Полиграфические материалы

Многообразие приёмов и способов художественного оформления, типов полиграфического исполнения книжных изданий представленые сегодня на рынке, в значительной мере объясняется широким распространением как новых технологий, так и новых по­лиграфических материалов. Сама номенклатура материалов, исполь­зуемых для изготовления книг, остаётся почти неизменной: как и прежде, это — бумага, картон, покровные и переплётные материалы, краски, различные виды фольги для горячего тиснения, — зато ассортимент увеличился в десятки, если не в сотни раз. В наше вре­мя одна только бумага представлена на рынке множеством видов и сортов, отличающихся между собой не только по названию, форма­ту, плотности, но и по белизне, гладкости, фактуре, цвету, физическим и химическим свойствам поверхности, наличию водяных знаков - филиграней, — а также, разумеется, по цене. При этом многие эффектные покровные материалы предполагают использование при изготовлении переплётных крышек специального оборудования, импортных марок картона, фольги и т. п., что влечёт за собой сугубое увеличение себестоимости издания. В общей массе затрат на выпуск тиража стоимость полиграфических материалов составляет сегодня от 1/4 до 1/2части. Использование при печатных процессах импорт­ных вспомогательных и расходных материалов непосредственным образом отражается на стоимости полиграфических работ. Очевидно, что повышение требований к качеству и уровню полиграфического исполнения книги напрямую связано с ростом её себестоимо­сти, а в конечном счёте — и её цены на прилавке; однако при этом себестоимость (и цена) качественной книги растёт сегодня в основ­ном за счёт использования импортных материалов, оборудования зарубежного производства, говоря проще — технологий, «завязан­ных» на поставках по мировым ценам, и только в незначительной степени — за счёт повышения уровня оплаты труда авторов, пере­водчиков, составителей, издательских и типографских работников.

Бумага

Подавляющее большинство книг в России всё ещё печатается на бумаге отечественного производства. Правда, владельцами боль­шой части целлюлозно-бумажных комбинатов, на переоборудование которых в госбюджете в своё время не хватило средств, являют­ся иностранные компании. По этой причине производство офсет­ной бумаги ориентировано на внешний — более стабильный и вы­годный — рынок. После кризиса 1998 года цены на российскую бумагу единовременно подскочили в три-четыре раза и в после­дние годы вплотную приблизились к ценам на недорогую импорт­ную, которой бумага отечественного производства всё-таки уступа­ет по своим техническим и внешним свойствам.

В ассортименте бумаги, предназначенной для печати текста, за­метно различаются по своим качествам бумага газетная (на кото­рой выходит в свет большинство дешёвых массовых изданий), книж­но-журнальная, или офсетная, и мелованная (покрытая в один-два слоя особым составом).

На мелованной бумаге, тяжёлой, плотной и дорогой, обладающей лучшими показателями белизны, гладкости и непрозрачности, печатают в основном иллюстрированные издания: альбомы, книги по искусству, детские книги, «тонкие» журналы и проч.  Вне всякого сомнения, полуто­новое изображение, отпечатанное на мелованной бумаге, выглядит более выразительно.  По этой причине, как уже указывалось выше, иллюстрации в книге нередко организуют в альбомы на 16-32 и бо­лее страниц, которые печатают на бумаге повышенного качества (мелованной), а затем вклеивают между остальными, отпечатанными на обычной офсетной (в редких случаях газетной) бумаге тетрадями..                        

Офсетная бумага разных видов и марок отличается, главным образом, по белизне и плотности. Существует распространённое мнение, что чем выше качество бумаги, тем она белее. В известном смысле это соответ­ствует истине. Однако слишком белая бумага создаёт слишком силь­ный контраст с чёрной краской текста, что способствует повышен­ной утомляемости глаз. Самые дорогие, элитные сорта книжной бумаги имеют лёгкий оттенок цвета слоновой кости. С другой сто­роны неопрятно смотрятся книги, текст которых отпечатан на бума­ге разных оттенков — т. наз. «пирожки».

Плотность бумаги напрямую связана с её весом. Для печати книг в современной практике обычно используется бумага плот­ностью 60-65 г/м2. Правда, российская бумага обладает невысоким показателем непрозрачности, т. е., попросту говоря, просвечивает.

Качество бумаги — серьёзная проблема. Ещё без малого сто ле1 тому назад немецкий поэт и художник Эмиль Рудольф Вайс (1875-1942) писал: «Невозможно добиться должного эффекта даже с помо­щью самых лучших шрифтов, если печатный текст виден с обратной стороны листа, а иногда даже просвечивает и сквозь следующую страницу: ошибка, которой следует избегать при любых обстоятель­ствах и которая обусловлена упомянутым „высоким качеством" бумаги». Так же и современные книги не будут выглядеть вполне достойно до тех пор, пока на отечественном рынке не появится на стоящей, плотной и лёгкой книжной бумаги, которая оставалась бы притом доступной по цене.

Для печати изданий с большим количеством иллюстраций в тек­сте в современных условиях обычно используют бумагу повышен­ной плотности — 80-120 г/м2. Книжный блок при этом получается несколько толще, страницы меньше просвечивают и лучше «дер­жат» полутоновое изображение. Чем плотнее бумага (иначе говоря, чем больше весит квадратный метр бумаги), тем больше её требует­ся для печати издания; так как бумага продаётся на вес, то использо­вание при печати более плотной бумаги обходится дороже. Офсетная бумага уступает по своим качествам мелованной: недостаточно контрастное полутоновое изображение в неё «впитывается» и блек­нет, самые нежные, слабые оттенки серого («света») проваливаются в отвратительные белые «дыры». Напротив, чрезмерно контрастное изображение (в особенности, при печати на скоростных рулонных машинах) «размазывается» и утрачивает детали «в тенях».

Наиболее экономичная газетная бумага, сто­имость которой почти в два раза ниже оф­сетной, сравнительно хорошо «держит» и текст, и штриховое (гра­фическое) изображение, а в отдельных случаях — и полутоновое (как показывает опыт газет и «толстых» журналов). Вместе с тем га­зетная бумага обладает характерным буроватым оттенком и слишком быстро «стареет». Печальным недоразумением следует считать современные издания классики художественной литературы на га­зетной бумаге низких сортов (нередко при этом — в «глянцевом» переплёте). Ведь книга в твёрдом переплёте предназначена для длительного хранения и многократного чтения, а газетная бумага — максимум на пять-десять лет жизни, и то — «вдали от света». Преж­де «вечные» книги было принято передавать по наследству. Возможно, и эта традиция в наши дни вступила в противоречие с аппе­титами каких-то производителей...

Картоны

Картон используется в полиграфическом производстве для изго­товления переплётов (переплётных крышек) разных типов. Для мяг­ких переплётов (обложек) используются более эластичные картоны плотностью 190-300 г/м2 с мелованным покрытием, гладкие или имеющие тиснения «под кожу», «под лён», «гофре», «муар» и т. д.

Мелованный картон предполагает полноцветную печать — в противном случае использование его экономически не оправдан­но. В последнее время фотообложки стали нормой, стереотипом для массовых изданий, и удачная шрифтовая обложка, более при­личная для серьёзной литературы, отпечатанная в 1-2 краски на плотном немелованном тонированном (имеющем тот или иной цве­товой тон) картоне, может выглядеть особенно изысканно. Большое преимущество немелованных сортов картона состоит и в том, что краска ложится на него гораздо лучше, так что в дополнительной отделке — целофанировании или лакировании — в этом случае нет необходимости. Правда, на мелованных картонах краска выглядит ярче, обладает большей оптической глубиной; однако, правда и то, что краска с него без какого-либо защитного покрытия быстрее стирается (в особенности на углах).

В случае, если бюджет издания чрезвычайно ограничен, шриф­товая обложка может быть отпечатана и на простой офсетной бума­ге плотностью 120-160 г/м2.

Переплётные материалы

К переплётным материалам относятся материалы, которые ис­пользуются для изготовления переплётных крышек: материалы по­кровные, картон, фольга, переплётные краски, полимерные плёнки, каптал и проч.

Покровные материалы, используемые для оклейки переплётов пятого-восьмого типов, по эстетическим и технологическим свой­ствам существенно отличаются в зависимости от материала-основы, на которую нанесено декоративное покрытие.

Лет двадцать-тридцать тому назад большое распространение в отечественном полиграфическом производстве имели материалы на тканевой основе — ледерин и коленкор. При скромных эстети­ческих качествах они обеспечивали большую долговечность пере­плёта, чем широко распространённые в наше время материалы на основе бумажной (бумвинил) или синтетической. В ледерине в 1940-1960 годах выходили в свет практически все массовые собра­ния сочинения.

В прошлом осталась и переплётная ткань — штапель, которой обклеены переплёты томов старого («синего») издания «Библио­теки поэта». После того, как «Библиотека» была переведена на тём­но-зелёный ледерин, «солидность» внешнего оформления серии значительно пострадала; в нынешнем виде (в бумвиниле) серия окончательно потеряла свою привлекательность.

Сегодня крупные фирмы-производители предлагают синтетиче­ские покровные материалы на бумажной или синтетической основе (кроме отечественного бумвинила, можно упомянуть голландские балакрон, баладек, кудек, немецкие эфалин, лиминель, сурбалин, итальянский имитлин и проч.), целыми коллекциями, по нескольку десятков цветов, оттенков и фактур. Задача художника — сделать правильный выбор в пользу того или иного покровного материа­ла — существенно осложнилась. Согласовывать между собой при­ходится слишком много условий: цвет и фактуру, формат ролей или листов, в которых поставляется материал, технологические особен­ности — то, как ложится на материал фольга, и то, как она сочетает­ся с ним по цвету, блеску и фактуре, — наконец, цену, наличие мате­риала на складе у поставщика и многое другое.

В издательстве выбор полиграфических материалов осуществля­ется производственным отделом по согласованию с художествен­ным редактором (дизайнером). В случае, если и щательство осуще­ствляет выпуск в свет книги за свой счёт, последнее слово в этом вопросе (так же, как и при обсуждении эскизов художественного оформления будущего издания) остаётся за ним. Заключая автор­ский договор, вы можете заранее согласовать лишь сам тип поли­графического исполнения издания. В случае же если вы выступаете заказчиком тиража издания, или хотя бы частично оплачиваете из­дательские расходы, вы вправе обсудить полиграфическое испол­нение книги более предметно: узнать о возможностях, попросить издателя показать его книги разных типов исполнения, переплётные материалы разных марок, обратить внимание на то, что кажется вам вполне или не вполне удачным, выслушать аргументы специали­стов в пользу того или иного решения.

Трудно заказывать и контролировать качество исполнения про­дукта, когда вы не слишком разбираетесь в условиях производства, специальных терминах, когда сами возможности не известны вам вполне; однако ещё труднее выполнять работу, когда заказчик не в состоянии определённо сформулировать свои требования и поже­лания. И раз уж обстоятельства представляют вам шанс принять участие в судьбе вашей книги — возможно, имеет смысл потратить некоторое время для того, чтобы воспользоваться этим шансом с наилучшим результатом.

В западной практике книгоиздания книга часто выходит в свет одновременно в двух изданиях, одно из которых — дорогое, от­печатанное на прекрасной бумаге, прошитое нитками, вставленное в твёрдый переплёт и обёрнутое суперобложкой, — предназначе­но читателям, собирающим библиотеки (а также самим библиоте­кам); второе — массовое — обычно бывает отпечатано на дешё­вой бумаге, обёрнуто мягкой обложкой. Второе издание стоит, разумеется, значительно дешевле первого. В России эта практика пока не нашла распространения: издатели резонно полагают, что для среднего читателя цена издания остаётся весьма важным факто­ром. Для дорогого издания весьма реальна перспектива залежаться на складах и прилавках, пока в продаже остаётся дешёвое, а то и вовсе не найти своего читателя, если общий тираж издания был за­вышен. Тем не менее, в случае если расходы на издание оплачивают­ся организацией-спонсором, самим автором или другими заинтере­сованными лицами, саму возможность «комбинированного» тиража можно иметь в виду — при точном расчёте макета и художественно­го оформления его стоимость может не только не увеличиться, но даже и сократиться против стоимости полного тиража в улучшен­ном варианте полиграфического исполнения. Разумеется, таковую возможность следует учесть уже в самом начале работы над руко­писью: ведь от производственного отдела это требует специфиче­ских расчётов, согласования с типографией сроков изготовления тиража и разного рода прочих технических условий, а от художни­ка — корректировки в работе над макетом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: