В процессе монтажа позитивы — прозрачные плёнки, на которых в зеркальном изображении воспроизведён оригинал-макет издания, — в зависимости от формата издания и размеров печатного листа в определённом порядке монтируют, т. е. расклеивают на листах более плотной плёнки (астролона) по две, четыре и больше страниц. Примеры монтажа двух первых печатных листов издания формата 70хЮ0 в 16° приведены на ил. 8.3 — разумеется, с большим уменьшением. В процессе копировки смонтированные фотоформы накладывают на светочувствительную металлическую офсетную пластин и в особом устройстве— копировальной раме — экспонируются. Проходя через прозрачные участки фотоформы, свет засвечивает фоточувствительный слой пластины; при этом непрозрачные участки (текст или изображение), остаются незасвеченными. «Засвеченную» пластину проявляют, словно огромную фотографию. В процессе проявки засвеченные и незасвеченные участки формы приобретают разные физико-химические свойства. При печати незасвеченные участки (печатные элементы) пластины принимают на себя краску с красочных валиков печатной машины, а засвеченные — (пробельные элементы) — становятся гидрофильными, т. е. принимают на себя воду и не принимают краску.
|
|
Офсетная пластина (форма) закрепляется на формном цилиндре печатной машины. Через посредство красочных валиков краска переносится на печатную форму. С печатной формы изображение (в общем смысле — в том числе изображение текста) переносится на резиновое полотно офсетного цилиндра, а с офсетного цилиндра — на бумагу. Простейшая схема процесса офсетной печати приведена на с. 263.
Технология печати офсетной, плоской по своему характеру, принципиально отличается, таким образом, от технологии печати высо-
Печатный стан Сенатской типографии. С.-Петербург. Начало 1900-х гг. цгакФФд
кой — рельефной, при которой литеры текста и клише иллюстрации впечатываются, вдавливаются в бумагу. Этим объясняются и различное впечатление от текстов, отпечатанных разными способами (отпечатанный по высокой печати текст, прежде всего, имеет объём), и ограничения офсетного способа по воспроизведению тонких штриховых линий (в частности, тонких засечек и дополнительных штрихов контрастных шрифтов).
«Типографы эпохи Возрождения, — пишет Р. Брингхёрст, — находили особую прелесть в осязаемой глубине и объёмной форме текста, которую давал их способ печати. Печатники периода классицизма и романтизма, подобные Баскервиллу, часто придерживались иного мнения. Баскервилл печатал листы по высокой печати — поскольку другой способ был ему недоступен — однако затем гладил их, словно бельё, чтобы избавиться от эффекта объёмности.
|
|
Так в конце восемнадцатого века в связи с развитием техники литографии типографское дело сделало первый шаг назад, к двухмерному миру средневековых скипториев. Начиная с середины двадцатого века коммерческая полиграфия окончательно перешла на плоскую печать. В наше время обычным способом печати является офсетная фотолитография, при которой отснятое на фотоплёнку или оцифрованное изображение травится на пластине, покрывается слоем краски, переносится на гладкий промежуточный валик и затем накладывается на поверхность бумаги».
Существенным образом отличается от прежних методов технология цветной офсетной печати. Любое цветное фотоизображение, которое в оцифрованном виде может иметь цветовой охват в несколько миллионов цветов, в процессе цветоделения раскладывается на четыре основных цвета полиграфической цветовой модели cmyk: синий, пурпурный, жёлтый и чёрный. Для каждой из этих красок изготавливается своя печатная форма, которая затем устанавливается в соответствующую красочную секцию печатной машины. При печати все четыре краски, каждая со своей формы, снова совмещаются на листе бумаги в полноцветный оттиск. Малейшее несовпадение оттисков четырёх офсетных форм, едва ощутимое нарушение интенсивности любой из четырёх красок — и цветное изображение меняется, теряет в резкости и точности цветопередачи. В особенности это бывает заметно на светлых и т. наз. памятных цветах — когда снег становится розоватым, небо — лилово-чернильным, трава — желтоватой, а лицо человека — голубоватым или зеленоватым...
Офсетные машины
Одним из главных параметров, по которым различаются офсетные печатные машины, является их формат, т. е. предельные размеры печатного поля. Большие полноформатные листовые машины работают на бумаге
формата А0 (841*1189мм) в самых малых используются листы форматом чуть меньше А4 (297*420 мм). Именно малоформатными машинами оснащено сегодня большинство мелких частных типографий. Печать на малоформатных машинах даёт сопоставимые по качеству или даже лучшие результаты, чем на полноформатных (тем более, порядком изношенных), но в среднем обходится дороже и требует больше времени. Если для печати на полный формат издания в 16° и объёмом в 416 страниц требуется 26 печатных форм, то для печати на машине формата A3 их будет необходимо уже 104. Каждую в отдельности нужно экспонировать, проявить, установить на печатную машину, «пригнать» к бумаге...
С форматом печатной машины связан, прежде всего, формат печатного листа. Обозначение формата издания 60x90 в 16° условно: оно означает лишь то, что при печати этого издания на полноформатных машинах могут использоваться листы бумаги форматом (т. е. размерами) 60x90 см, и что на каждом 1аком листе должно быть отпечатано по 16 полос (т. е. страниц). Если же печать того же самого издания производится на машине меньшего формата (наприм., на полуформат), то листы бумаги будут нарезаны на размеры 60x45 см, и сама ёмкость печатного листа соответственно будет составлять уже не 16, а 8 полос. Обозначение формата издания может остаться при этом неизменным.
Для того, чтобы лист складывался в тетрадь, разумеется, необходимо, чтобы он был запечатан с двух сторон. На каждом бумажном, или физическом листе, таким образом, содержится по два печатных: один — с лицевой стороны (verso), другой — с оборотной (recto). Именно поэтому в случае, если оригинал-макет воспроизводится в типографии на полноформатных, обеспечивающих печать на листах полного формата машинах, весьма желательно, чтобы объём издания составлял целое(ещё лучше — чётное, для вёрсо и рёкто) количество печатных листов, т. е. был кратенколичеству полос на одном печатном (опять же, лучше, — физическом) листе. Если объём издания в 16° составляет, положим, 20 печ. л., т. е. 320 с, то для его печати на полный формат потребуется 10 бумажных, на каждом из которых с двух сторон будет отпечатано по 16 полос. В случае же, если объём будет составлять 328 с, т. е. 201/2 печ. л., 20 целых листов могут быть отпечатаны также полным форматом; последние же 8 полос придётся печатать, скажем, по 4 полосы на каждой стороне «четвертушки» физического листа, на четверть формата. Переход с одного формата на другой требует перестройки машины, т. е. задерживает печать. Поэтому в больших типографиях в таких случаях неполные тетради часто печатают на других, малоформатных машинах. Интенсивность или чёткость печати полос, отпечатанных на разных машинах, может ощутимо отличаться «на глаз». Печать издания, объём которого не составляет целого и чётного количества печатных листов требует, кроме того, дополнительных расходов.
|
|
Итак, число страниц в издании должно быть кратно доле печатного листа. Однако количество страниц в одном печатном листе, как
Печатные машины. Вверху — большой печатный станок. АО «А. Ф. Маркс и
компания». Петроград. 1916 г. цгакффд. Внизу — современная офсетная печатная
машина «Progress 32» фирмы MiiUer Martini. Конец 1990-х годов
мы видели, зависит не только от выбранного в издательстве формата издания, но и от оборудования, на котором осуществляется его тиражирование. Если издание формата 60x90 в 16° печатается на малоформатной машине (наприм., на формат A3), число страниц в макете может быть кратно уже не 16-ти, а восьми или же, в крайнем случае, четырём. В процессе подготовки издания к печати в производственном отделе издательства уже обычно предполагают, на какой полиграфической базе будет осуществлено его тиражирование, и в зависимости от возможностей этой базы рассчитывают количество страниц в будущей книге.
Тем не менее, объём не всегда «ложится» в усыновленные пределы. Примерами издательской беспомощности в подобной ситуации можно считать книги с чистыми страницами («Для заметок»), затиснутыми под «содержание» (а то и вовсе на форзац) выпускными данными, обилием случайной и неприглядной рекламы.
|
|
Рулонные и листовые
По способу подачи бумаги офсетные печатные машины могут быть рулонными (ролевыми) и листовыми. В рулонных машинах бумага подаётся в печатный аппарат прямо с рулона, или роля; отпечатанные листы автоматически разрезаются, а затем фальцуются, т. е. складываются в тетради заданного формам. Рулонные печатные машины работают с высокой скоростью и потому используются в основном для печати значительных по объёму тиражей книжно-журнальных изданий — в частности, большинства газет. Из-за высокой скорости печати машины рулонного типа уступают листовым и по качеству передачи полутонов. Кроме того, печать на рулонных машинах малотиражных изданий менее выгодна из-за повышенного расхода бумаги.
В листовых машинах бумага подаётся в печатный аппарат нарезанной на листы определённого формата. Как было указано выше, в отечественных условиях листовые машины, как правило, обеспечивают печать полутонового изображения с более высоким уровнем качества. Правда, сама печать (и некоторые последующие технологические процессы) требует при этом несколько большего времени, а потому стоит дороже. Компенсировать разницу в стоимости печати на листовых машинах позволяет экономия по расходу бумаги, тем более ощутимая, чем меньше тираж и чем значительнее объём издания.
Различаются офсетные печатные машины и по количеству красочных секций. Цветная печать производится, как правило, на особых многокрасочных офсетных машинах с 2, 4, 6 или даже 8 секциями, на каждой из которых может быть установлена своя печатная форма. Дополнительные формы могут использоваться при печати в случае, если требуется особая точность цветопередачи — при печати плашек, текста, логотипов и т. д. Само собой разумеется, что многокрасочная печать в несколько раз дороже однокрасочной: стоимость печати в полиграфии рассчитывается по краскооттискам, которых при печати обычной «четырёхцветки» за один прогон машины будет сделано четыре. Не трудно догадаться также, что полноцветная печать выгоднее для полиграфистов, чем одноцветная, и, следовательно, позволяет гораздо быстрее вернуть инвестиции: вот почему единичные частные типографии, оборудованные современными многокрасочными печатными машинами, специализируются в основном на печати полноцветных изданий — «тонких» журналов, детских книг, школьных учебников, листовой и т. п. продукции.