Некоторые мифы и предрассудки

«Продажным» характером современного книгоиздания объясня­ется мнение, что будто бы внешнее оформление, продуманный

Форзацы старых книг

Источники: Recherchez sur la nature et les causes de la richesse des Nation. Par Adam Smith. A Paris, chez H. Agasse, impimeuer-libraire, 1802 (вверху). Издание любезно пре­доставлено букинистическим салоном «Мир искусства»; Chamissos Werke / Herausge-geben von Heinrich Kurz. 1. Band. Leipzig und Wien: Bibliographisches Institut

принципиальный макет и аккуратность подготовки иллюстраций не имеют вообще никакого значения для специальной, учебной или научной литературы. Авторы подобных высказываний напоминают самодовольных супругов, которые на втором десятке совместной жизни позволяют себе ходить друг перед другом в мятых и засален­ных халатах: мол, всё равно «никуда не денется». Никуда не денется и покупатель, если действительно необходимое ему издание на рынке уникально. Следовательно, не тот или иной вид литературы, а отсутствие конкуренции позволяют расслабиться издателю-моно­полисту. Впрочем, на практике из подобной ситуации разные изда­тели делают различные выводы: если, к примеру, монополизировать издание учебных пособий для студентов какого-либо вуза, то мож­но неряшливо «тискать» их на газетной бумаге и продавать втридо­рога, а можно издавать большим форматом на прекрасной мелован­ной бумаге с полноцветными иллюстрациями и крашеным обрезом, чтобы уж разом вытрясти все сбережения и у самих студентов, и у их родителей.

Другим распространённым в наше время мифом является пред­ставление о том, что красивое и «дорогое» оформление должно быть сложным, «нарочным». Между тем, пестрота, дробность, цвето­вая насыщенность и стилистическая эклектика — признаки вовсе не дорогого, штучного экземпляра, а как раз наоборот — дешёвого «красного товара». Плохо смотрится не фальшивое золото или се­ребро на переплёте, а сама книга в целом, если этого золота или серебра положено слишком много. В последнее десятилетие, когда глянец стал едва ли не нормой всякого товара, матовая бронзовая фольга, в большинстве случаев гораздо более удобная для чтения, практически полностью уступила место ярко отблескивающей золо­той и серебряной. Почти перестали печатать на переплётных мате­риалах краской. Очень редко встречаются удачные графические, шрифтовые решения обложек — простое упорно путают с дешёвым.

Наконец, самым досадным и распространённым предубеждением можно считать точку зрения, что «хорошее оформление» и «хоро­шая работа с текстом» стоят дорого, и потому на них не должны рассчитывать каждый автор и заказчик. Да, разумеется, заказанные у знаменитого художника авторские иллюстрации по сегодняшним временам — роскошь. Однако соблюдение общепринятых норм при наборе, редактировании или вёрстке само по себе не стоит ничего — это служебный долг, прямая обязанность сотрудников, кото­рые работают над изданием. А скромное по задумке, экономичное по полиграфическому исполнению и потребности в материалах оформление обложки может быть удивительно выразительным, хотя также не требует ничего, кроме художественного вкуса, чувства формы, цвета, пропорций, умения построить композицию — того, что приобретается посредством специального образования или ценой большого практического опыта.

Разумеется, книгу пустую, ничтожную, не < пасёт от скорого ра­зоблачения никакое оформление. Хорошая, нужная книга, безус­ловно, может пользоваться спросом даже при скромных художе­ственных достоинствах её оформления. Но давайте прислушаемся напоследок ещё раз к мнению Дж. Бодони:

— Хорошо изданная книга полезна, — доносится его голос из глубины веков, — и она тем полезнее, чем больше людей прочтёт её, чем чаще будут читать её с удовольствием и лёгкостью. Ибо с числом читателей увеличиваются радость и польза, которую приносит кни­га, при том условии, что она хороша и сама по себе...

Реконструкция средневекового скриптория (Музей Гутенберга, Майнц)

Прежде изобретения книгопечатания книги изготавливали в особых мастерских — скрипториях, где царило строгое разделение труда: одни шили и линовали тетради, другие вписывали текст; кто-то прорисовывал инициалы и миниатюры, кто-то их рас­крашивал; кто-то, наконец, обтягивал кожей или тканью переплётные крышки, покрывал тиснением и позолотой готовые переплёты

Источник: Chappell, Warren & Robert Bringhurst A Short History of the Printed Word. Vancouver: Hartley & Marks Publishers, 1999

Полиграфическое исполнение книги

По завершении работы над изданием утвер­ждённый оригинал-макет выводится на прозрачную (фототехническую плёнку) или полупрозрачную (лавсановую кальку) ос­нову и поступает в типографию для изго­товления тиража. В процессе репродуци­рования изготавливается тираж листов; отдельные листы складывают в тетради, под­бирают, склеивают или сшивают; книжные блоки покрывают обложкой или вставляют в переплётные крышки; готовые брошюры или книги * выдерживают под прессом, за­тем упаковывают и сдают на склад готовой продукции (в экспедицию). Вот, в общих чертах, суть типографского, или полигра­фического производства.

Изготовление тиража — сложный техно­логический процесс, в котором могут быть непосредственно задействованы десятки (а косвенно — и сотни) специалистов. В зави­симости от сложности задачи, величины ти-

Наборщик за работой. Типография «Наука». Ленинград. 1928 г. ЦГАКФФД

ража, производственной мощности полиграфического предприя­тия, а также от его загруженности работой процесс этот может по­требовать от двух-трёх недель до двух-трёх месяцев.

«Большая» полиграфия, основой которой в настоящее время яв­ляется офсетный метод печати, предполагает наличие комплекса вы­сокоточного, высокопроизводительного и дорогостоящего обору­дования, эффективность использования которого определяется загрузкой, т. е. количеством изданий, или заказов (как их называют сами полиграфисты) в производстве. По этой причине только самые крупные издательства могут позволить себе содержать собствен­ные полиграфические комплексы, да и они, как правило, не отказы­ваются от сторонних заказов.

Солидный объём капиталовложений, необходимых для организа­ции современного полиграфического производства (в отличие от редакционно-издательского процесса), — аренды помещения, закупки, монтажа, наладки и обслуживания оборудования, содержа­ния многочисленного квалифицированного штата, — а также срав­нительно невысокая рыночная стоимость полиграфических услуг тормозят развитие отрасли. Подавляющее большинство новых (ча­стных) типографий не имеют оборудования, необходимого для осу­ществления полного комплекса полиграфических услуг: они ориен­тированы, как правило, на печать небольших тиражей листовой продукции — плакатов, постеров, календарей, афиш, бланков, газет, реже — брошюр и журналов среднего объёма и формата.

Многие типографии имеют свои собственные издательские отде­лы, или участки — разумеется, на базе тех же самых настольных из­дательских систем; однако заказы на предпечагную подготовку — набор, корректуру, редакционно-техническое и художественное оформление, вёрстку — здесь, как правило, сравнительно редки, отделы развиваются медленно, специалисты высокого класса (в осо­бенности — квалифицированные редакторы) сотрудничают с типо­графиями редко. Даже самые небольшие издательства предпочита­ют самостоятельно подготовить оригинал-макет, а в типографию обращаются лишь для его тиражирования. В результате два звена единого книгоиздательского процесса расходятся всё дальше, опыт сотрудничества и старые связи уступают соображениям сиюминут­ной выгоды. Вроде бы обе стороны понимают, ч го созданы друг для друга, что делают одно общее дело, но вместе с тем... часто об этом забывают. Всё чаще в переговорах между издателями и полиграфи­стами можно услышать: «нам выгодно», «нам не выгодно».

В значительной степени ослаблению связей между издательства­ми и типографиями способствовала технологическая революция. Специалисты одного звена, случается, имеют весьма туманное пред­ставление об особенностях, возможностях и orраничениях друго­го. В то же время и типографское дело также не стоит на месте, ста­новится всё более сложным автоматизированным производством, постоянно требует всё новых специальных знаний и навыков, что ещё больше затрудняет сотрудничество. Неполные (или неточные) представления о технологических и возможностях полиграфиче­ского оборудования, которым оснащена та или иная типография, нередко приводит к ошибкам при расчёте макета или оригиналов художественного оформления, при выборе материалов и самой по­лиграфической базы.

Напрасно было бы надеяться, что сегодня уже «возможно всё». Издательское дело выиграло в этом смысле больше: в процессе под­готовки макета на ПК, действительно, многое в наше время можно сделать проще, быстрее и качественнее, чем лет 20-30 тому назад. В то же время, новейшее полиграфическое оборудование, сконструи­рованное в расчёте на новые технологии, из-за высокой стоимости остаётся недоступным не только частным, но и бюджетным (государ­ственным) полиграфическим предприятиям. Старое же оборудова­ние, которым оснащено большинство государственных предприятий, исчерпало свой технический ресурс и работает неудовлетворитель­но. Таким образом, именно полиграфическое производство часто становится «узким местом», непреодолимым барьером для многих издательских идей и начинаний.

В каждом издательстве хотя бы один специалист — заведующий производством или выпускающий — способен точно оценить воз­можности полиграфической базы, на которой планируется изготов­ление тиража того или иного издания. Однако автору и самому (тем более — выступающему в роли заказчика) не помешает иметь общее представление о процессах полиграфического производства, мате­риалах, используемых при изготовления книги и о тех возможнос­тях, которыми располагает современная полиграфия. Краткие сведе­ния, содержащиеся в настоящей главе, помогут автору расширить кругозор и одновременно — избежать наиболее общих недоразу­мений, связанных с недостатком специальных знаний в этой области.

Полиграфическое производство не сводится к одной печати: как прежде, так и теперь, работа над изготовлением любого экземпляра книги включает в себя целый ряд операций, объединённых в не­сколько процессов: процессы собственно печатные, переплётно-брошюровочные и отделочные.

Печатные процессы

Виды печати

«Пробный» тираж в 10-20 экземпляров небольшой брошюры объёмом в 20-30 с. можно изготовить и самому, не выходя из дома, имея в своём распоряжении лишь лазерный принтер, пачку белой офисной бумаги для печати текста и десяток-другой листов бумаги поплотнее — для печати обложки. Правда, в первый раз вам придётся поломать голову над тем, как распечатать страницы брошюры так, чтобы, будучи подобранными в тетрадку, они следовали одна за другой в нужном порядке. Для этого вам потребуется разобраться с тем, что такое спуск полос. Если в брошюре 16 страниц формата А5, а печатаете вы на стандартной офисной бумаге формата А4 по две полосы на развороте, то на лицевой стороне первого листа 1-я полоса (обыч­но — титульный лист) должна стоять рядом с 16-й; на обороте — 2-я с 15-й и т. д.

В редакторе MS Word автоматический спуск полос, кажется, не предусмотрен, зато в приложении Adobe PageMaker эту задачу по­зволяет легко решить специальный алгоритм сортировки страниц.

Трудно представить себе подлинные масштабы современного «самиздата», порождённого к жизни уже не идеологическими, но экономическими причинами. Инвалид-фронтовик, сельская учи­тельница, изобретатель-самоучка и чудак-художник, одарённый школьник и полуразорившийся издатель — кто только не пробует сегодня свои силы на ниве книгоиздательства, вопреки консерва­тивному мнению соседей и близких, невзирая на неудачи и прова­лы... Внимания и поддержки творчество «самопечатников» может быть достойно в разной мере. Во всяком случае, нельзя не отдать дань уважения их мужеству и целеустремлённости, нельзя не пора­доваться вслед за Е. В. Маевским тому, что «технический прогресс, когда-то неразрывно сопряжённый с разделением труда, а значит, с отчуждением, теперь воссоздаёт на новой ступени архаическую цельность... и кто-то сделает свой личный выбор в пользу этой цельности. Уильям Моррис был бы рад» *.

Изготовленная подобным «кустарным» образом брошюра по ка­честву печати (по крайней мере, текста) не будет уступать настоящей, отпечатанной и сброшюрованной в типографии или на участке опе­ративной полиграфии. Однако при изготовлении большего тиража и большем объёме издания использовать принтер (или фотокопи­ровальный аппарат) неэкономично, да и слишком хлопотно.

Трафаретная печать

В современной издательской практике для  изготовления микротиражеи используются т. наз. цифровые дупликаторы (известные больше как ризографы). Ризография, или трафаретная печать, даёт вполне удовлетворительные результаты при изготовлении тиражей в 100-500 экземп­ляров изданий объёмом до 160-200 с. С увеличением тиража сто­имость краскооттиска (а следовательно, и всей брошюры в целом) на ризографе (в отличие от лазерного принтера или фотокопиро­вального аппарата) существенно падает. Правда, при тираже изда­ния, превышающем 1000 экземпляров, печать офсетным способом (который обеспечивает к тому же более высокое качество) по цене может оказаться сопоставимой.

В копировальном центре, организованном на базе ризографа, могут не только растиражировать готовый оригинал-макет, но так­же подобрать отпечатанные листы, сшить на скрепку или покрыть блок обложкой, подрезать брошюры по трём сторонам и упаковать тираж в пачки. В зависимости от используемого оборудования на­дёжность бесшвейного скрепления книжных блоков в копи-центрах может быть разной. Для брошюр объёмом до 80-100 страниц более целесообразно выбрать другой способ скрепления — на две-три скрепки. Обращаю особое внимание на то, что способ скрепления должен быть окончательно определён прежде печати: в зависимости вашего выбора спуск полос может существенно отли­чаться: ведь листы книг, предназначенных к бесшвейному скрепле­нию (склейке), подбираются «один к одному»; листы же брошюр, которые предполагается посадить на скрепки, накидываются один на другой (как в школьной тетради). Оригинал-макет брошюры, как уже говорилось выше, должен быть распечатан в определённом порядке следования страниц.

Ризограф имеет существенные ограничения по печати полуто­нового изображения. Это важно для тех изданий, где в качестве ил­люстраций используются фотографии. Если вы планируете раз­множить именно на ризографе оригинал-макет книги, в которой присутствует полутоновое изображение, потрудитесь заранее убе­диться, что качество воспроизведения иллюстраций на этом кон­кретном оборудовании вас устраивает.

Из-за оперативности и сравнительной дешевизны метод ризо-графии получил в наше время большое распространение. При копи-центрах часто имеются свои издательские отделы, силами ко­торых готовятся к печати некоторые малотиражные и малообъёмные издания. Встаёт вопрос: в какой мере необходимо участие «насто­ящего» издательства при подготовке к печати книги стихотворений, сборника рассказов или воспоминаний, автореферата диссер­тации или даже трудов научной конференции? Ведь самостоятель­но набрать и вычитать текст сегодня многие авюры могут уже сами, на типографию в таком случае возлагается задача, не требующая вроде бы слишком высокой квалификации: разверстать текст на подходящий формат и распечатать готовый макет. (В крайнем слу­чае, вы даже можете сами вывести оригинал-макет, если в вашем распоряжении имеется лазерный принтер: для печати на ризогра­фе оригиналы выводят не на кальку или плёнку, а просто на бумагу.)

Да, действительно: в некоторых случаях подготовить или даже просто размножить макет небольшого издания в каком-либо копи-центре может оказаться проще. Участки оперативной полиграфии существуют при многих высших учебных заведениях (при этом в подготовке издания они опираются, как правило, на мощности «мест­ных» издательств). Стоимость изготовления тиража автореферата в этом случае может быть невысока, а редакционно-техническое оформление издания — соответствовать уровню самого «базово­го» издательства. Однако для большинства копи-центров подготов­ка и печать тиражей изданий уровня сложности выше среднего — экзотичный и потому, как правило, непрофильный вид услуг: в типо­графии сегодня гораздо чаще всё-таки размножают готовые ориги­налы-макеты. Повседневная практика большинства копи-центров не требует наличия в штате специалистов высокой издательской квалификации. Технические специалисты, у которых нет опыта ра­боты в издательствах, обыкновенно имеют слабые представления о правилах книжного набора и вёрстки, технического и литературно­го редактирования. Если всё это представляется автору менее важ­ным, чем простота осуществления его заветной мечты, возможно, на самом деле стоит попробовать подготовить набор (или даже ориги­нал-макет) самому, а за помощью в изготовлении тиража обратить­ся в какой-либо копи-центр. В случае, если вы предполагаете подго­товить оригинал-макет самостоятельно, стоит заранее согласовать со специалистами наиболее общие условия: удойный формат, коли­чество страниц, размеры полей и т. п.

Особое внимание следует обратить на правильность оформле­ния выходных и выпускных данных вашего издания: кроме сведе­ний об авторе, заглавия, названия издающей оранизации (если та­ковая имеется) и праве на воспроизведение, в выпускных данных должен быть проставлен тираж издания, номер заказа, название и адрес предприятия, осуществляющего тиражирование; не мешает вспомнить и о том, что полноценное издание должно иметь между­народный книжный номер (isbn).

Цифровая печать

С другой стороны, иные издательства сами располагают сегодня участками оперативной полиграфии, более или менее полными комплексами полупрофессионального полиграфического оборудо­вания. В этом случае изготовить на ризографе небольшой тираж брошюры или книги можно прямо в издательстве.

Высокое качество сложных по печати тиражных издании (до 1 тыс. экз.) позволяет получить цифровая печать— сравнительно новый, перспектив­ный способ тиражирования печатной продукции. По принципу, лежащему в основе технологии, цифровые печатные машины сход­ны с цветными лазерными принтерами, однако существенно пре­восходят их по скорости, качеству печати и многим другим парамет­рам, более экономичны. Большое удобство заключается и в том, что при печати — практически на ходу, без какой-либо перестройки — в репродуцируемый оригинал-макет могут быть внесены оператив­ные изменения: заменена иллюстрация, исправлена погрешность, впечатан какой-либо текст: каждый экземпляр издания может быть персонализирован. Методом цифровой печати можно отпечатать, к примеру, один-пять презентационных экземпляров объёмного, тре­бующего больших расходов издания, чтобы продемонстрировать их потенциальным инвесторам или спонсорам. Ведь любому инвестору важно иметь максимально полное и наглядное представление о проекте, который ему предлагают профинансировать, а также иметь уверенность, что редакционно-издательская, творческая часть ра­боты завершена и что средства требуются непосредственно для производства тиража.

Однако самым распространённым способом печати в современ­ной полиграфии остаётся всё-таки офсет — технология, в отече­ственной практике ведущая свою историю с конца 1970-х годов и к исходу прошлого столетия практически повсеместно сменившая традиционную высокую печать, о которой сегодня, остаётся только вспоминать.

Офсетный способ печати был задуман, разработан и внедрён в расчёте на печать очень больших и огромных (от 50 тыс. до нескольких миллионов) тиражей. Ещё лет десять тому назад многие типографии в Санкт-Петербурге не принимали к производству тира­жи менее 3-5 тыс. экз. как нерентабельные.

Офсетная печать     

С тех пор понятие «малый тираж» измени­лось: в наше время множество изданий (в особенности, научного характера) выходит в свет тиражом до одной тыс. экз. Однако уменьшение тиража неизбежно влечёт за собой повышение стоимости краскооттиска и цены книги в целом. Дело в том, что стоимость изготовления офсетных форм —'постоянная часть полиграфических расходов, не зависящая от тиража, — при среднем и большом объёме издания составляет весьма значительную сумму. Поэтому при малых и сверхмалых (меньше 500 экз.) тиражах офсетная печать целесообразна лишь в тех случаях, если издание в своём роде уникально; предназначено для коллекционеров и ценителей; если оно не рассчитано на коммерческое распространение в принципе (т. е. не предназначено для продажи), или может быть реализовано ниже себестоимости (с убытком).

Одновременно с внедрением офсетного способа печати в послед­ней трети XX века на смену ручному, механическому или полуавтома­тическому набору пришёл т. наз. фотонабор. Эта технология по­зволяла осуществлять машинный набор и выводить фотоформы непосредственно на позитивную или негативную фототехническую плёнку. Значительные капиталовложения, которых требовало внед­рение фотонабора, оправдывались при большом объёме работы по заказам издательств. В последнее десятилетие XX века фотонабор в прежнем, аналоговом виде, не выдержав конкуренции со стороны цифровых технологий, попросту погиб. На смену ему пришли фо­тонаборные аппараты нового поколения. Однако стоимость рас­ходных фото- и химических материалов и вывода позитивов на цифровых Фна* в целом остаётся весьма высокой и не может оп­равдать себя при небольших и средних тиражах без существенного увеличения цены на издание. По этой причине оригиналы-макеты сегодня чаще выводят в издательствах на обычных офисных или чуть более совершенных лазерных принтерах на полупрозрач­ную кальку. Простая и экономичная технология «домашнего выво­да» позволяет получить позитивы удовлетворительного качества.

Первый и второй печатные листы издания: Неси н В. Н. Зимний дворец в

эпоху царствования последнего Императора Николая II (1894-1917). —

СПб.: Издательство «Журнал „Нева"»; «Летний Сад», 1999

Монтаж

Копировка

При этом лучших результатов удаётся достичь при использовании в наборе (вёрстке) неконтрастных (рубленых) или малоконтрастных гарнитур при средних размерах кегля. На фотовыводных устрой­ствах целесообразно выводить лишь полутоновое и тоновое изоб­ражение — диапозитивы обложек, вклеек, фронтисписов и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: