Модель человеческой психики

а) Традиционная модель механистической науки

Сознание есть продукт мозга и нейрофизиологических процес­сов, происходящих в нем. Материальный мир в том виде, в каком он воспринимается индивидом с момента рождения, является предельным источником, из которого черпается психическое содержание. Ново­рожденный - это 'tabula rasa". Концепция, учитывающая постнатальные воспоминания индивида и фрейдовское бессознательное, счита­ется достаточным и адекватным способом объяснения психических  феноменов, которые свойственны индивидам, не страдающим органической патологией. Все, что в эту концепцию не вписывается, вызвано какой-нибудь патологией ("болезнь с известной или неизвест­ной этиологией"). При рассмотрении психотических феноменов био­логическое направление обычно пренебрегает биографическими фак­торами и считает, что их основной причиной являются анатомичес­кие, физиологические или биохимические изменения организма. Психологическое направление пытается объяснить природу и содержание психотического опыта ранними постнатальными травмами.

б) Холотропная модель и новая парадигма мышления.

Серьезные сомнения относительно того, что сознание есть про­дукт мозга, были высказаны уже в работах традиционного направле­ния (например, Пенфилдом). В соответствии с холотропной моделью сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем. Оно является по меньшей мере равноправным партнером материи, но, видимо, сто­ит выше материи, будучи основным атрибутом бытия. В любом слу­чае ему принадлежит решающая роль в научном исследовании мира, даже в самых "физических" науках — таких, как физика, химия, астрономия или минералогия. Все эти науки — не о материи, но о человеческом опыте в связи со специфическими аспектами материи. Строго говоря, не существует объектов как таковых, но лишь информация об объектах или опыт, из которого мы выводим существование объек­тов (Грегори Бейтсон). Существуют ли объекты в той форме, в какой мы их воспринимаем, — это сложный философский вопрос, далеко еще не решенный ("феномены" и "ноумены" Иммануила Канта).

Холотропная модель сознания предлагает возможный экстрасен­сорный доступ к любой стороне существования. В этом смысле любой человек соизмерим со всей вселенной, его (или ее) история—это исто­рия космоса и самого бытия. Кроме индивидуального бессознатель­ного Фрейда, есть еще коллективное бессознательное Юнга. Работая с холотропной моделью, следует значительно расширить картогра­фию человеческой психики. В нее будет входить не только биографи­ческий уровень (или уровень воспоминаний), но также и перинаталь­ная сфера, связанная с рождением, смертью и трансперсональной об­ластью переживаний. Таким образом, эта картография будет вклю­чать весь спектр человеческого опыта. Работая с холотропной моделью, надо иметь либо "большую историю", которая включает все, либо не иметь вообще "никакой истории", любая "короткая история" пло­ха и уродлива (Реб Андерсон). Вполне возможно работать весьма эффективно, не имея теоретической концепции (Лео Зефф, Чарли Роунсавиль).

С позиций феноменологии важно воздать должное всему спект­ру человеческого опыта; это не означает, что содержанию этого опы­та надо верить буквально (вот примеры: борьба Фрейда с объектив­ной реальностью историй о сексуальном совращении; фотографичес­кое проигрывание воспоминаний, связанных с рождением; аутентич­ность и историческая объективность воспоминаний о прошлой жизни; существование духовных наставников, развоплощенных сущнос­тей, божеств и демонов и т.д.). Любой набор данных можно интерпре­тировать более чем одним способом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: