Структура дошкольного образования

 

Настоящим Государственным общеобязательным стандартом регулируется деятельность основных институтов дошкольного воспитания и обучения:

6.1. Семейное воспитание.

6.2. Дошкольные организации: государственные, частные, ведомственные (разные виды и типы).

6.3. Организации образования, при наличии соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и санитарно-гигиенических условий, в которых могут создаваться дошкольные группы с гибким режимом дня для детей от года до 4 лет, а также предшкольные группы и классы с 4 до 6 лет 

В предшкольных классах общеобразовательных школ устанавливается наполняемость не более 25 детей, в дошкольных группах - не белее 20. В малокомплектных общеобразовательных школах по согласованию с местной исполнительной властью может устанавливаться меньшая наполняемость предшкольных классов и дошкольных групп.

6.4. Дошкольные организации различаются:

по принадлежности: государственные и негосударственные (частные, общественных объединений, зарегистрированных на территории РК)

по возрастному составу воспитанников:

§ детские ясли,

§ детские сады,

§ ясли-сады.

по назначению:

общеразвивающие:

§ ясли-сад,

§ детский сад общего типа,

§ детский сад на дому.

§ дошкольный учебно-воспитательный центр с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (физического, интеллектуального, эстетического и др.);

§ мини-центр;

§ ясельные и дошкольные группы в домах-малютки, детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

§ предшкольные группы и классы.

коррекционные:

§ ясли-сад;

§ детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (с тяжелыми и более лёгкими нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательных функций, часто и длительно болеющих детей, задержкой психического развития, с ранними проявлениями туберкулёзной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза и др.);

комбинированные:

§ ясли-сад;

§ комплекс «Детский сад-школа»;

§ детский сад, совмещающий функции общеразвивающего и коррекционного характера

по режиму работы:

§ дневные;

§ круглосуточные;

§ с гибким режимом.

 

6.4. Возможны новые модели и структуры дошкольных организаций.

 

 

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

 

7.1. В Республике Казахстан устанавливается следующая возрастная периодизация, отражающая особенности физического и психического развития ребенка:

- дети от рождения до 1 года

- от 1 до 2 лет

- от 2 до 3 лет

- от 3 до 4 лет

- от 4 до 5 лет

- от 5 до 6 лет

 

7.2. Исходя из возрастной периодизации в организациях дошкольного воспитания на 1 сентября комплектуются следующие возрастные группы:

- I группа раннего возраста (от 6 месяцев до 1 года)*

- II группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

- I младшая группа (от 2 до3 лет)

- II младшая группа (от 3 до 4 лет)

- I предшкольная группа (от 4 до 5 лет)

- II предшкольная группа (от 5 до 6 лет)

 

7.3. Возможно создание разновозрастных дошкольных групп.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 ЛЕТ

8.1. Содержание стандарта реализуется через следующие образовательные области: здоровье, коммуникация, познание, творчество, социум.

8.2. Ожидаемый результат развития детей раннего возраста - формирование следующих ключевых компетентностей:

- Здоровьесберегающая компетентность - как степень соответствия физического и нервно-психического развития ребенка возрастным критериям; владение двигательными действиями, развитие мелкой моторики;

____________________

* предпочтительно семейное воспитание детей от рождения до достижения одного года

 

- Сенсорно-познавательная компетентность как потребность к развитию познавательной активности детей, обогащению их представлений об окружающих предметах и явлениях на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;

 

- Коммуникативно-языковая компетентность – как формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками на родном и других языках;

- Социально-эмоциональная компетентность - наличие навыков правилосообразного поведения, способность к позитивному восприятию окружающего мира;

- Творческая компетентность - как первичный интерес к основам знаний о музыке, искусстве и другим продуктивным видам деятельности.

 

8.3. Ожидаемый результат развития детей от 3 до 5 лет - формирование следующих ключевых компетентностей:

- Здоровьесберегающая компетентность - привычка к здоровому образу жизни, сознательное отношение к сохранению здоровья, владение культурно-гигиеническими навыками.

- Общедвигательная компетентность – владение основными движениями, мелкой и крупной моторикой, применение физических навыков в нестандартных ситуациях.

- Коммуникативно-языковая компетентность – умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение основными языковыми нормами; взаимодействие на родном и других языках.

- Познавательная компетентность - наличие определенных знаний, представлений об окружающем мире, развитых познавательных потребностей; проявление любознательности, интереса к какой-либо деятельности, новым знаниям.

- Информационная компетентность – способность находить и применять информацию в различных жизненных ситуациях; понимание важности владения новой информацией для применения в повседневной жизни.

- Художественно-эстетическая компетентность – умение наблюдать, выделяя свойства предметов и явлений действительности; владение основами знаний о музыке и музыкантах, об изобразительном искусстве и художниках, театре, народном искусстве, способность к эстетическому восприятию окружающего мира.

- Социальная компетентность - проявление интереса к социуму (семья, сверстники, взрослые, люди в стране и мире) и культуре, умение ориентироваться в системе социальных отношений, соблюдать установленные в обществе нормы и правила.

- Ценностно-смысловая компетентность - проявление ценностных отношений в разных видах деятельности, наличие нравственных представлений.

 

8.4. Ожидаемый результат развития детей 5- 6 лет - формирование следующих ключевых компетентностей:

- Здоровьесберегающая компетентность – признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, сформированность потребности быть здоровым, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

- Общедвигательная компетентность – развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков, физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями ребенка, творческий подход к выполнению различных физических упражнений.

- Коммуникативно-языковая компетентность - умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение ребенком языковыми нормами казахского, русского (других).

- Познавательная компетентность - наличие у ребенка знаний об окружающем мире и представлений о целостной картине мира, уровень развитости психических процессов, соответствующих возрасту, владение навыками познавательной деятельности.

- Информационная компетентность – наличие навыков работы с источниками информации, умение анализировать информацию, полученную из различных источников, умение обмениваться информацией.

- Индивидуально-творческая компетентность – умение проявлять индивидуально-творческие способности, придумывать оригинальные способы, выдвигать разные подходы в решении проблем.

- Художественно-эстетическая компетентность – проявление осознанного и активного эстетического отношения к миру, художественно-творческих способностей, готовность к эстетическому восприятию окружающей действительности.

- Социальная компетентность - владение жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.

- Ценностно-смысловая компетентность – сформированность важнейших нравственных качеств личности, усвоение общечеловеческих ценностей и норм, умение адекватно оценивать свои возможности, личностные качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: