Результаты и обсуждение

Основываясь на анализе среднегрупповых и индивидуальных личностных особенностей участников экспериментов с использованием методики MMPI исходно было установлено их сходство по некоторым психологическим характеристикам. Оно проявлялось в определенном снижении контроля над эмоциями со стремлением быть искренними при проведении психологического тестирования. Усредненный профиль личности (Рис.5) обнаруживает равномерный подъем по основным шкалам в область верхней трети коридора нормы (60Т) с наличием двух четко выраженных пиков на 8 и 4 шкалах, превышающих 70Т.

Исходя из этого групповой психологический портрет участников характеризуется высокой степенью стеничности, независимостью, нежеланием находиться в рамках традиций и социальных ограничений, оригинальностью и нестандартным типом мышления, непрогнозируемостью поступков (если пытаться интерпретировать их с позиции банальной логики внешнего среднестатистически нормального наблюдателя), сниженной конформностью, способностью использовать интуицию в решении трудных задач. Категория людей с такими личностными качествами производит впечатление чудаков. В целом это нарушает их психосоциальную адаптацию. По этому поводу уместно процитировать высказывание К.Юнга: - " Быть нормальным - идеал для неудачника, для всех тех, кому еще не удалось подняться до уровня общих требований. Но для тех, чьи способности намного выше среднего, кому не трудно было достичь успеха, выполнив свою долю мирской работы, - для таких людей рамки нормы означают прокрустово ложе, невыносимую скуку, адскую беспросветность и безысходность. В результате многие становятся невротиками из-за того, что они просто нормальны, в то время как другие страдают неврозами от того, что не могут стать нормальными. "

Нарушения психосоциальной адаптации в виде чувства протеста, потери надежды на самоутверждение, признание и в то же время независимость убеждений и неприятие давления стереотипов внешнего окружения выявляются и в цветовом тесте Люшера (+6+4, +7+1, +7+6) создавая своеобразный порочный круг. Поиск выхода из такого положения у большинства испытуемых, учитывая нешаблонность их мышления, реализуется в форме привлечения глубинных иррационально-интуитивных психических резервов.

По-видимому, именно такие личностные качества испытуемых оказались благоприятными для принятия предложения к добровольному и бескорыстному участию в эксперименте.

Психологически-инвариантные элементыдиссоциативного опыта.

Анализ самоотчетов испытуемых позволил выделить некие общие черты особых состояний сознания и характер изменений в сферах восприятия, эмоций, ощущений, а также периодичность их изменений во времени. Их можно классифицировать следующим образом:

1) Развитие блока соматосенсорной чувствительности (фантомно-соматическая дивергенция).

Проявляется в виде потери ощущения собственного тела, не сопровождающееся исчезновением сознания. Вот некоторые выдержки из самоотчетов, характеризующие это состояние:

1. - Через 5-10 мин. наступила потеря веса тела...легкое беспокойство...осталось только одно сознание...непонятно как, где и когда я оказался в таком состоянии.

2. - Спустя 3-4 мин. я внезапно как бы потерял себя, но потом понял, что я - это мое сознание, а исчезло только ощущение тела...

3. - Сначала возникло ощущение, что мое тело увеличилось в размерах и стало более тяжелым, но потом я как бы выскользнул из под него, ощутил легкость и полет в невесомости. Возникла необычная мысль, что тело это не самая главная часть моей сущности, а скорей свинцовый груз, якорь, неуклюже ограничивающий свободу перемещения.?

2) Двойное восприятие внешней реальности.

В исследованных случаях отмечено два варианта модификации восприятия окружающей среды: а) сочетание нелокального восприятия, характеризующегося произвольным или непроизвольным перемещением фокуса внимания в пространственном или временном направлении с одновременным, но иллюзорно измененным восприятием локальной окружающей среды в месте проведения эксперимента; б) циклическая смена локальной и нелокальной форм восприятия (с периодом в несколько минут). Испытуемые описывают это состояние так:

4. - Почувствовал легкое головокружение, звон в ушах и нечто вроде нырка из реальности. Удивительно, что часть сознания остается в реальности. Ощущение раздвоения. Но контакт с реальностью становится раздражающим.

5. - Я часто открывал глаза и видел, что происходит вокруг, т.е., как и в первом эксперименте я полностью не терял связь с этой реальностью. Время от времени я шевелил руками и ногами, хотя они казались мне как бы не своими. Говорить мне было трудно...

6. - В течение всего сеанса погружения я, по собственной инициативе сохранял словесный рапорт с экспериментатором, комментируя происходящие со мной события. У меня было такое чувство, что голос экспериментатора был единственной нитью поддерживающей мою связь с жизнью...

7. - Во время пребывания под действием препарата я периодически выходил в другое пространство, где мог свободно перемещаться, но эти выходы чередовались с возвратами к тому месту в лаборатории, где находилось мое тело. В это время я мог наблюдать все. что происходит в кабинете, видел психолога, ведущего эксперимент как бы с высоты, он мне казался маленьким. Предметы и интерьер воспринимались геометрически искаженными.

3) Универсальное восприятие и инвариантные ощущения.

В большинстве случаев, по данным самоотчетов, нами было выявлено подобие ощущений, возникающих у испытуемых в период индукции и погружения. Это нарастающий шум в ушах (либо звук с определенной тональностью), ощущение движения, прохождение через коридор, тоннель или лабиринт с разнообразными архитектурными особенностями его строения:

8. - Нарастающий шум в ушах сопровождал переход в тоннелеобразное пространство, похожее на объемный лабиринт. Стены состоят из прозрачных розовых или красных точек объемной кубической формы. Между точками темные промежутки. В этом лабиринте я двигался медленно во всех направлениях, кроме направления вниз.

9. - Погружение длилось минуты три, причем переход был резким. Я сразу оказался в лабиринте. Стенки его были очень тонкими и сделанными из серебристого полупрозрачного материала. Казалось, что они очень хрупкие. В них постоянно происходили какие то изменения.

10.-Появилось чувство полета с умеренной скоростью по лабиринту с плавными поворотами. Тоннель этого лабиринта был извилист, имел квадратное сечение, стены покрыты шероховатой штукатуркой, окрашенной в теплые тона с преобладанием бежевого цвета. Движение сопровождалось гулким звуком пролетающего самолета.

Характерны описания окружающего пространства, наблюдаемого в измененных состояниях сознания - его дискретность, насыщенность живой информацией, отсутствие привычных геометрических измерений и временных реперов.

11. - Появилось странное ощущение дискретности как времени, так и пространства новой реальности. Мир абсолютно беспредметен, не чувствую ни земли, ни неба, ни верха, ни низа. Вокруг меня нечто вроде ковра с бесконечно однотипным узором.

Какие-либо произвольные психологические (ментальные) установки позволяют фокусу сознания перемещаться в этом пространстве, визуализировать актуальные, объекты, события, воспоминания с репродукцией их эмоциональной окраски.

