Технология офсетной печати

В процессе монтажа позитивы — прозрачные плёнки, на кото­рых в зеркальном изображении воспроизведён оригинал-макет изда­ния, — в зависимости от формата издания и размеров печатного листа в определён­ном порядке монтируют, т. е. расклеивают на листах более плотной плёнки (астролона) по две, четыре и больше страниц. Примеры монтажа двух первых печатных листов издания формата 70хЮ0 в 16° приведены на ил. 8.3 — разумеется, с большим уменьшением. В процессе копировки смонтированные фо­тоформы накладывают на светочувстви­тельную металлическую офсетную пластин и в особом устрой­стве— копировальной раме — экспонируются. Проходя через прозрачные участки фотоформы, свет засвечивает фоточувстви­тельный слой пластины; при этом непрозрачные участки (текст или изображение), остаются незасвеченными. «Засвеченную» пластину проявляют, словно огромную фотографию. В процессе проявки за­свеченные и незасвеченные участки формы приобретают разные физико-химические свойства. При печати незасвеченные участки (печатные элементы) пластины принимают на себя краску с красоч­ных валиков печатной машины, а засвеченные — (пробельные эле­менты) — становятся гидрофильными, т. е. принимают на себя воду и не принимают краску.

Офсетная пластина (форма) закрепляется на формном цилиндре печатной машины. Через посредство красочных валиков краска пе­реносится на печатную форму. С печатной формы изображение (в общем смысле — в том числе изображение текста) переносится на резиновое полотно офсетного цилиндра, а с офсетного цилиндра — на бумагу. Про­стейшая схема процесса офсетной печати приведена на с. 263.

Технология печати офсетной, плоской по своему характеру, прин­ципиально отличается, таким образом, от технологии печати высо-

 

Печатный стан Сенатской типографии. С.-Петербург. Начало 1900-х гг. цгакФФд

 

кой — рельефной, при которой литеры текста и клише иллюстрации впечатываются, вдавливаются в бумагу. Этим объясняются и раз­личное впечатление от текстов, отпечатанных разными способами (отпечатанный по высокой печати текст, прежде всего, имеет объём), и ограничения офсетного способа по воспроизведению тонких штриховых линий (в частности, тонких засечек и дополнительных штрихов контрастных шрифтов).

«Типографы эпохи Возрождения, — пишет Р. Брингхёрст, — на­ходили особую прелесть в осязаемой глубине и объёмной форме текста, которую давал их способ печати. Печатники периода класси­цизма и романтизма, подобные Баскервиллу, часто придерживались иного мнения. Баскервилл печатал листы по высокой печати — по­скольку другой способ был ему недоступен — однако затем гладил их, словно бельё, чтобы избавиться от эффекта объёмности.

Так в конце восемнадцатого века в связи с развитием техники литографии типографское дело сделало первый шаг назад, к двух­мерному миру средневековых скипториев. Начиная с середины двадцатого века коммерческая полиграфия окончательно перешла на плоскую печать. В наше время обычным способом печати являет­ся офсетная фотолитография, при которой отснятое на фотоплёнку или оцифрованное изображение травится на пластине, покрывает­ся слоем краски, переносится на гладкий промежуточный валик и затем накладывается на поверхность бумаги».

Существенным образом отличается от прежних методов техноло­гия цветной офсетной печати. Любое цветное фотоизображение, которое в оцифрованном виде может иметь цветовой охват в не­сколько миллионов цветов, в процессе цветоделения раскладывает­ся на четыре основных цвета полиграфической цветовой модели cmyk: синий, пурпурный, жёлтый и чёрный. Для каждой из этих красок изготавливается своя печатная форма, которая затем уста­навливается в соответствующую красочную секцию печатной маши­ны. При печати все четыре краски, каждая со своей формы, снова совмещаются на листе бумаги в полноцветный оттиск. Малейшее несовпадение оттисков четырёх офсетных форм, едва ощутимое на­рушение интенсивности любой из четырёх красок — и цветное изображение меняется, теряет в резкости и точности цветопереда­чи. В особенности это бывает заметно на светлых и т. наз. памят­ных цветах — когда снег становится розоватым, небо — лилово-чернильным, трава — желтоватой, а лицо человека — голубоватым или зеленоватым...

Офсетные машины

Одним из главных параметров, по которым различаются офсет­ные печатные машины, является их формат, т. е. предельные разме­ры печатного поля. Большие полноформатные листовые машины работают на бумаге

формата А0 (841*1189мм) в самых малых используются листы форматом чуть меньше А4 (297*420 мм). Именно малоформатными машинами оснащено сегодня большин­ство мелких частных типографий. Печать на малоформатных маши­нах даёт сопоставимые по качеству или даже лучшие результаты, чем на полноформатных (тем более, порядком изношенных), но в сред­нем обходится дороже и требует больше времени. Если для печати на полный формат издания в 16° и объёмом в 416 страниц требует­ся 26 печатных форм, то для печати на машине формата A3 их будет необходимо уже 104. Каждую в отдельности нужно экспонировать, проявить, установить на печатную машину, «пригнать» к бумаге...

С форматом печатной машины связан, прежде всего, формат пе­чатного листа. Обозначение формата издания 60x90 в 16° услов­но: оно означает лишь то, что при печати этого издания на полно­форматных машинах могут использоваться листы бумаги форматом (т. е. размерами) 60x90 см, и что на каждом 1аком листе должно быть отпечатано по 16 полос (т. е. страниц). Если же печать того же самого издания производится на машине меньшего формата (наприм., на полуформат), то листы бумаги будут нарезаны на раз­меры 60x45 см, и сама ёмкость печатного листа соответственно бу­дет составлять уже не 16, а 8 полос. Обозначение формата издания может остаться при этом неизменным.

Для того, чтобы лист складывался в тетрадь, разумеется, необхо­димо, чтобы он был запечатан с двух сторон. На каждом бумажном, или физическом листе, таким образом, содержится по два печатных: один — с лицевой стороны (verso), другой — с оборотной (recto). Именно поэтому в случае, если оригинал-макет воспроизводится в типографии на полноформатных, обеспечивающих печать на листах полного формата машинах, весьма желательно, чтобы объём издания составлял целое(ещё лучше — чётное, для вёрсо и рёкто) количе­ство печатных листов, т. е. был кратенколичеству полос на одном пе­чатном (опять же, лучше, — физическом) листе. Если объём издания в 16° составляет, положим, 20 печ. л., т. е. 320 с, то для его печати на полный формат потребуется 10 бумажных, на каждом из которых с двух сторон будет отпечатано по 16 полос. В случае же, если объём будет составлять 328 с, т. е. 201/2 печ. л., 20 целых листов могут быть отпечатаны также полным форматом; последние же 8 полос придёт­ся печатать, скажем, по 4 полосы на каждой стороне «четвертушки» физического листа, на четверть формата. Переход с одного фор­мата на другой требует перестройки машины, т. е. задерживает пе­чать. Поэтому в больших типографиях в таких случаях неполные тетради часто печатают на других, малоформатных машинах. Интен­сивность или чёткость печати полос, отпечатанных на разных маши­нах, может ощутимо отличаться «на глаз». Печать издания, объём которого не составляет целого и чётного количества печатных лис­тов требует, кроме того, дополнительных расходов.

Итак, число страниц в издании должно быть кратно доле печат­ного листа. Однако количество страниц в одном печатном листе, как

 Печатные машины. Вверху — большой печатный станок. АО «А. Ф. Маркс и

компания». Петроград. 1916 г. цгакффд. Внизу — современная офсетная печатная

машина «Progress 32» фирмы MiiUer Martini. Конец 1990-х годов

 

мы видели, зависит не только от выбранного в издательстве формата издания, но и от оборудования, на котором осуществляется его ти­ражирование. Если издание формата 60x90 в 16° печатается на ма­лоформатной машине (наприм., на формат A3), число страниц в ма­кете может быть кратно уже не 16-ти, а восьми или же, в крайнем случае, четырём. В процессе подготовки издания к печати в произ­водственном отделе издательства уже обычно предполагают, на ка­кой полиграфической базе будет осуществлено его тиражирование, и в зависимости от возможностей этой базы рассчитывают количе­ство страниц в будущей книге.

Тем не менее, объём не всегда «ложится» в усыновленные преде­лы. Примерами издательской беспомощности в подобной ситуации можно считать книги с чистыми страницами («Для заметок»), затис­нутыми под «содержание» (а то и вовсе на форзац) выпускными данными, обилием случайной и неприглядной рекламы.

Рулонные и листовые

По способу подачи бумаги офсетные печат­ные машины могут быть рулонными (роле­выми) и листовыми. В рулонных машинах бумага подаётся в печатный аппарат прямо с рулона, или роля; от­печатанные листы автоматически разрезаются, а затем фальцуются, т. е. складываются в тетради заданного формам. Рулонные печат­ные машины работают с высокой скоростью и потому используют­ся в основном для печати значительных по объёму тиражей книжно-журнальных изданий — в частности, большинства газет. Из-за высокой скорости печати машины рулонного типа уступают листо­вым и по качеству передачи полутонов. Кроме того, печать на ру­лонных машинах малотиражных изданий менее выгодна из-за по­вышенного расхода бумаги.

В листовых машинах бумага подаётся в печатный аппарат наре­занной на листы определённого формата. Как было указано выше, в отечественных условиях листовые машины, как правило, обеспе­чивают печать полутонового изображения с более высоким уров­нем качества. Правда, сама печать (и некоторые последующие тех­нологические процессы) требует при этом несколько большего времени, а потому стоит дороже. Компенсировать разницу в сто­имости печати на листовых машинах позволяет экономия по расхо­ду бумаги, тем более ощутимая, чем меньше тираж и чем значитель­нее объём издания.

Различаются офсетные печатные машины и по количеству кра­сочных секций. Цветная печать производится, как правило, на особых многокрасочных офсетных машинах с 2, 4, 6 или даже 8 секциями, на каждой из которых может быть установлена своя печатная форма. Дополнительные формы могут использоваться при печати в случае, если требуется особая точность цветопередачи — при пе­чати плашек, текста, логотипов и т. д. Само собой разумеется, что многокрасочная печать в несколько раз дороже однокрасочной: стоимость печати в полиграфии рассчитывается по краскооттискам, которых при печати обычной «четырёхцветки» за один прогон машины будет сделано четыре. Не трудно догадаться также, что полноцветная печать выгоднее для полиграфистов, чем одноцвет­ная, и, следовательно, позволяет гораздо быстрее вернуть инвести­ции: вот почему единичные частные типографии, оборудованные современными многокрасочными печатными машинами, специали­зируются в основном на печати полноцветных изданий — «тонких» журналов, детских книг, школьных учебников, листовой и т. п. про­дукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: