Выбор возрастной категории обучающихся

Это могут быть ученики средней, старшей школы, разновозрастные группы. В нашем варианте – это 9-классники. Проект ориентирован на учеников 6-9 классов.

 

Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Считаю, что основополагающий вопрос должен формулировать учитель, хотя есть иное мнение. Конечно, в формулировании основополагающего вопроса могут принимать участие обучающиеся, но подвести их к постановке такого вопроса может только учитель!

В итоге организации «мозгового штурма» и использования метода наводящих вопросов обучающиеся рассуждали примерно таким образом: «Приступая к работе над проектом, мы прекрасно осознавали, что существуют пособия для учащихся, допущенные и рекомендованные Министерством образования к изучению истории родного края; существует мультимедийная энциклопедия «Ярославский край»! В таком случае есть ли смысл в создании еще одного пособия силами 9-классников, ведь мы не ученые? Все же, мы поставили для себя такую задачу и рискнули предположить, что создание мультимедийного пособия по истории Ярославского края силами самих обучающихся облегчит изучение истории родного края!»

 

Формулировка дидактических целей проекта.

Их формулирует учитель. В качестве наиболее значимых могут быть выделены следующие:

· формирование компетентности обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

· совершенствование навыков работы с большим объемом информации;

· развитие умений видеть проблему и намечать пути ее решения;

· формирование критического мышления школьников; навыков работы в команде.

 

Формулировка методических задач.

· Освоить в совместной деятельности с обучающимися метод проектов с применением ИКТ;

· способствовать формированию навыка краткого изложения своих мыслей в устной или письменной формах;

· произвести отслеживание результатов проектной деятельности обучающихся с применением ИКТ;

· создать мультимедийное пособие по истории родного края как конечный продукт исследовательской проектной деятельности обучающихся «Страницы истории Ярославского края».

 

1.6.Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований). Обучающиеся самостоятельно формулируют темы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта, определяют, какие частные вопросы им хотелось бы осветить в теме. На данном этапе учитель также может использовать «мозговой штурм» и метод наводящих вопросов. Главное не забывать, что роль педагога меняется, замечания «Почему ты так считаешь?» должны вытеснить «Это не так!»

 

Выдвижение гипотез решения проблемы.

Гипотезы формулируются обучающимися как возможные варианты решения проблем. Затем, в ходе исследования гипотезы подвергаются проверке. В нашей теме в процессе работы возникла такая проблема: «Преувеличена ли в истории Смутного времени роль костромского крестьянина Ивана Сусанина?» (здесь могут быть интересны рассуждения о роли личности в истории). В приведенном примере можно просчитать долю риска для учеников в качестве исследователей: воспользоваться архивными материалами для решения проблемы для них будет маловероятным, зато материалы музейной экспозиции (Рыбинского историко-архитектурного музея-заповедника или Ярославского ИАМЗ) могут пролить свет на решение вопроса.

 

Определение творческого названия проекта.

Его выбирают совместно: ученики и учитель, исходя из обсуждений тем индивидуальных исследований. Напомним, что возраст участников проекта влияет на название. Название проекта «Страницы истории Ярославского края» звучит патриотично, а творческое название «История не знает чужих границ», по мнению обучающихся, придает работе значимость, показывает неразрывную связь истории большой и малой Родины.

 

Формирование групп для проведения исследований и определения формы представления результатов.

Уже на подготовительном этапе проекта мои 9-классники разделились на мини-группы по 2 человека. Возможно деление и на группы по 4 человека, больше не имеет смысла, работа будет не эффективной.

 

1.5

Ы1.1 1.1. исследований


 Темы исследований


Этапы проекта.

Название этапа Примерные сроки Содержание деятельности
1. Подготовительный Октябрь (1-2 неделя) 2007 г. Осознание проблемной ситуации; выбор темы исследования; обсуждение и отбор идей будущих проектов
2. Проектировочный Октябрь (3-4 неделя) 2007 г. Планирование деятельности
3. Практический Ноябрь 2007 г. Подбор литературы, определение способов сбора и анализа информации
4. Контрольно-коррекционный Декабрь 2007 г. Систематизация и оформление материала
5. Заключительный Январь-февраль 2008 г. Защита проекта, рефлексия

 

2.1. На подготовительном этапе учащиеся 9А класса лицея №2 Боданова Юлия, Киречко Екатерина,  Мостяев Артем, Окунев Иван, Осетрова Виктория, Палочкина Екатерина, Присядкин Илья, Фокин Антон, Черкашин Иван, Шаронова Татьяна определили тему и цели и задачи проекта.

 

Цель:

Знакомство с историей своей малой Родины на фоне событий истории России.

Задачи:

· Показать роль и место Ярославского края в истории страны и ее народа в период XVI-XIX веков.

· Совершенствовать навык работы с источниками.

· Создать мультимедийное пособие по истории родного края для обучающихся.

 

Приступая к работе, мы определили для себя, какие частные вопросы нам хотелось бы осветить в теме проекта, и выделили следующую тематику и предполагаемые темы исследования:

Частные вопросы (в рамках предметной области) Предполагаемые темы исследований
Роль личности в истории   «Золотой век» культуры     Реформы Петра Великого     «Золотой век» русского дворянства   Эпоха Великих реформ     Ярославский край и польская интервенция. «Золотой век» культуры Ярославского края. Ярославская архитектура и иконопись XVI-XVII вв.   Ярославский край в период петровских преобразований.   Ярославский край в 30-90-е годы XVIII века.     Ярославский край во второй половине XIX века. Реформы 1860-1870-х годов в Ярославском крае.  

 

 

1. Частные вопросы (в рамках предметной области). Предполагаемые темы исследований. Роль личности в истории   2. «Золотой век» культуры     3. Реформы Петра Великого 4. «Золотой век» русского дворянства · Эпоха Великих реформ Ярославский край в период Смутного времени и польской интервенции. · Культура Ярославского края в XVI-XVII вв.«Золотой век» культуры Ярославского края.   · Петровские преобразования в Ярославском крае.   · Ярославский край в 30-90-е годы XVIII века.    

 

2.2. В ходе проектировочного   этапа формулируется основополагающий вопрос. На мой взгляд, задача учителя в первую очередь донести до обучающихся, в чем состоит смысл основополагающего вопроса: на него нельзя ответить однозначно, на него нельзя ответить одним предложением, его не просто сформулировать! Далее планируется  распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы (кто отвечает за иллюстративный ряд, за текстовый документ); определяются источники необходимой информации (оговаривается, что источники не должны быть однотипными). Также определяются способы представления результатов (формы) проекта, устанавливаются  критерии оценки его результатов. Нами были выделены следующие критерии работы: актуальность, научность, практическая направленность проекта, связь с пользователями, креативность и т. д.

Поскольку свое мультимедийное пособие по истории Ярославского края для учащихся 7-8 классов авторы решили представить в виде сайта, то каждый должен был отвечать за свою страничку по выбранной теме. Работа должна быть выдержана в едином стиле, а полет фантазии у каждого свой! Поэтому на этапе планирования было решено прорекламировать содержание своей темы так, чтобы обучающимся захотелось заглянуть в ссылки, где более подробная информация, обучающего характера представлена в форме презентации.

 

2.3.На практическом этапе (или этапе исследования) происходит сбор и уточнение информации.  Учитель обсуждает с обучающимися, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в мультимедийной энциклопедии, в Интернете, как соблюсти авторские права при использовании видеофрагментов. Кроме того, на обозначенном этапе выявляются и обсуждаются альтернативы, возникшие в ходе выполнения проекта. Так, например, было решено, что такой богатейший материал, как материал по культуре Ярославского края, должен быть представлен более широко и нагляднее, чем в объеме, соответствующем одной кнопочке сайта! В результате была добавлена еще одна страница, представленная как виртуальный музей. На этом этапе идет поэтапное выполнение исследовательских задач. При этом не следует забывать о практической направленности нашего проекта. В процессе самостоятельной работы в группах обучающимися составляется план с точным указанием того, кто за что отвечает, и сроки выполнения. Например, одни отвечают за сбор видео материалов, другие – за составление тестовых заданий, кроссвордов, головоломок, ребусов, которые будут использоваться в качестве заданий для самопроверки. В этом случае обучающиеся нацелены на установление обратной связи с пользователями, чувствуют свою значимость, что способствует социализации личности.

 

2.4.Контрольно-коррекционный этап содержит систематизацию и оформление материала. Обучающиеся производят анализ собранной и представленной информации, формулируют выводы, соответствующие поставленным целям и задачам в работе. Оформляют проект, не забывая о едином стиле. В случае необходимости обучающиеся советуются с учителем.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: