а) Традиционная модель механистической науки.
Благодаря специфическому историческому развитию психиатрия превратилась в медицинскую дисциплину. Она пользуется медицинской моделью, понятием заболевания и жесткой системой диагностической классификации. Психиатры довольно свободно используют термин "психическое" или "эмоциональное заболевание" и называют психозы "заболеваниями с неизвестной этиологией". Обычно время появления симптомов рассматривается как начало патологического процесса, хотя ему могут предшествовать конституционные факторы, личностное предрасположение и травмы, перенесенные в детстве. Для практических целей интенсивность симптомов берется за показатель тяжести заболевания; смягчение симптомов рассматривается как "улучшение", а их интенсификация — как симптомы "клинического ухудшения".
б) Холотропная модель и новая парадигма мышления
Наблюдения, проведенные при холотропной терапии, показывают, что подход, предполагающий использование понятий заболенания, диагноза и аллопатического лечения, не годится для решения многих психиатрических проблем, которые по своей природе не являются органическими или неврологическими. Каждый человек содержит в себе (в латентной форме) целый ряд энергетических и эмоциональных блокировок и воспоминаний, которые препятствуют полноценному физиологическому и психологическому функционированию. Появление эмоциональных и психосоматических симптомов означает начало исцеления, преобразование личности, духовное освобождение, радикальное решение имеющейся проблемы и эволюцию сознания.
Таким образом, наличие симптомов знаменует наличие проблемы, но также и возможность ее решения. Они сигнализируют о слабом звене в системе защиты, указывая на ту точку, в которой процесс исцеления становится заметным; и именно поэтому симптомы следует поддерживать, а не подавлять (этот принцип лежит в основе гомеопатии). Истинной проблемой является односторонняя идентификация с хилотропным аспектом своей натуры и длительное систематическое пренебрежение холотропной размерностью.
Во время практической работы в рамках холотропной модели симптомы преобразуются в поток переживаний и поглощаются им. Переживания обычно имеют многоуровневую структуру, содержащую биографический, перинатальный и трансперсональный слои (системы конденсированного опыта СКО). Интенсивность симптомов отражает не тяжесть патологического процесса, а глубину и скорость исцеления и трансформации личности.
ПРИРОДА ЦЕЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
а) Традиционная модель механической науки.
Организм обладает гомеостатическими и целительными способностями, но во время патологического процесса они бездействуют. Чтобы противостоять заболеванию и сделать возможным улучшение, необходимо или желательно активное вмешательство терапевта, применяющего аллопатические лекарства. В психиатрии такое вмешательство более всего заметно в биологической терапии, но в менее заметной форме оно пронизывает даже наиболее ненавязчивые психотерапевтические методы.
б) Холотропная модель и новая парадигма мышления.
Даже в заболеваниях с ярко выраженной органической природой гомеостатические и биоэнергетические силы организма и психики, играют решающую роль. Им следует уделять наибольшее внимание путем применения разных форм энергетического лечения — например, гомеопатии, перебалансировки энергии через акупунктуру, снятия биоэнергетической блокады в теле и т. д. В случае психогенных нарушений симптомы являются проявлением не болезни, а восстановительного и трансформирующего процесса исцеления. Необычное состояние сознания активизирует спонтанную целительную силу, обладающую глубокой внутренней мудростью. Необходимо признать этот факт и помогать процессу исцеления. Активное вмешательство и помехи на пути развития симптомов неуместны и противопоказаны.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
а) Традиционная модель механистической науки.
В органических подходах используются биологические методы терапии: в прошлом это были психохирургия, электрошок, инсулиновая блокада и тому подобное. В настоящее время на первый план вышли психофармакологические средства. Снятие симптомов рассматривается как улучшение. В классической психиатрии и психологии испольчуется в основном вербальная психотерапия (метод свободных ассоциаций, интервью (беседа с пациентом), разрушение привычных стереотипов).
Подчеркивается рациональность и когнитивный подход. Концептуальная модель теоретически ограничена постнатальной биографией и индивидуальным бессознательным, а практически такими терапевтическими механизмами, как воспоминания, или реконструкция прошлого, интеллектуальное и эмоциональное озарение, анализ переноса, эффект интерпретации, разрушение привычных стереотипов и т. д. Отреагирование рекомендуется только при эмоциональных травматических неврозах.
б) Холотропная модель и новая парадигма мышления.
Холотропная терапия (ХТ) — экспериментальная дисциплина; псе обсуждения проводятся до сеансов, чтобы подготовить пациента к предстоящему переживанию, и после сеанса, чтобы помочь ему интегрировать новый опыт. ХТ работает с необычными состояниями сознания. В этом отношении она является продолжением древней традиции. Шаманизм, духовное исцеление, исцеление через транс, ритуалы перехода, мистерии смерти и возрождения и тому подобные процедуры всегда включают изменение состояния сознания — либо самого человека, либо его целителя, или инициатора, а то и обоих сразу. Это открывает доступ к мощным трансбиографическим (выходящим за пределы жизни индивида) терапевтическим механизмам, функционирующим на перинатальном и трансперсональном уровнях психики.
РОЛЬ ТЕРАПЕВТА
а) Традиционная модель механистической науки.
Терапевт является активным агентом, определяющим весь терапевтический процесс благодаря своей подготовке, которая вооружила его необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему разумно и умело вмешиваться в заболевание. У пациента нет необходимых ресурсов для борьбы с болезнью, и он целиком зависит от терапевта. В биологических методах (лоботомия, шоковая терапия, фармякологическая терапия) от пациента не требуется иного участия, кроме обратной связи. В психотерапевтических методах пациент принимает участие, но главным действующим лицом является терапевт. В самых крайних случаях это предполагает конкретные советы и руководство, а в ненавязчивых методах — контроль над всем процессом путем регулирования продолжительности сеансов, выработки правил поведения во время сеансов (не "выпендриваться" и т. д.), времени и способа интерпретации, анализа переноса и подавления контрпереноса и удержания всего процесса внутри некоей концепции (фрейдистский, юнгианской, бихевиористской). В фрейдистской терапии перенос рассматривается как желательный феномен, жизненно важный для успешного исхода лечения. В академической психиатрии прохождение курса и наличие практики в качестве психотерапевта считается адекватной подготовкой для того, чтобы браться за решение эмоциональных проблем. Концентрация на самопознании и самопонимании не является обязательной, и даже в том случае, когда они имеют место, они ограничиваются поверхностным вербальным подходом.
б) Холотропная модель и новая парадигма мышления
Термин "терапевт" используется в исходном греческом значении: "человек, помогающий в процессе исцеления", а вовсе не обозначает человека, который может ответить на все вопросы и "привести больного в порядок". Терапевт — это товарищ по приключению, который сочувствует и разумно помогает естественному процессу исцеления, облегчает и поддерживает его с полным доверием к пациенту, даже если ему (или ей) не всегда понятно, что происходит. Юнг видел роль терапевта в том, чтобы помочь установить диалектическую связь между Эго и Я (или коллективным бессознательным); именно здесь заключена вековая мудрость, управляющая процессом исцеления.
Терапевт создает поддерживающий контекст и предлагает метод активации психики, но не делает ничего "затейливого" и не требует веры в исход всей операции. Методы холотропной терапии весьма просты, им можно научиться за очень короткое время. Истинная компетентность терапевта состоит в умении доверительно соприсутствовать при мощном трансформирующем процессе другой личности, оставаться невозмутимым, чтобы ни случилось, и вселять уверенность в пациента. Он не вмешивается в процесс и не интерпретирует его, а только облегчает. Терапевт никогда не завершает свое обучение, он всегда учится, поскольку каждый человек исцеляется по-своему и всегда может произойти нечто новое, еще ни разу никем не описанное.
В холотропной терапии не дается никаких специальных инструкций по поводу дыхания, для сеансов не предлагается никаких программ и не предполагается никаких указаний относительно вхождения в различные состояния (повторное рождение, родительская регрессия в прошлую жизнь и т. д.). Терапевт работает с тем, что возникает спонтанно, само по себе. Вот что говорит Фрэнсис Воган: "Трансперсональный терапевт определяется контекстом (готовностью принять весь спектр человеческого опыта), а не содержанием терапевтической работы. На первой стадии холотропного сеанса почти все основано на дыхании (пневмокатарсис); вторая стадия предполагает взаимодействие: она сочетает экспрессивную и высвобождающую работу тела с аналитической поддержкой и обменом переживаниями с помощником". Особое внимание уделяется интернализации опыта. Может произойти смешение внутреннего процесса с внешним миром ("перенос"), но оно, как правило, не поощряется. Перенос рассматривается не как желательный прогресс, а как сопротивление. Весь процесс самоограничителен; необходимо поддерживать пациента до тех пор, пока гештальт не закончен. Помощник, облегчающий процесс, не ограничивает заранее продолжительность сеанса и не пытается закончить его, пока он сам не достигнет естественного окончания.
РОЛЬ ПАЦИЕНТА
а) Традиционная модель механистической науки.
Пациент рассматривается как пассивный объект, целиком зависящий от компетентности терапевта. Это особенно заметно в биологических методах терапии (идеал - психиатрическое вмешательство По типу психохирургии), но этот взгляд просматривается даже в наиболее ненавязчивых психотерапевтических методах. Терапевт — это эксперт, объясняющий клиенту, что в действительности означают его переживания и поведение; терапевт гораздо лучше понимает проблему, чем пациент. Мало кто осознает, что понимание проблемы и характер вмешательства далеко не безусловны и в большой степени зависят от парадигмы; в разных школах степень осознания этого факта различна.
б) Холотропная модель и новая парадигма мышления.
Пациент рассматривается как истинный источник исцеления, и
его побуждают развивать в себе чувство владения собой и независимость от помощника. В конце концов именно он (она) и есть настоящий эксперт, так как обладает непосредственным доступом к собственным переживаниям. Терапевт обеспечивает поддерживающий контекст, предлагает методику, которая может вызвать холотропное состояние, разумно сотрудничает с пациентом, облегчая его спонтанное исцеление и процесс трансформации, и на время пребывания индивида и необычном состоянии сознания служит ему вехой реальности. Индивид эмпирически выясняет, что означают его симптомы, освобождается от них через переживание и интегрирование материала, лежащего в их основе, и сообщает терапевту свои результаты и открытия. Клиент почти постоянно опережает терапевта в частном, но, конечно, не в общем понимании происходящего.
ЦЕЛИ ТЕРАПИИ
а) Традиционная модель механистической науки.
Целью является облегчение эмоционального и психосоматического дискомфорта или полное исчезновение симптомов, улучшение межличностных отношений и возможное благоприятное переструктурирование личности. Иногда используются дополнительные критерии, такие, как продвижение по службе, переезд в лучший район — все это указывает на определенные успехи, достигнутые терапевтом. Фундаментальные ценности окружающего общества и ведущая философия западной культуры принимаются и редко подвергаются сомнению.
б) Холотропная модель и новая парадигма мышления.
По-настоящему эффективная и радикальная терапия невозможна без глубинной трансформации личности, которая влечет за собой открытие духовного опыта, смену фундаментальных ценностей и становление философии и поведения, абсолютно отличных от тех, которые являются ведущими в господствующей культуре. Возникающий духовный опыт не относится к определенному типу, он мистичен и универсален по природе. Новая иерархия ценностей не навязывается терапевтом, но формируется естественным образом во время процесса исцеления. Она включает чувство планетарного единства, экологическую озабоченность и призвание к служению. Гораздо менее важно отсутствие симптомов, чем отношение к ним и способность конструктивно работать с ними (идея Юнга об активном диалоге с бессознательным через символы). Постоянное выявление симптомов происходит гораздо более драматично, чем в традиционной терапии, но на первый план выходят такие проблемы, как более плодотворная жизненная стратегия, самопознание, трансформация личности, духовные и философские поиски и эволюция сознания.
ПРИРОДА РЕАЛЬНОСТИ
а) Традиционная модель механистической науки.
История вселенной — это история развивающейся материи. Жизнь, сознание и творческий разум — побочные продукты этого процесса. Вселенная — гигантская механическая система, управляемая причинно-следственными закономерностями и набором установленных естественных законов. Она доступна человеческому разуму.
б) Холотропная модель и новая парадигма мышления.
Вселенная — это бесконечно сложное устройство, с самого начала предполагающее участие космического разума как решающегофактора развития. Сознание — не частный побочный продукт материального космоса, но исходный атрибут существования, вплетенныйв саму ткань космоса. Предметный мир холотропного сознания —лишь одна из многих эмпирических областей.
Теория холотропной терапии пытается установить мосты между различными научными дисциплинами (принадлежащими к новой парадигме, а не к традиционной механистической науке), но при этрм. рассматривает любую теоретическую конструкцию как исходно относительную и в конечном счете произвольную. Феноменология и целительная сила личностных переживаний сами по себе заслуживают уважения, и их не нужно смешивать с проблемами онтологической достоверности и убеждений (например, переживания предыдущих реинкарнаций интересны сами по себе, независимо от того, правда ли, что индивидуальное сознание продолжает существовать после биологической смерти).
Приложение 4:
Ю. Н. Чередниченко «Реинкарнационный онтогенез…».
Диссоциативные состояния сознания (экспериментальное исследование).
На первом этапе наших исследований была поставлена задача поиска оптимального способа трансцендирования сознания в направлении расширения поля пространственно-временного восприятия с одновременной депривацией внешнего соматосенсорного шума, что создает условия тематически направленной фокусировки. Известно, что наиболее эффективным из известных способов является глубокое гипносуггестивное погружение в трансовые состояния (сомнамбулизм). По понятным причинам эта методика не может быть широко употребимой, ввиду неодинаковой гипнабельности пациентов, их настороженному отношению к гипнотическому воздействию, трактуемого как попытка внедрения в сознание чужой воли, сопровождающееся внутренним неосознанным сопротивлением. Другие известные методики такие как аутотренинг, различные виды медитаций, rebirdthing, ganzfield и т. д. мало приемлемы из-за необходимости длительного периода обучения. В работе С. Грофа [87] обобщен многолетний опыт медикаментозной психотерапии с использованием психотомиметических (галюциногенных) препаратов (LSD-25). Показана их высокая эффективность практически в 100% случаев с широким спектром трансценденции сознания. Однако, в конце 60-х годов, ввиду широкого и неконтролируемого злоупотребления препаратом, распространившимся на Западе, он был исключен из реестра фармакопеи и запрещен для применения. Последующие модификации немедикаментозных индукций, предложенные С. Грофом (холотропическая дыхательная техника сопровождающаяся интенсивным музыкальным воздействием в стиле шаманизма и суфизма) также далека от идеальной в связи с нефизиологичностью воздействия на дыхательную систему, недостаточной и индивидуально непрогнозируемой глубиной вхождения в трансовое состояние. Главным недостатком методики Грофа с точки зрения психоэкологии является проведение коллективных сеансов с возможностью перекрестных трансперсональных обменов в группе на возможность которых указывает Р. Моуди, исходя их своей личной практики [27]. Методы физической стимуляции зрительного и слухового анализаторов [98] являются на сегодня наиболее перспективными, если их сочетать с фоновой вербальной суггестией. Ввиду их малой травматичности и практического отсутствия противопоказаний они могут быть использованы практически у любого контингента пациентов терапевтического профиля (за исключением больных, страдающих эпилепсией).
Взвешивая достоинства и недостатки выше перечисленных методических подходов, на первом этапе работы нами было отдано предпочтение медикаментозной индукции состояний с расширенным пространственно-временным восприятием. В качестве препарата был использован кетамин, известный и широко используемый в анестезиологии в качестве неингаляционного общего анестетика. Достоинством этого препарата является его LSD-подобный эффект, возможность индукции транса необходимой глубины у 100% пациентов, короткий период действия (до 45 - 60 мин.) и быстрое погружение (5 мин.) при внутримышечном применении. Противопоказания при использовании доз 0,5 - 1 мг/кг в/м практически отсутствуют.
Предыстория такого выбора основывалась на клинических наблюдениях автора и его опыте более 9000 анестезий (включая анестезии у детей, малые анестезиологические пособия, обеспечение крупных полостных, кардиохирургических и нейрохирургических операций) с использованием кетамина. Уникальные свойства этого препарата наиболее ярко проявлялись у 10-15% больных, которые отрицали факт потери сознания или сна во время операции. Некоторые из них могли подробно описать действия персонала и хирургов, их разговоры (в особенности те, смысл которых непосредственно касался их здоровья и прогнозов, высказываемых по ходу операции). При этом перспектива зрительного восприятия происходящего в операционной не совпадала с положением больного на столе. С позиции же внешнего наблюдателя (анестезиолога), наркоз проходил гладко, при достаточной глубине и стабильных нейровегетативных показателях, что указывало на адекватный уровень общей анестезии. Уже на первых минутах после введения кетамина продуктивный контакт с больным исчезал, что указывало на выключение сознания, а применение мышечных релаксантов исключало возможность визуального контроля больным окружающего пространства, даже в таком маловероятном случае, когда ввиду несвоевременного введения поддерживающей дозы анестетика была вероятность восстановления сознания. Характерны описания больными своих видений:...стоял за спиной хирурга и наблюдал, что он делает в моем животе,...легко перемещалась по операционной так, как будто бы находилась в невесомости. Видя как хирурги разрезали живот и тянут мои кишки удивлялась что не чувствую боли. Сначала даже думала, что это не мое тело лежит на столе и решила посмотреть на лицо. Оказавшись за спиной анестезиолога узнала себя, но почему-то изо рта торчала прозрачная трубка...,...слышал как хирург сказал ассистенту - Здесь ничего не сделаешь - канцероматоз брюшины - давай зашивать... Точность совпадения рассказов больных с реальными событиями во время операции в некоторых случаях была настолько высока, что это вызывало необоснованные нарекания хирургов в мой адрес по поводу недостаточной глубины наркоза. Использование других видов анестезии даже при поверхностных уровнях не сопровождалось подобными видениями, за исключением электроанестезии, эффект которой относительно внетелесного восприятия был очень подобен кетаминовому наркозу. Наблюдаемые неоднократно клинические феномены нелокальности психических функций визуального и аудиального восприятия и их высокая объективность не могли не породить сомнения в справедливости представлений о нейрофизиологической природе психики, основы которых нам преподавали в институте и которые можно встретить в любой монографии по этому вопросу. Эти наблюдения заставили обратиться к литературе по парапсихологии. Это был Jornal of Parapsichology. Отечественные источники по данной теме в то время отсутствовали. К своему стыду я обнаружил огромный пробел своих знаний в этой хорошо разработанной области науки. Там я ознакомился с описаниями и подробными исследованиями психических явлений, наблюдаемых мной в моей практике общей анестезии. Это побудило к критическому переосмыслению фундаментальных постулатов нейрофизиологической и психологической парадигмы и основанных на них клинико-терапевтических подходах в общей патологии.
Итак, несколько слов о фармакодинамике и физиологических эффектах кетамина. Препарат относиться к классу галлюциногенов и является производным фенциклидина, близкого по структуре к LSD. В чистом виде клинически действие кетамина имеет сходство не с традиционными общими анестетиками, а с галлюциногенами типа LSD [99,100].Препарат обладает большой терапевтической широтой и ничтожной токсичностью. Через 2 часа разрушается в печени с образованием нескольких метаболитов, два из которых обладают каталептогенными свойствами и в течение 2.5 - 4 часов выделяются с мочой и калом.
После внутривенной инъекции средний период полувыведения составляет 150-170 мин. [99]. На ЭКоГ типично появление гиперсинхронизированной D-активности коры и q-активности в структурах лимбической системы. Точкой приложения является таламокортикальная проекционная система. Авторы, впервые исследовавшие нейрофизиологические эффекты кетамина [101] выявили сочетанную активацию лимбической и торможение таламо-ретикулокортикальной систем (диссоциативный механизм) В дальнейшем нами принят термин диссоциативный опыт, т.е. совокупность переживаний, которые пациент актуализирует в своем сознании. Термин диссоциация в данном контексте следует понимать не в нейрофизиологическом смысле, а в смысле состояния сознания типа mind-body dissotiation (психосоматическая диссоциация). Выше нами отмечена клиническая аналогия действия кетамина и электроанестезии. Это имеет место и в картине электрической активности - возбуждение гиппокампа и миндалины с торможением каудально расположенных образований характерно для воздействия тока на структуры мозга [102]. Из периферических эффектов кетамина необходимо отметить стимуляцию кровообращения, связанную с активацией центральных адренергических рецепторов [103].
Данная работа имела поисковый характер и преследовала цель создания модели психологического аналога?машины для перемещения в пространстве и времени с целью достижения эффекта психологического катарсиса и диагностики глубинных причинно-следственных связей текущих психосоматических проблем с энграммами R-онтогенетической палеопамяти. В задач и входило изучение специфики действия препарата в связи с личностными особенностями, выявление индивидуальных и инвариантных компонент диссоциативного опыта, его эмоционального и телесного отреагирования, исследование нейрофизиологических трендов методом топографического картирования спектров мощности основных ритмов ЭЭГ, а также возможных побочных эффектов и нежелательных отдаленных психологических последствий фармакологического диссоциативного воздействия.