В результате двухлетней работы будут созданы полноценные открытые ЭОР нового поколения на основе образовательных модульных мультимедиа систем, соответствующих федеральным стандартам. При этом, главными целями создания ЭОР нового поколения являются:
1. Обеспечение унификации ЭОР, в том числе: унифицированное взаимодействие пользователя (педагога/учащегося) с ЭОР, с тем чтобы изучение различных пользовательских интерфейсов не становилось препятствием к изучению собственно предметной области; унификация архитектуры ЭОР для обеспечения их независимости от среды хранения, способов доставки и мест функционирования, без которой невозможно эффективное использование современных мультимедийных сетевых ЭОР; выработка единой политики и разработка отраслевых унифицированных требований и спецификаций, согласованных с международными стандартами в данной области, что обеспечит свободное использование зарубежных электронных образовательных ресурсов.
2. Обеспечение качественного и количественного прорыва в области развития ЭОР и обеспечения свободного к ним доступа, в том числе через сеть Интернет.
|
|
Задачи создания ЭОР:
1. Обеспечение высокого уровня мультимедийности ЭОР. При сетевом распространении это требует качественно новой архитектуры ресурса.
2. Создание ЭОР, позволяющих осуществлять централизованное хранение и предоставление доступа к электронным образовательным ресурсам с помощью соответствующих инструментальных средств, доступных всем участникам образовательного процесса.
3. Создание ЭОР нового поколения и обеспечение активного использования ЭОР при реализации образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования по предмету «Естествознание», в том числе:
- создание условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;
- более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;
- возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов;
- возможность взаимодействия с виртуальными образами изучаемых объектов и явлений (когнитивная графика);
- возможность представления уникальной информации мультимедиа средствами;
- возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков;
- возможность автоматизированного поиска информации и более удобного доступа к ней;
- создание условий для эффективной реализации новейших психолого-педагогических методик, базирующихся на игровых и состязательных формах обучения, погружении в виртуальную реальность и др.);
|
|
- создание учебных курсов преподавателем через выбор понравившегося вариатива того или иного ЭУМ, подготовленного профессиональными разработчиками, или через создание собственного модуля для локального или всеобщего использования;
- возможность распространения на локальных носителях: избранные ЭУМ из совокупного контента открытых мультимедиа систем вместе с программой-реализатором легко переносятся на компакт-диск;
- расширение учебных модулей по осям: включение новой темы, новых педагогических методик в новые вариативы.
В совокупности все полученные результаты обеспечат содержательную основу информатизации общего образования в целях кардинального повышения его доступности и качества, а также позволят получить систематизированный контент по предмету, который смогут использовать и дополнять отдельными модулями и расширять новыми учебными разделами пользователи как на федеральном, так и на региональном уровне.
Концепция рассматривает вопрос постановки целей и задач создания ЭОР по предмету с учетом накопленного опыта педагогической теории и практики – проанализированы аспекты соблюдения общепринятых принципов обучения в сочетании с требованиями проекта в части ИКТ при разработке ЭОР.
Результаты разбиения тем на подразделы, по которым разрабатываются ЭУМ: структурированное тематическое планирование учебного курса (по темам, по подразделам тем, по урокам) учебного курса по предмету «Естествознание». Совокупное количество ЭУМ И,П,К-типов, состав и количество ЭУМ И,П,К–типов, разработанных для каждого подраздела темы, распределение ЭУМ И,П,К-типов по урокам.
Темы, по которым будут разработаны ЭУМ, и количество ЭУМ по каждой из них по типам:
Таблица 2.
Наименование | И | П | К |
Система наук и природе и естественнонаучная картина мира | 9 | 5 | 9 |
Дискретное строение вещества | 24 | 29 | 35 |
Физические поля | 22 | 15 | 26 |
Кванты | 12 | 13 | 18 |
Эволюция Вселенной | 13 | 10 | 14 |
Химическое вещество и химические реакции | 11 | 17 | 17 |
Природные и синтетические соединения | 19 | 9 | 14 |
Клеточное строение живых организмов | 14 | 17 | 18 |
Генетическая информация | 16 | 8 | 20 |
Эволюция и биосистемная организация жизни | 13 | 16 | 15 |
Наиболее общие свойства и закономерности природных систем | 21 | 11 | 25 |
ВСЕГО | 174 | 150 | 211 |
Общее количество ЭУМ по всему курсу естествознания составляет более 500 штук.
Распределение ЭУМ по уровням интерактивности:
Таблица 3.
Тип ЭУМ | I | II | III |
Получение информации (И) | 85 % | 15 % | |
Практическое занятие (П) | 65 % | 35 % | |
Контроль (К) | 60 % | 40 % | |
ВСЕГО | 28 % | 47 % | 25 % |