Отпечатанные листы фальцуют, т. е. складывают в два-три или четыре сгиба (если они не были сфальцованы автоматически фальцаппаратом рулонной машины), так чтобы в результате получилась тетрадь. (Один-два комплекта сфальцованных тетрадей из отпечатанного тиража и представляются в издательство в качестве чистых листов.) Тетради комплектуют одним из двух основных способов в зависимости от выбранного способа скрепления. Издания небольшого объёма (до 64-80 с.) комплектуют вкладкой, или, иначе, внакидку: одна тетрадь вкладывается в другую. При объёме издания, превышающем 80 с, тетради комплектуют в подбор: в этом случае одна тетрадь прикладывается, или подбирается к другой.
Скомплектованные тетради поступают на скрепление. В зависимости от типа переплёта, предусмотренного в издательской спецификации для данного конкретного издания, отдельные тетради в блоках могут быть сшиты между собой проволокой (скрепками), нитками, или просто склеены. Скомплектованные внакидку блоки обычно прошивают посредине двумя-тремя скрепками. Как уже говорилось, этот наиболее простой и надёжный способ скрепления блоков небольшого объёма (для изданий большого объёма он не годится: слишком толстый блок, скомплектованный внакидку, просто не будет закрываться) редко устраивает авторов.
|
|
Своеобразной альтернативой может быть шитьё проволокой втачку: скомплектованный в подбор блок в этом случае прошивается скрепками с лицевой стороны мягкого переплета (обложки). Этот простой способ обеспечивает более чем надёжное скрепление тетрадей в блоке. При условии известной аккуратности скобки могут быть почти незаметны под обложкой. Правда, в общем случае скобки не могут стоять к корешку слишком близко, из- за чего книги, прошитые втачку, раскрываются плохо и не лежат раскрытыми на столе: в процессе чтения их нужно держать в руках. Определённая корректировка требуется при выборе этого способа скрепления и в расчёте макета: внутренние поля должны быть достаточно широкими, чтобы текст не «затягивался» в корешок. По технологическим нормам шитьё проволокой втачку предусматривается для изданий объёмом не более 224-240 с.
Наиболее надёжным и удобным для читателя способом скрепления книжных блоков остаётся, разумеется, шитьё нитками. Однако книги в обложке в настоящее время редко шьют: это требует дополнительных затрат, а в ряде случаев — поиска дополнительных мощностей, если в той типографии, где изготавливается тираж, технологические условия этого вообще не позволяют.
Огромное количество изданий в наше время скрепляется бесшвейным способом. При бесшвейном способе скомплектованный (разумеется, в подбор) книжный блок зажимается в клеевом аппарате. Корешок срезается особой фрезой и проклеивается особым термоклеем. Устойчивое представление о том, ч го бесшвейный способ не может обеспечить надёжного скрепления блока, не вполне справедливо. Решающими факторами, определяющими надёжность скрепления, служат тип используемого оборудования, строгое соблюдение технологии и качество применяемого клея. Офисные клеевые аппараты, простые в обслуживании и доступные по стоимости даже небольшим издательствам, действительно не предназначены для скрепления книг даже среднего объёма: склеенные на них кни-
|
|
Основные типы переплётов
№ 1, мягкий обрезной: блок скомплектован вкладкой (а) или в подбор, скреплён клеем (б) или скрепками втачку (в); № 2, мягкий с кантами, т. е. выступающими за формат блока краями; № 3, мягкий цельнотканевый (по типу общей тетради); № 4, цельнобу-мажный твёрдый; № 5, составной твёрдый; № 7, твёрдый цельнокрытый; № 8, составной твёрдый с накладными сторонками и накладным корешком; № 9: изготовлен из
листа пхв-пластиката
ги не рассчитаны для продолжительного использования. Однако профессиональные клеевые аппараты, которыми оборудовано большинство «старых» типографий и некоюрые «новые», при строгом соблюдении технологии обеспечивают вполне удовлетворительную надёжность скрепления книжных блоков практически любой толщины. Примерами добротного бесшвейного скрепления могут служить «толстые» журналы или телефонные справочники вроде «Жёлтых страниц», в надёжности которых, кажется, нет оснований сомневаться. Если же сомнения у вас все же остаются, попросите издателя или типографского служащего, обсуждающего с вами способ скрепления блока вашей будущей книги, продемонстрировать прочность скрепления аналогичных изданий «на разгиб».
Сшитый или склеенный блок поступает в переплёт. В зависимости от полиграфического исполнения издания, типы и конструкции переплётов могут быть разными. Если простейшие с технологической точки зрения издания, в которых «своей» обложкой служат первая и последняя страницы брошюрного блока, просто сажают на скрепки, то блоки книжные поднимают, т. е. покрывают обложкой и после сушки подрезают по трём сторонам. В процессе изготовления тиражей более сложных изданий прошитые нитками блоки вставляют, т. е. вклеивают в заранее изготовленные из плотного картона переплётные крышки.
Типы переплётов. В нормативных документах выделено более десятка стандартных типов и подтипов переплётов, которые различаются между собой как по конструкции, так и по используемым при их изготовлении материалам. Однако автору вполне достаточно иметь представление хотя бы о некоторых из них.
Самый распространённый среди мягких переплётов — переплёт № 1 (гибкий, или мягкий обрезной) — предполагает крышку из цельного листа эластичного картона или плотной бумаги (обложку), которая приклеивается к блоку. Обрезка книги (брошюры) этого типа производится с трёх сторон после подъёма, или крытья блока. В переплёте № 4 (цельнобумажном твёрдом) передняя и задняя сторонки крышки, а также отстав, защищающий блок со стороны корешка, раскроены уже из толстого переплётного картона и обклеены снаружи особой плотной бумагой. В последнее время книги в переплёте этого типа встречаются сравнительно редко: «четвёртый» слишком быстро теряет вид и сравнительно легко трескается на изгибах (у корешка). Более надёжным в этом смысле следует признать переплёт № 5, предполагающий использование двух материалов для обклейки переплётных крышек: плотной бумаги на сторонках и особой переплётной ткани — на корешке. В таком виде ещё совсем недавно выходила в свет большая часть школьных учебников.
|
|
Наиболее распространённым типом твёрдого переплёта на сегодняшний день является переплёт № 7 и его разновидность 7БЦ. В переплёте этого типа картонные сторонки и отстав обклеиваются каким-либо покровным материалом: бумвинилом или ледерином — гладким, или напоминающим по фактуре кожу, лён, холст и т. д. Переплёт имеет в названии букву «б» в случае, если в качестве материала, которым обтянута переплётная крышка, используется плотная офсетная или мелованная бумага (на которой так же, как и на обложке, может быть отпечатано любое изображение). Однако в чистом виде переплёт № 7Б изготавливается редко: опять же по той причине, что бумага слишком быстро теряет привлекательность и легко лопается на корешке. Поэтому бумагу, которой обклеивают твёрдые переплёты (равно как и эластичный картон, из которого делаются обложки) после печати обычно покрывают целлофановой плёнкой (в этом случае переплёт и называется — 7 Бц).
Наиболее надёжен и эффектен переплёт № 8, в котором отстав соединён со сторонками полоской одного покровного материала (переплётной ткани), а сами сторонки обклеены полотнами другого. Этот тип переплёта встречается в последнее время особенно редко из-за сложности (следовательно, повышенной стоимости) его изготовления. Кроме того, переплёт № 8 обычно изготавливается вручную, что требует гораздо большего времени.
Кроме основных, традиционных типов переплётов «в чистом виде», на практике нередко встречаются и разнообразные «переходные типы».
Разумеется, в твёрдом переплёте книга выглядит вовсе иначе, чем в мягком (в обложке). Повышается её долговечность; хорошо сшитую книгу можно положить перед собою на столе. Увы, преимущества эти требуют дополнительных расходов: оплаты ряда необходимых технологических процессов и полиграфических материалов: покровного материала, картона, форзацной бумаги, фольги для тиснения, марли и проч. Поэтому стоимость изготовления книги в твёрдом переплёте существенно отличается от стоимости изготовления издания в мягком (гибком) переплёте.
|
|
Более надёжная, долговечная, удобная в использовании и «солидная» книга в твёрдом переплёте оправдывает вложение дополнительных средств в её изготовление не всегда, а лишь в том случае, когда эти преимущества являются решающими для потребителя, т. е. могут быть оценены и оплачены покупателями. Как по содержанию, так и по области применения (учебник, словарь, справочник, энциклопедия, комментированное «академическое» издание произведения художественной литературы) книга должна быть рассчитана на многолетнее хранение и многократное прочтение, а не просто служить памятником автору или издателю.
Отделочные процессы
Отделка служит для придания книге в мягком или в твёрдом переплёте законченного, цельного и «товарного» вида. Некоторые отделочные процессы (наприм., целлофанирование обложек или тиснение на переплётных крышках) могут предшествовать переплётным (подъёму или вставке): обложку целлофанируют перед тем, как в неё вклеивают блок, или напротив, ею обклеивают переплёт. О целлофанировании, или припрессовке целлофановой плёнки, также как о лакировании — более экономичном способе защиты обложки от «преждевременного старения», уже говорилось выше. Остаётся повторить, что переплёт № 7БЦ в наше время быстрыми темпами вытесняет из книгоиздания все прочие типы твёрдых переплётов. Понятно, почему: обычная традиционная книга выглядит не так ярко, не столь блестит, проигрывает на прилавке среди множества крикливых «товарок». Обернуть же каждую книгу в глянцевую суперобложку (как это принято на Западе) всё-таки значительно дороже (в особенности, если для изготовления переплётных крышек используется дорогостоящий покровный материал). Тем не менее, следует заметить, мода подвержена переменам, а долговечность книг, обтянутых целлофановой плёнкой, вызывает сегодня вообще серьёзные сомнения. Кстати, наряду с блестящей, глянцевой целлофановой плёнкой в последнее время много чаще используется «благородная» матовая — своего рода компромисс между требованиями вкуса и велениями моды. Правда, этот компромисс также требует жертв: матовая плёнка стоит едва не в два раза дороже глянцевой.
Цельнокрытые переплёты седьмого типа оформляются по-разному: заглавие, имя автора, композиция из орнаментально-декоративных элементов могут быть отпечатаны на переплётном материале краской или вытиснены фольгой — не только золотой, серебряной или бронзовой, но и практически любого другого цвета. Тиснят декоративные элементы (наприм., рамки или издательские марки на задней сторонке крышки) и слепым тиснением (блинтом), т. е. без фольги.
«Искусство печатания, — заметил в своих „Максимах и рефлексиях" И. В. фон Гёте, — существовало [во времена Шекспира. — А. В.] уже более ста лет, но, несмотря на это, книга ещё являлась чем-то священным, в чём мы можем легко убедиться, судя по тогдашним переплётам. Благородный поэт любил и почитал её; мы же теперь брошюруем решительно всё, и нам уже нелегко отнестись с уважением как к переплёту, так и к его содержимому».
Спустя двести лет после наблюдения Гёте ко многим книгам тем более трудно относиться с благоговением. В наше богатое нелепостями время оформление переплёта книги и сам факт издания, увы, часто служат средством потрафить тщеславию авторов и заказчиков в большей мере, чем — любви к искусству и к самой книге. А ведь если бюджет издания позволяет, сделать можно многое.
В больших городах сегодня непременно можно найти типографии или мастерские, где, по желанию заказчика, часть тиража (или небольшой тираж полностью) переплетут в натуральную кожу; обрезы книжных блоков вызолотят или покроют фантастическими узорами; для каждого экземпляра из толстого, обтянутого изысканным материалом картона изготовят особый футляр. Читатель будет приятно обрадован, когда найдёт меж желтоватых, хрустящих страниц красную ленточку-закладку — ляссе, спустя столетие снова вошедшую в моду. Доводилось ли вам видеть современные книги, переплёты которых украшают медные оклады?.. Впрочем, многое из того, что лет сто-двести тому назад было нормой, в наше время считается лишь в принципе возможным...