12. - Решил переместиться на крышу здания института. Несколько раз пролетел вдоль бетонного ограждения крыши произвольно ускоряя или замедляя движение. Видел, что вдоль всего здания крыша разделена бетонной надстройкой на которой стоят металлические мачты. (Это описание полностью совпадает с реальной конструкцией крыши здания).

13. -Туман передо мной как бы рассеялся и я увидел, что лечу над автомагистралью. Увидел грузовик с тентом и очутился внутри. Весь кузов был загружен коробками тетрапарк. Решил покинуть машину и поднялся над дорогой, по которой проезжали другие машины. Обратил внимание на какие-то металлические сооружения серого цвета похожие на мачты электропередачи. Это место мне не было знакомо. Позже, проезжая по плотине Обь ГЭС я узнал, что во время эксперимента видел именно эту дорогу и мачты.

14. -Я вспомнил себя 16-летним школьником, не в состоянии ничего понять из курса геометрии и учитель черчения нещадно распекал меня за глупость и неспособность. Это было очень унизительно.

Визуальное, аудиальное и сенсорное восприятие, присущее диссоциативному опыту отличается от обычного большей остротой, насыщенностью и разрешающей способностью.

Его своеобразие, проявляется в том, что оно возникает прямо в сознании без участия периферических анализаторов. Произвольное сосредоточение внимания на объекте позволяет углублять его детализацию (как бы рассматривать под микроскопом с изменяющимся увеличением).

15.- Я почувствовал, что могу видеть, все что происходит за пределами здания института. С высоты 20-30 метров увидел как по дороге (со стороны трассы на Кольцово) едет легковая машина. Не изменяя своего положения наблюдал за ней и вдруг обнаружил, что могу с такого расстояния рассматривать мелкие детали: рисунок-наклейку на лобовом стекле, рифление на бамперах...

16.- Увидел висящий на стене кабинета большой плакат с изображением монастыря. Развлекало то, что могу видеть фактуру бумаги с расстояния в 4 метра как под лупой.

Ощущение запахов не было отмечено ни одним испытуемым. Цветное восприятие присуще только части участников эксперимента. Практически все участники были единодушны во мнении, что при всем богатстве языковых средств более чем 70% информации их диссоциативного опыта не может быть адекватно вербализованно ввиду отсутствия подходящих семантических эквивалентов.

4) Инварианты эмоционального восприятия.

Эмоциональные инварианты присущи главным образом только фазе перехода в измененное состояние. Дальнейшее развитие событий все более приобретает индивидуальность сценария и полиморфизм его эмоционального отреагирования. Невзирая на то, что среднегрупповые показатели тревожности имели низкое значение, перед первым погружением всегда имело место повышение ситуационной тревоги. Однако, почти все испытуемые после индукции отмечали состояние умиротворения, исчезновение страха, душевный покой или подъем, а иногда даже испытывали восторг, осознавая истинную природу своего существования. В этом аспекте любопытным оказался факт совпадения мнений трех независимых респондентов. Вот выдержки из их отчетов:

17. - Было ощущение, что я влился в некое пространство, где есть только разум, мой и чей-то еще, и что мой разум был там и раньше, а также будет там довольно долго...

18. -Я был в ясном сознании и все происходящее со мной принимал как действительное. Мне почему-то показалось, что я нахожусь в том мире, в котором я всегда был. Он мне был близким, понятным и естественным, физический мир казался оттуда механистичным, наигранным, как сценарий плохого фильма.

19. -...потом я впал в состояние бурного восторга. Радость была от сознания бессмертия, понимания сущности жизни.

Наблюдается смещение акцентов эмоционального восприятия в пользу переживаний обращенных в мир новой реальности.

20. - Ощущение раздвоения. Контакт с внешним миром становиться раздражающим, краски -слишком грубыми, звуки - раздетыми, очищенными от обертонов и, как будто более громкими. Приятнее погрузиться в новую открывающуюся реальность... Цветовая гамма - желтое, красное, коричневое, золотистое. Звук - постоянно нажатая клавиша ноты соль в верхнем регистре - не надоедающий, но наоборот ободряющий и требующий активности.

 

Индивидуально-психологические компоненты диссоциативного опыта.

Ряд испытуемых в группе из 10 обследованных по данным опроса и психологического тестирования имели признаки психологической дизадаптации, а также личностные акцентуации по психопатическому и невротическому типам (один человек - по невротическому и двое - по психопатическому). Один испытуемый страдал фобическим сидромом, один имел серьезные проблемы в сфере семейных и социальных взаимоотношений. Соматические жалобы, (признаки ИБС) сочетающиеся с психопатизацией личности имели место у одного из испытуемых.

Кроме того при анализе самоотчетов по критерию объема актуализированного в сознании диссоциативного опыта после однократного погружения группа подразделилась на 2 части: лица с редуцированной и эмоционально обедненной картиной психологического отреагирования или ее полным отсутствием (подгруппа 2) и лица, имеющие большой объем актуализированных диссоциативных переживаний (подгруппа 1). На Рис.6. представлены усредненные различия между двумя выделенными группами по основным шкалам профиля личности.

Как видно, различия имеются по шкалам 5,7,9,0, что характеризует вторую подгруппу, как лиц более утонченного и нюансированного склада, сенситивных к внешним воздействиям, склонных к углубленному самоанализу, интроверсии, с недостаточно развитым механизмом психологической защиты по типу вытеснения фрустрирующей информации, что создает умеренно депрессивный фон, повышенную тревожность (триада тревоги составляет 64,3Т, в то время как для первой подгруппы 59,7Т), пассивно-оборонительную стратегию поведения. При отсутствии различий между подгруппами по критерию E.Taulbee (отражающей гипнабельность или резистентность к психотерапии), различия в объеме вербализуемого диссоциативного опыта, по-видимому, объясняется большей прозрачностью барьера психологической защиты в обычных для данного контингента состояниях сознания. Конечно этот вывод можно принять как предварительный и требующий более детального изучения, поскольку при повторных или курсовых сеансах диссоциативного погружения нами было отмечено увеличение объемов вербализуемой информации в этом контингенте испытуемых, что возможно связано с экспрессией более глубинных пластов неосознаваемого материала и адаптацией к состоянию трансцендированного сознания.

Теперь необходимо более подробно остановиться на анализе индивидуальных особенностей диссоциативного опыта, обнажающих глубинные внутренние конфликты и вытесненные неразрешенные проблемы препятствующие гармоничной эволюции индивида. Это представляется особенно актуальным в диагностическом и терапевтическом аспектах.

Более уместно проиллюстрировать этот материал на 3 конкретных, наиболее демонстративных примерах диссоциативного опыта испытуемых с отягощенным психологическим или психосоматическим фоном.

1. Испытуемый С., 47 лет, зав. лабораторией. Сообщает, что в течение длительного времени страдает фобическим синдромом, проявляющимся в ощущении навязчивого, не находящего рационального объяснения страха ситуаций, когда чувствует чье-то присутствие сзади (вне поля зрения). Важно отметить наличие большого родимого пятна на затылке с переходом на шею, которое никак не беспокоит пациента. (Напомню, что по данным работы [26,26a], ситуации насильственной смерти в предшествующем воплощении конкретного индивида наследуются в виде специфических фобических синдромов, а нанесенные раны, приведшие к летальному исходу могут проявляться в последующем витальном цикле в виде стигм или родимых пятен, локализованных в соответствующих местах кожного покрова). При обследовании по ММРI - профиль ближе к невротического типу. Код профиля 8135'26079-4 1:13:4. Тест Люшера указывает на наличие межличностных проблем препятствующих достижению целей в бесперспективности достижения которых респондент почти убежден, оборонительной реакции в связи с ощущением угрозы, компенсируемых потребностью к уходу в состояние чувственного освобождения и покоя (вытесняемые мотивы определяются парой цветов фиолетовый, красный; предпочитаемые - коричневый светло-желтый; конфликтные - светло-желтый, красный.

С пациентом проведено одно диссоциативное погружение с предоставлением свободного выбора начальной установки. Ниже приведены наиболее значимые переживания в состоянии диссоциации:

21. - Открывая глаза не могу ни на чем сосредоточиться, поймать в фокус зрения. Настроение хорошее. Перед глазами оказался плакат на стене с изображением церкви на фоне весеннего пейзажа. Внимание зафиксировалось. Вдруг начинаю въезжать в обстановку. Замечательное ощущение конца зимы. Довольно долго нахожусь перед этим строением. Кто-то рядом надтреснутым голосом читает что-то вроде проповеди о поисках бога в своей душе. Не могу видеть, т.к. не могу обернуться. Бестелесно двигаюсь вдоль стены и задерживаюсь перед аркой. Дальше тоннель с низкими сводами. Зачем-то мне туда нужно, но чувствую сильную опасность - не впереди, а сзади. (!!!). Чем дальше передвигаюсь, тем сильней ощущение опасности, а когда становиться совсем темно и страх почти животный, внезапно возвращаюсь и снова оказываюсь на кушетке в лаборатории в своем теле. Пытаюсь приподняться и ощущаю сильнейшую опасность из-за стены впереди справа (с места, где висит плакат).
Также см. выше пример 14.

Необходимо также обратить внимание на цветовую гамму представленную испытуемым (см. пример 20). Названная последовательность цветов соответствует мотивам, приходящим в конфликт (первая пара) и способам его компенсации (вторая пара), как следует из данных предварительного тестирования. Т.о., можно думать, что во время диссоциативного погружения произошла репродукция первой и, видимо, более значимой энграммы палеопамяти, уходящей корнями в причину текущей фобии и вторая, более поздняя - публично уязвленное юношеское самолюбие. Это соответствует текущим константным личностным качествам: эгоцентризм, неприятие авторитетов, дистанцированность и в то же время потребность в контактах, теплых дружественных отношениях, обеспечивающих защищенность. Возможно, последующие погружения, но с целенаправленной исходной установкой, позволили бы полностью проработать и рационализировать в сознании основные и сопутствующие причинно-следственные (кармические) связи.

2. Испытуемый Л. 21 г., студент исторического факультета. Согласился на участие в эксперименте, объясняя это профессиональной заинтересованностью регрессии в исторические эпохи. При обследовании с использованием ассоциативного теста выявлены неразрешенные психологические проблемы семейного характера, уточненные затем в многопрофильном исследовании личности (Код профиля 24875'063 1:15:6). Во время беседы вопросы семейного статуса не затрагивались, а результаты ассоциативного теста пациенту умышленно не сообщались, чтобы искусственно не сформировать тематическую установку перед диссоциативным погружением и проследить развитие процесса в условиях свободного выбора. Как и ожидалось, при погружении произошла актуализация именно этой проблемы о чем свидетельствуют данные самоотчета (пример 22 взят из отчета о первом погружении, 23 - второе погружение спустя 2 недели):

22. - В итоге я оказался в некоей однородной массе всем своим видом и даже цветом напоминающей тесто. Я не был частью этой массы, а находился в пустом пространстве внутри нее. Стены этой комнаты постоянно меняли конфигурацию. Несколько раз я безуспешно пытался выбраться оттуда, вплоть до того момента когда действие препарата закончилось.

23. - Я сразу оказался в лабиринте из серебристого полупрозрачного материала с, как мне казалось, очень хрупкими перемещающимися стенками. И я снова не мог оттуда выбраться. Когда я пытался это сделать, я ощущал себя в некой коробке, наподобие спичечной, которая являлась частью всей этой системы и тоже куда-то двигалась. В этой коробке я лежал и не мог пошевелиться. Я был как бы парализован. Мне стало страшно от мысли выберусь ли я вообще отсюда. Меня охватило беспокойство и тут я увидел сияние, которое ко мне спускалось. Я ощутил, что это моя любимая девушка. Я не видел ее лица, тела, но я знал, что это она. Она подлетела ко мне, обняла меня и как бы слилась со мной. И мне сразу стало спокойно. Я уже не ощущал тревоги. По прошествии некоторого времени действие препарата стало проходить, но вдруг я увидел приближающееся ко мне получеловеческое лицо с открытым ртом и сверкающими зубами. Его пасть поглотила меня и я сразу же очнулся открыл глаза и встал.

В последующих обсуждениях с испытуемым его диссоциативного опыта он раскрыл сущность своей тяжелой жизненной ситуации, которую он не мог разрешить на рациональном уровне и свой истинный мотив принять участие в эксперименте. Положение безысходности ситуации сложилось тогда, когда он узнал о беременности своей девушки. Однако бытовые трудности, неустроенность, учеба в институте отнюдь не предрасполагали к успеху такого поворота событий. Будучи человеком ответственным и не желая поступить несправедливо по отношению к близкому ему человеку, он тщетно искал выход из сложившейся ситуации. Метафорически это проявлялось в попадании в замкнутый объем пространства, из которого он не мог выбраться. Однако, появление духовного сияния любви своей девушки освободило и успокоило его, утвердив уверенность в неподдельности ее чувств. Метафорическое чудовище, поглотившее его перед выходом из погружения, символизировало переход от утонченных духовных переживаний к неумолимой и жесткой реальности того мира, из которого он пытался сбежать в мир грез. Вскоре после проведенных погружений этот человек женился, у них родился ребенок и невзирая на трудности его психологический статус в настоящее время не требует коррекции.

3) Испытуемый Ш., 47 лет, научный сотрудник. Принял решение участвовать в психологическом эксперименте ввиду научного интереса в этой области. Скепсис породил желание проверить все на собственном опыте. Предварительное собеседование и психологическое тестирование выявило психопатический вариант дизадаптации. Код профиля личности 489'1267-3:14:12. Резистентность к психотерапии по шкале Taulbee 6 баллов (из 7 возможных). Отмечает наличие в анамнезе ИБС с ХНК I, периодическое повышение артериального давления. Тест Jenkins указывает на достаточно высокую проявленность поведения коронарного типа А. Ведущий внутренний мотив испытуемого достичь пространственного перемещения в г.Читу в состоянии диссоциации. Для иллюстрации представлю некоторые выдержки из самоотчета:

24. - В один из моментов довольно ясно различил отрезок улицы Коханского в Чите, где расположен областной диагностический центр и областная больница. Я завис метрах в 5 над землей напротив входа на территорию больницы, затем снизился и поплыл в направлении бокового входа. При попытке войти в помещение образ исчез. В дальнейшем пребывание в измененном состоянии сознания стало мучительно-устрашающим. Какие-либо отчетливые видения исчезли. Постоянно поддерживалось состояние отрыва, ощущение тонкости и слабости телесного существования. Возник страх, что это существование может в любой момент прерваться и я пытался умолять астрал не забирать меня, т.к. еще не все намеченные планы выполнены. (прим. автора: испытуемый, рыдая, произносил эти фразы вслух, находясь в сильном эмоциональном напряжении). Я пытался постоянно поддерживать словесный рапорт с ведущим, т.к. мне казалось, что его голос был единственной связующей нитью с жизнью. Когда действие препарата стало ослабевать появились боли в тех местах, где обычно они у меня бывают: в ноге, в правом боку, в спине. Это были не острые боли, а скорей дискомфорт. Когда видимое действие препарата закончилось пришли в голову две нетривиальные идеи относительно способов психологического тестирования. Спустя некоторое время возникло сильное желание повторить погружение. Предпринимал безмедикаментозные попытки репродукциисостояния диссоциации, но безуспешно.

Параметры гемодинамики накануне и после сеанса погружения в пределах индивидуальной нормы.

В данном случае мы имеем пример аффективного эмоционального отреагирования каких-то невербализованных компонент диссоциативного опыта, сопровождающихся страхом смерти. Однако, пережитый тонатонатальный опыт, ставящий человека лицом к лицу со смертью, сам по себе является мощным стимулом для переосмысления главных жизненных установок, мутагеном поведенческих стереотипов. Данный пример содержит и другой интересный аспект диссоциативного опыта - соматическое отреагирование (обострения очаговой симптоматики хронически протекающих патологических процессов).

В повторной беседе с пациентом спустя 1 месяц он отмечал не характерную для него ранее психологическую уравновешенность и сдержанность в межличностных контактах, уменьшения числа агрессивных аффектов и улучшение соматического состояния.

Выше я привел примеры типологии эмоционально-аффективного опыта у лиц с нарушениями психологической адаптации. Иная картина характерна для испытуемых, без признаков психической и соматической дизадаптации. Ее можно классифицировать как эмоционально - когнитивный тип диссоциативного опыта. Психологический портрет этой категории участников определяется чертами стеничности, низкой тревожностью, активно-поисковым типом поведения, высокой мотивацией достижения без повышения уровня притязаний. К участию в эксперименте их привело желание познать собственные резервные психологические возможности. Описанный ими диссоциативный опыт отличался эмоциональным подъемом, актуализацией мотивов связанных с их познавательными интересами и носил инсайтную окраску (необычные идеи, решения). Большинство лиц данной группы отметили также, что сеанс погружения привел их к пересмотру системы внутренних ценностей, заставил задуматься над своим жизненным предназначением.

25. - При возвращении из мира иной реальности и воссоединении со своим физическим телом я был лишен возможности вспомнить все те знания, которые открылись мне там. Мне кажется, так было сделано для того, чтобы я, с присущими мне недостатками, не смог воспользоваться этими знаниями во вред себе и окружающим. Но меня не покидает чувство, что в подсознании все же что-то осталось. Так у меня изменилось восприятие мира, мне стала очевидна моя невежественность и неосведомленность во многих вопросах, над которыми раньше даже не задумывался. Например, я понял, что существуют локальные информационные поля, которые объединяют сознания групп людей, близких по уровню интеллекта и духовного развития, профессиональной деятельности, увлечениям и что в пределах этих полей может происходить прямой обмен мыслями и идеями. Особенно сильны локальные поля алкоголиков, торговцев, коллекционеров, воюющих армий...

26. - Я перестал ощущать свое тело, но не потерял способность мыслить. Первый вопрос, который возник - кто же я такой. Мое Я мыслящее осталось вроде прежним, но Я телесное куда-то исчезло. Я не мог его видеть и ощущать. В таком недоумении я находился не долго. Ход дальнейших событий приобрел содержание ответа на мой вопрос. Я увидел сложную иерархическую информационную структуру. Она была как бы живая, с постоянно меняющимися взаимоотношениями в виде ветвящихся разноцветных элементов. Частью этой структуры было и мое ментальное Я. Мои знания и опыт были достоянием этой системы, но ее я также мог исследовать и получать информацию по интересующим меня вопросам. Возникла мысль, а имеется ли какой-либо приоритет или информационное ограничение в этой системе. Ответ оказался однозначным - запрет на получение информации соответствует положению в этой иерархии. Как бы для наглядной иллюстрации мне дали понять, что остановился лентопротяжный механизм диктофона и зависла программа на компьютере. Эти приборы для сбора информации были включены экспериментатором накануне сеанса погружения. В этот момент я императивно пожелал проверить насколько это соответствует действительности. Мгновенно я ощутил свое тело открыл глаза и, осведомившись у ведущего, имел возможность убедиться в реальности всего происшедшего...

Побочные эффекты кетаминовогодиссоциативного погружения.

Как показала практика 38 индивидуальных сеансов кетаминовых погружений у 28 испытуемых по принятой методике, ни в одном случае не было зарегистрировано каких-либо негативных психологических, токсических, аллергических реакций, а также физической или психологической зависимости. Динамическое наблюдение за испытуемыми не выявило также неблагоприятные отдаленные последствия ни в психической ни в физической сферах, несмотря на то, что в их число входили лица с грубыми нарушениями психологической адаптации и соматическими дисфункциями.

Необходимо отметить, что в ряде случаев (у 2 из 28 участников) имели место вестибулярные нарушения на выходе, сопровождающиеся тошнотой и рвотой при изменении положения тела (переходе в горизонтальное положение). Эти испытуемые отмечали в анамнезе наличие морской болезни, плохую переносимость полетов в самолете и т.д. Преодоление этого неприятного финала, негативно влияющего на продуктивность диссоциативного погружения, оказалась довольно простым. Пациенты с исходно выявленной вестибулярной нестабильностью должны находиться в горизонтальном положении по меньшей мере 1 час после выхода, что полностью предотвращает нежелательные последствия.

Психофизиологические корреляты кетаминовой диссоциации.

В связи с тем, что в доступной литературе не было обнаружено данных нейрокартографических исследований действия кетамина, а также в связи с концептуальным интересом к феноменам межполушарных асимметрий в особых состояниях сознания, были проведены выборочные нейрофизиологические исследования в этом направлении. Изучались компьютерные картограммы распределения мощности спектров электрической активности неокортекса в 4 частотных поддиапазонах, соответствующих a, b, d, и q ритмам. Проводили 3 записи ЭЭГ: фоновую, на 15 и на 45 мин. после в/м введения кетамина. На Рис.7,8,9 приведены результаты одного из наиболее удачных и демонстративных исследований.

 

Рис. 7. Исходная нейрокартограмма пациента в состоянии спокойного бодрствования.

Рис. 8. Нейрокартограмма пациента на 15 минуте после инъекции кетамина (достижение диссоциативного состояния сознания).

Рис. 9. Нейрокартограмма на 45 минуте после после введения кетамина (клинический выход из диссоциации).

Было обнаружено, что картина изменения ЭЭГ и ее колебательных спектров под действием кетамина однообразна и практически не подвержена индивидуальным вариациям. Ее можно отнести к физиологическим инвариантам действия препарата. Но даже психологические инварианты, классифицированные и описанные выше, отличаются значительным индивидуальным разнообразием, нюансированностью проявлений, эмоциональной окраской. Этот факт является сильным аргументом в пользу защищаемой нами концепции нелокальности психических функций и реальности не только психической но и физической экстериоризации материального субстрата сознания, не связанного с нейронной организацией мозга. Это подтверждает мнение А.М.Иваницкого о том, что психические процессы не отслеживают физиологические, не развиваются параллельно с ними, хотя его интерпретация не выходит за рамки локальных представлений [106].

Как следует из Рис. 7-9 кетамин резко изменяет картину электрической активности коры больших полушарий со смещением спектров мощности в область генерализованной d и q-активности, что согласуется с данными работ [101,102]. При этом почти на порядок уменьшается представленность a-полосы и в 6-8 раз - b-полосы. Несмотря на восстановление продуктивного контакта с пациентом на 45 мин. еще преобладает генерализованная q-активность с эпицентром в лобных и теменных областях. Интересным представляется факт исчезновения межполушарных асимметрий практически по всем основным ритмам и локализация фокуса максимальной a- и d-активности в лобных долях обоих полушарий. Вероятно, сохранение гностических функций сознания во время кетаминовой диссоциации и определяет наличие a-активности в этих зонах. Аналогичная мозаика сохраняется и на 45 мин., но эпицентр a-ритма перемещается в теменные области с нерезким нарушением симметрии за счет преобладания левой гемисферы. b-активность начинает преобладать в левых лобных и затылочных областях.


Выводы.

· Представлена теоретическая разработка концепции реинкарнационного онтогенеза.

· Выделены новые пути наследования: фантомно-психологический и фантомно-соматический и обсуждена их роль в этиологии хронических соматозов и психосоматозов.

· Проведены экспериментальные исследования кетаминовой диссоциации с целью глубинной диагностики и терапии психических и психосоматических расстройств.

· Показана перспективность использования диссоциативной техники для исследования трансперсональной сферы человеческого бессознательного и актуализации в сознании энграмм палеопамяти, несущих мощный психотерапевтический потенциал.

· Разработана безопасная методика проведения диссоциативных погружений.

· Выявлены и классифицированы психологически-инвариантные эффекты кетамина.

· Описаны индивидуальные фрагменты диссоциативного опыта в и их связи с нарушениями психологической адаптации, биографическим стрессом и соматическими патологиями.

· Определен характер побочного эффекта кетамина и способ его профилактики.

· Изучены психофизиологические корреляты состояний кетаминовой диссоциации, обнаруживающие инвариантность нейрокартограмм и исчезновение межполушарных асимметрий.

 

http://www.sinor.ru/~che/reincarnation.htm

 

Приложение 5

Молитвы (иногда их хорошо прочитать перед семинаром)

 

1)

 - Я люблю тебя, Господи, я люблю Тебя.

- Да приидет царствие Твое, да будет воля твоя, яко на небеси и на земли.

- Господи, возьми в руки свои мою жизнь, мою душу; всё, за что цепляюсь, удерживаю в себе так, что оно держит меня: память, наполненую обидами; цели и устремления, которые в неведении почитаю важными; желания и эмоции, что властвуют надо мной.

- Господи, возьми всё в руки свои, исцели душу мою по непостижимому Твоему плану и наичистейшему твоему идеалу.

 

2)

 

Ежедневная молитва Филарета,

митрополита Московского

 

«Господи! Не знаю, что просить мне у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю, зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми мя. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами, приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.»

 

3)

 

- Господи, даруй мне снести всё ниспосланное Тобой, распознавать всё исходящее от Тебя, даруй мне то, что, как Ты знаешь, мне более всего необходимо.

- Я люблю Тебя, Господи, я люблю Тебя.

- Господи - Свет, Господи - Любовь, Господи -Святость и Чистота, Господи - Свобода и Спасение, Господи - Счастье и Милосердие, Господи - Всемогущий, ничего не требующий, никого не заставляющий. И всемогущий – ибо никто не в силах отказать Тебе участвовать в планах Твоих.

- Я люблю тебя, Господи. Нет счастья выше, чем служить Тебе, нет свершения выше; нет иных целей, нет смыслов. Прошу тебя не забывай обо мне, ниспосылай мне творить волю Твою.

 

4)

 

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (гл. 13)

 

«1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6 не радуется неправде, а сорадуется истине;

7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по— младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.»

 

- Я люблю тебя, Господи, я люблю Тебя.

 

5)

 

Утренняя молитва оптинских старцев

 

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моей волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.»

 

- Я люблю тебя, Господи, я люблю Тебя.

 

6)

 

Молитва св. Ефрема Сирина

 

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»

 

7)

 

- «По земле не видением ходим, но верою». Господи, укрепи веру людей в благость и милосердие Твоё, в то, что всё в ведении Твоём; веру в торжество Света, Счастья и Любви в мире этом. Веру в то, что Ты проведёшь всех, и самую последнюю «заблудшую овцу» к Счастью и Свету. Даруй мне, Господи, постоянную память и веру в это. Господи, даруй всем людям прозреть, и да приидет царствие твое: царство Любви, Света. Свободы и Творчества, Красоты и Милосердия, Счастья и Понимания. Царство Божие для всех и каждого, для самой заблудшей души, для исчадия ада и князя тьмы.Всем, всем, всем даруй, Господи, дорогу к Свету и Любви, дорогу в царствие Твое, Широкую дорогу. И никто не будет отвергнут, и поводырём каждому пусть будет Счастье, Свет, Любовь, Свобода, Милосердие, и пусть ничто не собьёт с пути его. Через счастье к Счастью, через любовь к Любви, через свободу к Свободе, по дороге света к Свету - и не может быть иначе.

- Я люблю Тебя, Господи, я люблю Тебя.

 

 

Даруй мне непрерывную память о Тебе и о молитве к Тебе, даруй мне молиться во счастие моё и во свершение моё на благо мира во приближение царства Твоего. Господи молись во мне и через меня, прошу Тебя... Я люблю Тебя, Господи, я люблю Тебя.

 

Господи, всё, что могу дать Тебе, Воинству Твоему, сподобь меня дать и свершить; не умею сам давать, возьми всё для целей Твоих и для дел Воинства Твоего

 

-Я люблю Тебя, Господи, я люблю Тебя.

 

8)

 

Евангелие от Матфея (гл. 20):

«25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.»

 

Евангелие от Матфея (гл. 22):

«36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.»

 

9)

 

Матушка светлая, Матушка Богородица, Матушка Дева непорочная, Красота неизреченная, милость и милосердие, любовь и нежность, всепонимание и всепрощение; исцеляешь душу любую любовью своею материнскою, чистоты невиданной, красоты несказанной.

- Я люблю Тебя, Матушка светлая, Матушка Богородица, Матушка Любовь.

Спасибо Тебе за любовь Твою и милосердие Твоё ко мне и за постоянно излучаемое в мир сей. Спасибо тебе за покров Твой пресвятой, всех и вся покрывающий, всех и вся исцеляющий вносящий мир и умиление в каждую душу. Спасибо тебе за любовь твою материнскую, всё понимающую, всё принимающую, всё покрывающую и всё прощающую. Прими моё младенческое устремление к Тебе, прими меня в объятья Твои - всё, что есть в нас вечного – всё детское. Прими цветы белоснежные чистейшие, луговые и полевые,- самые благородные и самые искренние.

- Я люблю Тебя, Матушка, прошу благословения Твоего, радости обращаться к тебе; и нет никого, кому бы Ты не ответила.

Матушка светлая, да умножится многократно сила любви Твоей материнской, да пробьёт она облака непонимания и неверия, страха и гнева людского, да коснётся любовь Твоя каждого, и воцарится в памяти и руководит им, милосердствует им, прощает им, любит им.

Да почувствует Тебя каждая душа, когда Ты коснёшься её; да воцаришься Ты в сердце каждого, и каждый будет нести образ Твой в душе своей, и образ этот будет вести его по жизни в каждом деле, в каждой встрече, в каждом сне.

- Матушка Светлая, Матушка Богоносная, люблю Тебя, припадаю к стопам Твоим, целую руки Твои, не оставь меня.

 

10)

 

- Светлая София, премудрость Божья. Оболгана и обвинена людьми неспособными увидеть всю красоту замыслов Божьих, Его божественной Мудрости, Предвиденья и Милосердия. В несмышлённости и слепоте своей взяли на себя право делить, что в мире, на доброе и злое, породили боль и страдания; порождёную страданиями болезнь и нечистоту души своей грехом назвали; не спрашивая Бога, в своеволии виною себя заклеймили и исчут корень – причину несчастия – виновника всех бед. Вера их и есть единственная причина, источник и виновник – единственное, что, вмешавшись в замыслы божественной Мудрости и возомнив себя Режиссёром, навлекло боль и страдания на род людской, предопределило конец Света - затмение Света божественной Любви. Затмение чистой и всепрощающей Любви обвинениями и подозрениями, страхами и осуждением, верою в силу зла и неверием во всемогущество Любви, бесконечным поиском виновников и виноватых. В слепоте своей вместо Бога истинного - Святого и Милосерднейшего, Любви и Всепрощения, Свободы и Счастья – уверовали в богов гневных и карающих, в возмездие, как в справедливость, в плату «ты мне я тебе», как свойство каждого, в «законы природы», над Богом стоящие, ибо ни кем не созданные, или якобы справедливые (но в действительности лишь человеческие прдставления отражающие). И как же здесь замысел Бога и Мудрость Его виновниками не объявить? Любое затмение – преходяще, так и это помутнение рассудка сменяется Светом Веры Истинной.

- Матушка София – Свет всё освещающий и всё очищающий, Свет ослепительной красоты и силы – свет серебра и свет тёплый золотистый, искрящийся и весёлый, всёсогревающий, Любовь источающий и игривый. Как с младенцем играешь со мною; тяну руки свои, чтобы обнять Тебя и прижаться к Тебе покрепче.

- Я люблю Тебя, матерь София. В минуту тяжелую стою на коленях пред тобою, и гладишь Ты голову мою, покоящуюся на коленях Твоих, и уходят печали и заботы, рождается умиротворение и мудрость, исполняется всё во мне тихой любовью.

Умру, и встретишь ты меня у ворот Града Твоего, Града Золотого, Града Любви и Встреч, Счастья и Свершения, Свободы и Творчества.

Наидрагоценнейшие камни, которые только вообразить могу, прими в одеяние Твоё. Наинежнейшие цветы, цветы никогда не увядающие, как Ты прекрасные, дарю Тебе.

Спасибо Тебе за помощь Дочерей Твоих – Веры, Надежды, Любви.

 

11)

 

Нет веры во мне, - в счастье моё и любовь Бога ко мне, обращусь к Вере и затеплится, засветится во мне вера. Нет веры в нужность мою, нет веры в то что иду дорогой правильной к Свету, Богом определённой в судьбе моей, обращусь к тебе, о Вера, и утишаться метания сомнений и раздирающее душу неверие.

Приду ли к Свету? Научусь ли любить? Не покинул ли меня мой Ангел Хранитель?

Припаду к Тебе – вера вливается в меня, и чуствую землю под ногами твёрдую: Так Есть!

Спасибо Тебе, о светлая Вера, дарю тебе полотенце – душу мою, Божественным попечением, молитвами и стараниями сил Света и Любви, благодаря Тебе, верю, что очистится. И цветы тебе, цветы, несущие радость – благодарность мою.

 

 

12)

 

Душечка Надежда, не умеют люди припадать к Тебе, пить из Твоего целительного Источника воду Родниковую. Не умеют люди, и я не умею. Приди на помощь, когда болезнями души моей ввергнут я в пучину мучений, когда страдания безисходны, когда всё бесцельно и ни искорки Света; когда до Веры не дотянуться, ни вспомнить, ни назвать, ни попросить о помощи. Дорогая моя - преданная мною и многими – Надежда, сквозь тьму неверия, унижений и страданий протяни мне руку помощи – лучик надежды Твоей, наихрупчайший лучик станет неразрывной нитью, выводящей меня из подземелья тьмы и ужаса к Свету, к Любви, к Вере.

Дорогая моя, любимая моя Надежда, - Источник Света Тебе - Факел неугасимый, любую тьму пронизывающий! Цветок хрустальный и живой.

 

13)

 

- Любовь моя! На коленях стою пред Тобою и плачу. Жить с Тобою в сердце, следовать за Тобою – вот и вся премудрость, вот и счастье, вот и путь к Свету и Богу. Так нет же, иду за кем угодно, но не за Тобою. Подхожу к другому и общаюсь от приличия, от скуки, от нужды какой (все они, нужды, мелкие). А ведь единственно Сущее и главное - Любовь: видеть в другом Любовь, найти в себе Любовь, чувствовать Ею, говорить от Неё, дарить любовь, принимать любовь и раствориться в любви – всё это суть одно - Любовь. В этом – всё: и понимание и смысл жизни, и удовлетворение всех нужд, и путь к Свету, и Свершение, и Бог, и Свобода, и Счастье, и Творчество. В этом – Всё.

Любовь рождает только Любовь. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

Любовь моя, стою пред Тобою и плачу; целую ноги Твои... И всё...

Всего себя возлагаю на алтарь Твой. Бог есть Любовь.

Я люблю Тебя, Господи; я люблю Тебя, Любовь. Люблю, как умею; я знаю, что далеко чувство моё от Идеала, но Ты принимаешь его, потому что любишь меня. Я чувствую любовь Твою божественную на себе. И любая любовь – это Любовь, как любое движенье – и черепахи и ракеты – движенье. Любое чувство любви есть совершенствование любви в человеке силою Твоею, присутствием Твоим к идеалу Твоему. И в этом совершенствовании нет разницы между любовью физической и любовью – привязанностью, любовью к детям или даже ревнивой (да, не на любимого направлен эгоизм, но лишь Любовь знает причину этого); нет различия и с любовью к Богу.

Любовь моя светлая, пропитай собою каждую клеточку тела моего, всё существо моё, всю душу мою – Ты цель и «соль» души моей, и да поможет мне Бог никогда не забывать о Тебе; останься навечно в душе моей. Нет в мире ничего, кроме Тебя, есть лишь слепота, когда не видят Тебя. Страдание, страх и гнев есть лишь тогда, когда забывают о Тебе и не чувствуют Тебя. Где предали Тебя забвению, там не стало Тебя, Свет потух – не видим ни Истины, ни Пути, тьма кругом – стукаемся лбами, причиняем боль себе и друг другу, воем и страдаем, унижаемся и унижаем, ненавидим и мстим. Кому? – Себе!

Любовь из забвенья можно вызвать – вызволить – памятью о Ней.... И всё...

Я люблю Тебя, Господи. Прошу Тебя, пусть память о Любви – о Тебе живёт в каждом мгновении жизни моей! Весь мир свой дарю Тебе, Любовь, и прошу: Прими!

 

14)

 

 

Ангел-хранитель мой, прикасаюсь губами к крылу Твоему. Не зря говорят «Ангельское терпение», - всю жизнь со мной, как такое выдержать? Чистота Твоя – блеск слепящий, белизна, ничем не запятнанная, – жизнь свою, существа высшего и чистейшего, утончённого и могущественного положил на охранение меня. Бережёшь меня с рождения: где великим трудом уберёг, я прошёл мимо и не заметил, не то что поблагодарил бы.

Свят, ибо за труд и подвиг свой не ждёшь ничего: ни того, что вспомнят о Тебе, ни что поблагодарят. Прости меня, столь редко вспоминающего о Тебе. Чувство благодарности, которое не могу высказать словами, от всего сердца и ума, от всего существа моего – Тебе. Нет такого подарка или благодарности, чтобы достойно отблагодарить Тебя: я не в силах минуты жизни своей положить за ближнего моего, и собаку свою числю в услужении мне. Как столь Высокому положить жизнь за меня – святость для меня не только не достижимая, но и слабо представимая. Всё, что могу дать, - Тебе, Ангел мой. Все силы мои – Тебе, благодарность от всего существа моего. Спасибо Тебе! Люблю Тебя!

 

15)

 

 

 - Господь, Дух Святой! Вот уже все Силы Царства Божия вспомнил, и вот о Тебе.

Голубь Белый, Дух Смиренный, всего себя отдающий, всегда в тень уходящий; Сила животворящая, всех спасающая, ничего ни от кого не ждущая. Я люблю Тебя! Поклоняюсь Тебе, Свете Тихий, красоты неизреченной; Сила наисильнейшая, незащищённейшая, всю себя отдающая; невидимая, тишайшая, всёпронизывающая Божественная. - Свет Божий.

 

16)

 

 - Отче наш! И тебе молитву возношу. Знаю о Тебе, но не вижу и не понимаю разумом своим слабым. Люблю Тебя, Отец мой единственный, посвящаю Тебе все устремления мои. Люблю, как могу и как умею... Прости, что не додаю любви и молитвы Тебе, что нет во мне ни понимания ни, паче, смирения. Прости, что я – человек... Благодарю Тебя, что я – человек... Сотворённый Тобою (как писатель творит героя своей повести) по образу и подобию Твоему, и в высшей Милости и Любви ко мне даровавшего мне Свободу.

Верую в грядущее Единение с Тобою всех и вся.

 

17)

 

 - Силы Природные, Духи Стихий: Леса и Моря, Гор и Рек, Ветров и Гроз, Небес и Звёзд; Матушка Земля и Солнце, дающее всему жизнь и тепло, Луна и планеты. Я – человек, люблю вас. Говорите с людьми, и мало кто вас слышит. Мучают и грязнят вас, вы терпите. Простите меня, простите людей, примите любовь мою. Благодарю за Любовь и долготерпение ваше, за всё, что вы сделали для меня.

 - Господи, сотвори так, чтобы люди стали слышать голоса Сил природных, Морей и Гор, Лесов и Рек, Ветров и Небес, Звёзд и Солнца, Земли и Луны - это то, среди чего человек живёт; Даруй, Господи, им силы и способности достучаться до каждого человека, облагородить его душу, помочь в тяжёлую минуту, стать опытом познания Мира Твоего;

стать точкой, с которой начнётся взаимопонимание разных людей и народов, камнем в фундаменте, с которого люди начнут лучше понимать друг друга, меньше бояться и лгать и больше доверять друг другу, перестанут прятать себя и свои переживания от других.

Пусть от сюда пройдут первые тропинки единения людей... Я люблю вас Силы природы.

18)

 

 

- Я люблю Тебя, Господи. Люблю всех Святых - воинов войска твоего, которое никогда не воюет, за человека голову свою под меч подставит; чьё оружие - Любовь и Святость, Милосердие и Терпение, Прощение и Вера – и нет никакого другого.

Люблю вас, воссылаю вам все силы, что есть во мне, для дел ваших праведных. Спасибо за помощь вашу, за мудрость и доброту слов ваших.

Спасибо вам, люблю вас; надеюсь и верую, что помощью Божьею займу место в рядах ваших. И почувствую плечо друга, на которое можно опереться более, чем на себя.

 

19)

 

 

- Я люблю Тебя, Господи; я люблю Тебя.

За всё, за всё спасибо Тебе, за молитву мою спасибо; всё, что в ней есть чистого, всё от Тебя. Прошу Тебя: будь в поле Зрения моего, пока не окрепнет моя вера в то, что Ты всегда рядом со мной. Даруй мне молиться, сам во мне молись, даруй то, что, как ты знаешь, мне более всего нужно, чтобы выполнить предначертанное Тобою – в этом свершение и счастье моё.

  Возьми в свои руки мою жизнь, мою судьбу и душу мою; мои цели, устремления и намеренья, мою память, мои оценки, мои отношения, мою любовь, мою веру и надежду – во что верить и на что надеяться, мои мысли, чувства, желания и побуждения.

Возьми в руки свои души, жизни, судьбы моих детей и супруги, моих родителей, братьев и сестёр, моих друзей и родных, близких мне людей и далёких, кого люблю и кого не в силах полюбить. Возьми в свои милосерднейшие руки души и судьбы всех людей.

Пугает и лжёт – запуганный, стремится подчинить – униженный, болтает – отверженный, применяет силу - недоубитое желание: всё от недополученной любви. Раны и болезни душ наших, наши нужды Ты знаешь лучше нас, цели истинные, значимые и конечные, жизни и того, что после жизни, Ты знаешь лучше нас. Любишь нас Любовью такой Красоты, Чистоты, Самопожертвования, Милосердия и Святости, какую и представить не можем. Знаешь последствия всех шагов наших и возможности помощи. Во исцеление ран душ наших, возьми всё в нас в руки свои.

 

-«Да святится Имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля твоя, яко на небесах и на Земли...»

 - Господи светлый, Господи - Любовь, Господи - Милосердие и Счастье, Господи – Вера непоколебимая и Всемогущество Любви, Господи – Всеведенье и Истина. Господи – Путь. Путь мой, путь души моей к Тебе – к Счастью, через счастье, к Любви через любовь, к Мудрости через жизнь и Тебя.

- Я люблю Тебя, Господи, я люблю Тебя.

 

20)

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14 Вы -- свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

(отМатфея 5)

21)

 

 

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

 

Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

 

Я люблю тебя, Господи, я люблю Тебя!

Господи, возьми в свои руки мою жизнь, мою судьбу, мою душу...

 

 


Приложение 6:

Таблица личностных потребностей по Х. А. Мюррею.

Хенри А. Мюррей. Исследование личности'

Глава 3. Личностные переменные/Henry A. Murray.

Explorations in Personality. N. Y.: Oxford University Press, 1938.

Chapter 3: Variables of Personality./

Потребность (need) — это конструкция (абстракция или ги­потетическая концепция), представляющая силу мозга (неиз­вестной химико-физической природы), которая организует пер­цепцию, апперцепцию, мышление, волеизъявление и действие таким образом, чтобы изменить существующую неудовлетвори­тельную ситуацию.


 

 

Внешне потребности проявляются:

1) в типичных поведенческих тенденциях или реакциях;

2) в типичных способах действия;

3) в поиске, избегании или отборе, в избирательности внима­
ния и реагирования;

4) в характерных эмоциях и чувствах;

5) в удовлетворении при достижении определенного результата;

6) в неудовлетворении при неудаче в достижении определен­
ного результата.

Потребности могут быть разделены на две группы:

1) первичные (висцерогенные) и

2) вторичные (психогенные).

Первые возникли и закрепились под влиянием определен­ных периодически возникающих событий, связанных с телом, тогда как вторые не обладают телесными источниками и поэто­му и называются «психогенными». С субъективной точки зрения можно сказать, что висцерогенные потребности имеют дело с физическим удовлетворением, а психогенные — с психическим, или эмоциональным, удовлетворением.

Первичные или висцерогенные потребности:

1. Потребность в кислороде

2. Потребность в воде

3. Потребность в пище

4. Сексуальная потребность1

5. Потребность в лактации

6. Потребность в мочеиспускании

7. Потребность в дефекации

8. Потребность в избегании повреждений

1 Под понятием «секс» понимаются: 1) сексуальный инстинкт, как его понимают биологи, то есть как сила, приводящая к формированию поло­вых характеристик и половому поведению, и это по классификации Мюр-рея — СЕКСУАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ; 2) все тенденции, направленные на поиск и получение чувственного удовлетворения, в частности — получе­ние наслаждения через осязательные ощущения в различных чувствитель­ных участках тела (эрогенных зонах), и это по классификации Мюррея — ПОТРЕБНОСТЬ В ОЩУЩЕНИЯХ.


 

9. Потребность в избегании отравления

10. Потребность в избегании перегревания

11. Потребность в избегании переохлаждения

12. Потребность в ощущениях'

Мы допускаем также существование потребности в пассив­ности, которая включает в себя расслабление, покой и сон, но этим можно пренебречь.

Вторичные, или психогенные, потребности, которые в основ­ном зависят от первичных потребностей, являются производ­ными от них, перечислены в таблице. Эти потребности означают общие системы реакций и желаний. Их нельзя считать фунда­ментальными, биологическими побуждениями, хотя некоторые из них могут быть врожденными.

Первые пять из перечисленных вторичных потребностей относятся, главным образом, к действиям с неодушевленными предметами:

 

1. Потребность приобретения Acquisition Добывать имущество и собст­венность. Схватить, урвать, украсть что-либо. Торговать или спекулировать. Работать ради денег и вещей
2. Потребность охраны Conservance Чинить, чистить и охранять вещи; защищать их от повреж­дения
3. Потребность порядка Order   Устраивать, систематизировать, складывать вещи. Быть опрят­ным и чистым. Быть скрупулез­но точным
4. Потребность удержания Retention Сохранять владение чем-либо. Отказываться давать взаймы. Делать запасы. Быть бережли­вым, экономным, скупым
5. Потребность конструирования Construction Организовывать и строить

1 По К. Мадсен, имеется 13-я висцерогенная потребность — потреб­ность в удалении углекислого газа (Madsen K., 1968).


 

 

Действия, отражающие то, что принято называть честолюбием, стремлением к власти, желанием добиться успеха и престижа, можно классифицировать следующим образом:


Дополнительными к потребностям достижения и признания являют­ся желания и действия, относящиеся к защите статуса и стремлению избежать унижения:

 

Superiority Achievement

6.Потребность превосходства

Потребность достижения

Подразделяется на две потребности:

Стремление к власти над вещами, людьми и идеями. Преодолевать препятствия, развивать силы, стараться сделать что-то трудное как можно лучше и быстрее (это элементарная потребность Эго, которая может вызывать любое действие как самостоятельно, так и в сочетании с любой другой потребностью)

Recognition

Потребность признания

Усилия завоевать одобрение и высокий социальный статус. Завоевывать похвалу и одобре­ние. Требовать уважения. Гордиться своими достижения­ми и демонстрировать их. Искать отличия,социального престижа, почестей и высокого положения

Мы сомневались, должна ли следующая потребность быть отделена от потребности признания:


. Потребность не­прикосновенности

Потребность

избежания

бесчестья

Потребность защиты

Потребность противодействия1


Inviolacy

Infavoidance

Defendance

Counteraction


Эта потребность была разделе­на на три потребности:

Боязнь и отстранение от воз­можных источников унижения. Избегать неудач, стыда, униже­ния, насмешек. Воздерживать­ся от попытки сделать что-то, что выходит за пределы собст­венной власти. Избегать иска­жений.

Вербальная защита ошибок и проступков. Защищать себя от стыда и принижения. Оправ­дывать чьи-то действия. Предлагать объяснения, изви­нения и оправдания. Проти­виться «расследованию».

Попытка преодолеть неудачи, доказать собственную значи­мость после фрустрации, отомстить за оскорбление. С гордост










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: