Формулировка учителем темы проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №2

Организация проектной деятельности обучающихся

В рамках курса «Историческое краеведение»

Методическая разработка

«Страницы истории Ярославского края»

 

Автор:

 

Е.К. Лебедева,

учитель истории

МОУ лицей №2

 

Рыбинск

2009

 



Оглавление

 

Введение

Особенности преподавания курса «Историческое краеведение» на современном этапе.

 

Основная часть

1. Организация исследовательской проектной деятельности обучающихся в рамках курса «историческое краеведение».

1.1.Формулировка учителем темы проекта.

1.2.Выбор возрастной категории обучающихся.

1.3.Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

1.4.Формулировка дидактических целей проекта.

1.5.Формулировка методических задач.

1.6.Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований).

1.7.Выдвижение гипотез решения проблемы.

1.8.Определение творческого названия проекта.

1.9.Формирование групп для проведения исследований и определения формы представления результатов.

 

2. Этапы проекта.

2.1.Подготовительный.

2.2.Проектировочный.

2.3.Практический (исследовательский).

2.4.Контрольно-коррекционный.

2.5.Заключительный.

 

3. Содержание проекта (фрагменты).

3.1.Ярославский край и польская интервенция.

3.2.«Золотой век» культуры Ярославского края. Ярославская архитектура и иконопись XVI-XVII вв.

3.3.Ярославский край в период петровских преобразований.

3.4.Проверь себя. Тесты 1 – 4.

 

Заключение

 

Библиография

Приложение. Мультимедийное пособие по курсу «Историческое краеведение»



История – что власть: когда людям хорошо,

 они забывают о ней и свое благоденствие приписывают

Себе самим; когда им становится плохо, они начинают

Чувствовать  ее необходимость и ценить ее благодеяния.

В.О. Ключевский

Введение

Особенности преподавания курса «Историческое краеведение» на современном этапе

На современном этапе преподавания истории курс «Историческое краеведение» включается соответственно в курс «История России» с 6 по 9 класс. Учитель вправе выбрать, как будут изучаться темы по истории родного края, соответствующие определенным периодам в курсе «История России».

· Это могут быть отдельные обособленные уроки за счет резерва учебных часов в конце больших учебных тем;

· это может быть единый учебный блок в конце учебного года (за счет резерва учебных часов);

· это может быть вкрапление краеведческого материала в соответствующие темы по истории России.

Но в любом случае краеведческий материал не должен оставить обучающихся равнодушными, безучастными к родной истории!

В 2007/2008 учебном году в лицее впервые был введен предмет "Историческое краеведение" для учащихся 9-х классов. С самых первых уроков стало ощутимым несоответствие дефицита учебного времени (1 час в неделю) и значительного объема учебного материала, который предлагает учебное пособие под редакцией А.М. Селиванова, тогда школьная библиотека располагала только этим пособием.

Поэтому мы создали творческую группу и решили попытаться создать свое мультимедийное учебное пособие по истории родного края, в котором содержание будет не упрощенным, а более наглядным и интересным. Мы – это Е.К. Лебедева, учитель истории и обществознания МОУ лицей №2 г. Рыбинска, и представители той самой параллели, которая первой должна была изучить историю родного края с древнейших времен до наших дней в текущем 2007-2008 учебном году.

 

Для реализации замысла решено было использовать метод проекта с применением ИКТ.

Проектная деятельность прочно вошла в учебный процесс как необходимое условие удовлетворения современных образовательных потребностей педагогов-практиков и обучающихся. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т. д.

 

У метода проектов есть множество достоинств:

· Прежде всего, в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.

· Обучающиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

· При выборе темы проекта учитываются индивидуальные особенности обучающихся: сильным – сложнее, слабым – по их реальным возможностям.

· Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности обучающихся за счет включения их в различные виды деятельности в реальных социальных отношениях.

 

Основная часть

 

Организация исследовательской проектной деятельности обучающихся в рамках курса «историческое краеведение».

 

Наш проект имеет следующие характеристики:

Типология: практико-ориентированный.

Категория учащихся: 6-9 класс.

Предметная область: история.

Длительность: долгосрочный.

 

Формулировка учителем темы проекта.

В рамках курса «Историческое краеведение» учитель выбирает учебные разделы в соответствии с программой по истории России (авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина). Охватить весь курс «Историческое краеведение» в организации проектной деятельности обучающихся очень сложно, поэтому останавливаемся на том, что целесообразно представить тему «Страницы истории Ярославского края».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: