй день я провел некоторое время в свободных ассоциациях, пытаясь понять, откуда пришел опыт. Я слышал о трансцендентных мистических и религиозных переживаниях, описанных в литературе по ЛСД. Я скептически относился к ним как ученый и исследователь, но все же прошел через них сам. Как можно было бы объяснить это? Это было явно реальное переживание реальных Небес и религиозного экстаза, чего я не переживал никогда раньше. На второй день я смог пробиться сквозь память и войти в период моего детства, когда я был католиком. Внезапно я вспомнил, что в детстве у меня уже были видения, аналогичные пережитому под действием ЛСД. Я тогда готовился к исповеди, стоя в темной церкви на коленях лицом к алтарю. Только одна свеча горела на алтаре, а остальная часть церкви была почти невидима, так как свет слабо просачивался через окна, находящиеся где-то наверху. Внезапно интерьер церкви исчез, колонны стали прозрачными, и я увидел ангелов, Бога на его троне и святых, движущихся через церковь как бы в другом измерении. Мне было всего лишь семь лет, а изображения Бога я видел только в живописных произведениях, что и сказалось в этом видении. Я чувствовал также Его любовь и заботу о нас, и то, что именно Он сотворил нас.

Сумев извлечь из своей памяти эти воспоминания, подавленные за время научной и медицинской карьеры, я внезапно увидел, что с помощью ЛСД получил очень энергоемкий и высокоположительный опыт, который в моей зрелой жизни был вытеснен из сознания. Я обнаружил, что погружаюсь в этот опыт с неохотой. Это было ново, очень положительно и ценно, а происходящее было, по-видимому, некоторого рода чтением в самом себе. Либо все случившееся было внутри моего мозга, и я вспомнил происходившее в детстве, либо происходило что-то •еще, выходящее за пределы этого. Внезапно я понял что по отдельности невозможно объяснить ни детского переживания, ни опыта с ЛСД. Я полностью осознал что и мой детский, и мой зрелый опыт были практически идентичными. Опыт мог выйти из глубины памяти и был пережит еще раз, потому что был подавлен. Это, кажется, больше соответствовало истине, чем предыдущее объяснение. Конечно, можно сбить с толку ребенка семи лет, и сказать ему, что он получил программу видения святых, Святой Терезы из Авилы и что мистические аспекты католицизма были тщательно запрограммированы в этом мальчике, и что он тотально проецировал свои видения.

Затем я вспомнил, что сделал ошибку и сообщил тогда, в детстве, монахине о своем видении. Она ужаснулась и сказала, что только святые имеют видения, отругав меня при этом. В этот момент я подавил и память, и такой тип опыта, но прежде чем это сделать, я испугался «как бы она не подумала, что я тоже святой».

Вернувшись к зрелой жизни, я с улыбкой раскрыл это. Я увидел, что могу проецировать из подсознания даже экстатический, трансцендентный, мистический и религиозный опыт». (Джон Лили, 1993, стр.24-25).

Мне важно показать, что контакт с миром переживаний, миром продуцируемым душой существует с младенчества и не нарушен, он пропадает или обедняется позже, и вовсе не естественным путём. В главе «Парадоксы псевдогаллюциногенов» Данилин отмечает необъяснимо сильную тягу наркомана к этому миру переживаний, объяснения, которые он пытается дать, для меня, не убедительны.

«Так же мало людей, даже находящихся в зависимости, описывают эффект от приема психоактивного вещества как приятный или приносящий удо­вольствие.

В этом главный парадокс подобных препаратов.

К чему в этих ощущениях может стремиться наркоман? Должен же человек испытывать если не удовольствие, то хотя бы удовлетворение своих бессознательных потребно­стей в ходе приема химического вещества, в зависимость от которого он попадает?

Видимо, использование с целью достижения специфи­ческого опьянения совершенно различных и крайне опас­ных химических веществ свидетельствует о существова­нии некоей скрытой потребности не в веществе, а в эффекте, который им вызывается. Причем эта потреб­ность настолько сильна, что способна победить инстинкт самосохранения — один из главных защитных механизмов личности». (А. Данилин, 2002, стр. 196).

Далее А. Данилин говорит о подвиге получения знаний, но подвигом, получение знаний через переживание, становится в результате утери взрослым контакта с миром переживаний

«Первородным грехом для человечества в этом случае явилось не прикосновение к познанию вообще, не способность человека мыслить независимо от Божьей воли, а совершенно особый «дионисический» род знания — рассмотрению которого посвящена вся эта книга…

«В стремлении к «познанию добра и зла» не было и не могло быть ничего дурного,— писал Т.В. Флоровский в 1920 году.Падение состояло в том, что этой цели люди пожелали достигнуть не путем творческого подвига, свободного искания, жизненного Богослужения, а магическим путем, механически…

Не в нарушении закона, а в суеверии — сущность грехопадения, в убеждении, что познание есть пассивное восприятие, а не творческий подвиг…» (А. Данилин, 2002, стр. 314 -315).

Здесь уместно вспомнить и по-новому взглянуть на «будьте как дети».

Мир переживаний, очевидно богаче (красочнее, насыщенней, многомернее) мира слов, мыслей, теорий. Переживания, очевидно, лучше отражают суть – это более адекватное познание (отражение). Сопоставьте (прочувствуйте) два слепка с Вас (лично), которыми обладают два разных человека: один знает о Вас всё, обладает всеми данными биографии и медицинской карты, другой сопережил переживания Вашей жизни. Первое познание – умственное и тяготеет к использованию, второе познание – переживанием – тяготеет к любви (в одном случае, «практика – критерий истинности», во втором – «истинна – это переживание»).

Я говорю о познании переживанием, а не просто о сопереживании потому, что ставшему на этот путь очевидно, что переживается не только человек. Я вспоминаю здесь В. Франкла («Человек в поисках смысла»): человек сначала совершенствует свои поступки, потом отношения, потом переживания. Вот на этом последнем этапе синхронистичность неизбежна. Отношение Данилина понятно – из мира поступков всё часто видится именно так: чудеса синхронистичности хочется объявить бредом (несуществующим или бесовским), но не удаётся, а представить, что какой-то человек владеет такими возможностями – страшно (ведь ясно же, чего захочет такой маг: власти, денег, секса и т. п., и невдомёк, что это перенесение своих целей из мира поступков, в другой мир, где важен внутренний мир и поступки лишь его проявления). Кажется, что человек перестаёт быть активным и ответственным. Но с его новой платформы подавляющая часть массива «активной» деятельности малоценна, ответственность совсем в другом, и управление своим внутренним миром и его развитие, действительно, лучше всего передать… Передать тому, кто Любит и понимает (и предвидит) нас более, чем мы сами:

 

Ежедневная молитва Филарета, митрополита Московского:

«Господи! Не знаю, что просить мне у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю, зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми мя. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами, приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.»

 

Утренняя молитва оптинских старцев:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моей волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.»

 

Для человека мира поступков это (пассивность – «руководи моею волею») ассоциируется со стадией, предшествующей совершенствованию поступков – и эта предыдущая стадия кажется ему достойной всяческого осуждения.

Погружение в мир переживаний имеет ряд особенностей:

Переживание захватывает всего человека (по определению оно – временная идентификация, но большинство не привыкло дистанцировать себя от переживаний), суть в том, чтобы, погрузившись в него, не застрять в нём, но выйти и в дальнейшем научиться сохранять память переживаний, а не знаков (память о переживаниях).

В процессе выпадения из младенчества и детства человек отдаляется от души (целого) к реализации части (личности), всё более идентифицируя себя только с нею.

Переживания захватывают всего человека,[15] и на этот отрезок времени он теряет привычную идентификацию с частью себя – с личностью.

Мой тезис: истинная Жизнь – жизнь души, жизнь целого. Смерть – существование редуцированной, всё уменьшающейся части целого – идентификация себя только с этой частью (не реализация – не существование процентуально всё увеличивающейся части себя). Как происходит процесс этого редуцирования? – С зачатия и родов: любая ситуация боли, страданий, обвинений, унижений, подавлений, стыда и т. п. «отбивает охоту» туда идти – прикасаться к этому больно и неприятно. Джон Лили вспомнил о подавленном семилетнего возраста, львиная доля приходится на более ранний период. Плод - идентифицирован с матерью, ребёнок долгое время сверхчувствителен к состояниям матери (собственно говоря, спад этой чувствительности объясняется вышеперечисленными негативами – болью, отсутствием любви).

Что «впитывает» плод, младенец, ребёнок?

— Часто – нежелание его рождения (редко какую мать не посещают страхи и нежелание рожать);

— Боль свою и материнскую при родах (и очевидное отвержение – желание матери, чтобы это – её боль – скорее кончилось);

— Раздражение и страхи по поводу поведения ребёнка, кормления, ночных побудок… Младенец буквально гипнотизируется на вину (на всю жизнь!): мать для него – источник жизни и святое, а он причиняет ей боль и вызывает её недовольство (мать же не может быть неправа!)[16];

— Особая область – обучение ребёнка управлению его желаниями (в том числе и физиологическими), проблески неподавляемой свободы тут, как жемчужины в навозе.

Надеюсь, теперь становиться понятнее, почему в этой работе появляется тема суицидологии.

В книге Э. Шнейдмана «Душа Самоубийцы» (М.: Смысл, 2001), как и в хрестоматии «Суицидология: прошлое и настоящее» (М.: Когито-центр, 2001), содержатся ссылки на классификацию потребностей личности по Генри Мюррею. Однако, полный перечень потребностей мне попался только в книге Е. Сидоренко «Мотивационный тренинг» (СПб.: Речь, 2001). По сноске можно предположить, что автор не нашла иного перевода на русский язык.

С моей (как и Э. Шнейдмана) точки зрения неудовлетворённая (-ые) потребность – обязательное условие суицида. Классификация, возможно не идеальная, но мне не попадалось других, а тема столь важна, что я счёл необходимым привести её в приложении.

Вообще, неудовлетворённые потребности можно приравнять к субличностям. Тогда ego – диктатор, самовластно захвативший власть – идентификацию с Я и подавляющий другие части личности. Мне показалась чрезвычайно интересной психологическая работа, когда я предлагал человеку сжиться и продемонстрировать поток сознания от имени субличности (часто это тяжело, тогда я сам принимал на себя роль этой субличности, заранее оговаривая, что она имеет тот же статус, что и ego – привычная идентификация). В качестве таких субличностей иногда могут выступать персонажи снов.

Психологическая практика, которой я занимаюсь (в рамках трансперсональной психологии) – холотропное дыхание. Тропос – путь, холос – к целостности. С. Гроф предлагает термин «изменённые состояния сознания» (ИСС) заменить на «расширенные состояния сознания», я предлагаю холотропные состояния соотносить с целостными состояниями, «зрения», по сравнению с обыденными, нецелостными, «суженными» (термин Э. Шнейдмана) – потенциально суицидными состояниями подавленности некоторых частей Я (в том числе и их потребностей). Соответственно эти состояния – неполноты «зрения».



Смерть.

Суицид – квинтэссенция отношения подавляющего большинства людей к жизни. Если считать страх смерти неизбежным, постоянно присутствующим в подсознании атрибутом, то общие черты суицида являются «химически» чистыми ингредиентами, присутствующими в некоторой части души (почти) каждого человека. Поэтому я включаю столь пространную цитату в текст. Еще этот отрывок важен для освещения в  гиперболизованном виде проблем, которые в латентном виде присутствуют, на мой взгляд, в подсознании каждого и не активизируются лишь из-за отсутствия соответствующих ситуаций. Это крайняя отметка на негативном отрезке шкалы переживаний, с чем может встретиться психотерапия вообще и трансперсональная в частности. (Логически кажется, что возможен худший вариант – нестерпимейшая боль при полном отсутствии возможности уйти от нее, однако, такая безысходность лишена амбивалентности – борьбы желаний жить и сбежать от боли. При этом волна боли теряет силу: в недрах такой безысходности таится зародыш смирения).

На другом (позитивном) конце шкалы – Любовь, «быть Любовью», об этом – в следующей главе.

Для моих целей важно показать, что суть (Богом данной) Жизни и Любовь – одно, а противоположностью для Любви–Жизни является (душевная) боль. Смерть в примирении со смертью – это продолжение жизни. «Враг жизни - это боль», пишет Э.Шнейдман. Итак, с одной стороны Любовь-Жизнь, с другой боль-смерть.

Так вот – это ложь: боль-смерть это отсутствие в какой-либо пространственно-временной точке человеческого бытия Любви-Жизни - затмение, тень, сумерки суженного сознания.

Боль-смерть – участок пути жизни, не освещенный светом Любви. Тьма, которая «ловит часть сознания в ловушку» (Рам Дасс), капсулирует, обволакивает, закрывает доступ к Любви. Поэтому цель психотерапии (и трансперсональной в частности) – не просто «вытащить» из подсознания и перепрожить, но (по возможности) и осветить (чуть было не написал «освятить») путь Любовью. Эти же неосвещенные Любовью части души являются и отпавшими от целостности, поэтому и путь холотропного дыхания – путь к целостности. (Типичный пример – запрет себе сексуальной потребности.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: