Определение предприятия клубного типа и особенности его деятельности

В настоящее время в России такая форма ведения бизнеса, как предприятие клубного типа мало известна и почти не используется, поэтому возникает проблема определения данного понятия. Распространенная ошибка – это сравнение таких предприятий с видом клубного отдыха, который носит название – ТАЙМШЕР. Заблуждение состоит в том, что зачастую их принимают за одно и то же, хотя разница вполне очевидна. Невозможно сравнивать способ организации бизнеса с видом туризма. Для того, чтобы разобраться в этой проблеме нужно четко определить что же такое таймшер и в чем его принципиальное отличие от предприятия клубного типа, а так же выявить особенности и главные характеристики данного предприятия.

 Итак: что же такое клубный отдых или как его называют таймшер. Согласно проекту Федерального Закона   «Об основах единого рынка прав владения клубным отдыхом» - это система отдыха, предоставляющая гражданам право пользования принадлежащими клубу отдыха средствами размещения на условиях, определяемых клубом, в течение срока, устанавливаемого в соответствии с уставом клуба или с иным документом, регулирующим деятельность клуба. Это право может предоставляться на основании приобретенных гражданином сертификатов (акций, облигаций, купонов, очков, баллов и др.) клуба, заключаемых с клубом договоров либо только на основании членства в клубе, обладания клубной карточкой и т.п.

Таймшер - отдых в, принадлежащем клубу отдыха или включенном в его каталог средстве размещения, в течение определенного периода, продолжительностью не менее одной недели, в определенное время каждого года.

Из приведенного определения становится ясно, что таймшер – это не структура управления предприятия, а просто вид отдыха, имеющий некоторые особенности. Под понятием клуб подразумевается компания, которая занимается организацией данного вида отдыха, и сотрудники такой компании необязательно являются членами клуба. Членские карты имеют только владельцы недель отдыха, которые в свою очередь никаким образом не влияют на управление компанией и не являются ее учредителями. По сути, данная организация является посредником между отелем и потенциальным туристом. Деятельность компании не ограничивается только продажей недель отдыха в отеле. В дополнительные услуги входит бронирование билетов, прокат автомобилей, страхование туристов, программы туров и круизов и т.п. Все услуги, разумеется, платные, а так же обязательны ежегодные взносы в клуб отдыха. Отдельная плата за авиабилеты, трансферы, питание, услуги по обмену и т.п. К компании присоединяются курорты со всего мира, владельцы курортов платят взносы фирме, а семьи, купив время для отдыха на одном из курортов, становятся членами клуба.

Таким образом, из изложенного ранее становится очевидным, что использовать таймшер, как основу для описания управленческой структуры предприятия клубного типа нецелесообразно.

 

Предприятие клубного типа – сравнительно новая форма организации бизнеса в России, поэтому для более детального понимания сути следует рассматривать его структуру в сравнении с хорошо известной организационно-правовой формой хозяйственной деятельности.

Прежде чем преступить непосредственно к характеристике организационной структуры предприятия клубного типа, нужно, в первую очередь определить что же такое предприятие с точки зрения российского законодательства.

В ГК РФ (ст.132) термином " предприятие " как объект гражданских прав обозначается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. При этом в определении предприятия акцент сделан на имущественную составляющую в ущерб другой стороне определения предприятия как субъекта бизнеса, обладающего юридической личностью. Гражданское законодательство вообще не употребляет термин " предприятие " применительно к организациям - субъектам права, а оперирует понятиями "юридическое лицо" и "коммерческая организация" в качестве его разновидности.

С юридической точки зрения предприятие может существовать в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных для коммерческих организаций в ГК РФ, поскольку объединяющим признаком коммерческой организации в соответствии с ГК РФ является получение прибыли и возможность ее распределения между участниками.

Из данного определения становится ясно, что название «предприятие клубного типа» говорит не о наличии какого-либо предприятия в виде имущества, а является одной из форм ведения бизнеса, которую можно сравнить с любой другой организационно-правовой формой.

Наиболее выгодно для данного сравнения подходит такой вид организации как акционерное общество:

1) Акционерное общество - это одна из организационно-правовых форм предприятий. Оно создается путем централизации денежных средств (объединения капитала) различных лиц, проводимой посредством продажи акций с целью осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли.

Предприятие клубного типа создается путем объединения группы лиц и их капитала, а также имущества, которое они могут внести. В качестве вклада могут быть внесены земельные участки, здания, машины, транспортные средства и т.д. Вкладом могут быть также имущественные и иные права, имеющие денежную оценку (например, права на изобретение).

2) В качестве участников объединения капитала путем создания акционерного общества (участников общества) могут выступать физические и юридические лица.

В состав участников предприятия клубного типа также могут входить как юридические, так и физические лица в неограниченном количестве.

3) Уставной капитал (объединенный вклад участников общества) на момент учреждения акционерного общества должен быть обеспечен имуществом общества.

В процессе создания общества его учредители объединяют свое имущество на определенных условиях, зафиксированных в специальном соглашении - уставе общества. На основе такого объединенного капитала в дальнейшем и будет вестись хозяйственная деятельность с целью получения прибыли.

Вкладом участника общества в объединенный капитал могут быть денежные средства, а также любые материальные ценности, ценные бумаги, права пользования природными ресурсами и иные имущественные права, в том числе право на интеллектуальную собственность.

Уставной капитал предприятия клубного типа состоит из вкладов участников, как и в акционерном обществе. Отличием является то, что называются эти вклады членскими взносами. Членские взносы - это один из источников формирования средств общественной организации, которые поступают для осуществления уставной деятельности. Поступившие членские взносы, направляются на выполнение и реализацию уставных целей и задач и не могут перераспределяться между членами общественной организации.

Членские взносы являются единовременными и вносятся при вступлении в клуб. Взносами можно считать любые виды материальных ценностей и имущественных прав. Все последующие вложения участников предприятия не являются взносами и уходят на пополнение бюджета организации.

4) Стоимость вносимого каждым учредителем имущества определяется в денежной форме совместным решением участников общества. Объединенное имущество, оцененное в денежном выражении, составляет уставной капитал (фонд) общества, который разделяется на определенное количество равных долей. Свидетельством о внесении таких долей является акция, а денежное выражение этой доли носит название номинальной стоимости (номинала) акций.

Таким образом, акционерное общество имеет уставной капитал, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, которые эмитируются обществом в обращение на рынок ценных бумаг. Каждый участник объединенного капитала наделяется количеством акций, соответствующим размеру внесенной им доли. Владельцы акций, акционеры, являются так называемыми долевыми собственниками, а по сути совладельцами акционерного общества.

На предприятии клубного типа аналогично с акционерным обществом все взносы принято считать в денежном эквиваленте. Каждый член клуба получает клубную карту с указанием его доли, внесенной в фонд предприятия. Клубные карты имеют собственную градацию, в зависимости от доли капитала. Все члены клуба делятся по уровням. Названия уровней для каждого предприятия могут быть разными. Например, начиная от обычного члена клуба, владелец карты может перейти на уровень серебренного, золотого, платинового и т.д. Исходя из уровня, на котором находятся обладатели клубной карты, они имеют различные привилегии. Допустим, в собственности предприятия находится сеть отелей. Так платиновый член клуба имеет скидку 80% в любом из отелей сети, золотой -50%, серебряный - 20% и так далее по убывающей. Необходимо заметить, что клубными привилегиями пользуются не только обладатели карты, но и все члены их семей.

Таким образом, предприятие клубного типа имеет капитал разделенный на неравные доли, соотношение которых выражается в уровнях членских карт клуба. Владельцы клубных карт, по сути, не являются собственниками предприятия клубного типа, а являются владельцами имущества внесенного в фонд данного предприятия и в любой момент могут выйти из клуба.

5) Функционирование акционерного общества осуществляется с обязательным соблюдением условий хозяйственной деятельности, установленных российским законодательством.

Общество является собственником: имущества, переданного ему учредителями; продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности; полученных доходов и другого имущества, приобретенного им в процессе своей деятельности.

Так же как и акционерное общество, предприятие клубного типа осуществляет свою деятельность, соблюдая условия, установленные законодательством РФ.

Все имущество переданное членами клуба находится в собственности предприятия, а также доход и другое имущество, приобретенное им в процессе осуществления деятельности.

6) Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в определении формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда и распределения прибыли.

На предприятии клубного типа создается сложная структура управления. Наличие клубной карты не означает непосредственное участие ее владельца в управлении предприятием. Для наиболее качественного функционирования может быть создан отдельный управленческий аппарат, состоящий не только из владельцев клубных карт, но и из наемных менеджеров. Внутри данного аппарата возможна своя организационная структура и исходя из нее структура управления.(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

7) Срок деятельности акционерного общества не ограничен или же устанавливается его участниками.

Предприятие клубного типа также является бессрочной организацией и функционирует до тех пор, пока в этом есть необходимость или заинтересованность его членов.

8) Акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всеми имеющимися активами. Однако по обязательствам отдельных своих участников (акционеров) общество не отвечает.

Со своей стороны акционер принимает на себя ответственность по обязательствам общества в пределах величины своего вклада - доли капитала, вложенной в дело, или количества имеющихся у него акций.

Аналогично с акционерным обществом предприятие клубного типа несет полную ответственность по всем своим обязательством всеми своими активами. Отдельные обязательства каждого из членов клуба отношения к ответственности предприятия не имеют.

Принципиальное отличие предприятия от акционерного общества состоит в том, что члены клуба не принимают на себя обязательства предприятия и не несут ответственности своим имуществом, за исключение некоторых случаев, предусмотренных законом. Всю ответственность несет на себе управленческий аппарат.

9) В акционерном обществе после вложения своей доли в капитал, т.е. после приобретения акций, акционер не вправе требовать от общества возврата своего вклада, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или уставом общества.

После того, как член предприятия клубного типа сделал взнос в фонд предприятия он не вправе требовать его обратно, но при этом он может в любое время отказаться от членства в клубе.

10) Акционерное общество создается и действует на основании устава- документа, в котором определены предмет и цели создания общества, его устройство, порядок управления делами, права и обязанности каждого совладельца.

При объединении своих вкладов участники общества заключают соглашение о порядке ведения, пользования и распоряжения объединенным имуществом, т.е. общей собственностью.

Деятельность общества не ограничивается установленной в уставе. Любая сделка, не противоречащая действующему законодательству, признается действительной, даже если она выходит за определенные уставом пределы.

Предприятие клубного типа идентично акционерному обществу ведет свою деятельность и заключает все сделки на основании устава. Участники клуба могут, по общему правилу, принимать личное трудовое участие в основной деятельности созданного ими общества и в связи с этим приобретать двойной статус: с одной стороны - быть членом клуба(с его правами и обязанностями), а с другой – сотрудником предприятия. При совершении взносов и объединении своего имущества участники заключают договор о порядке распоряжения им.

Из всего выше изложенного следует вывод, что предприятие клубного типа не является принципиально новой организационно-правовой формой хозяйственной деятельности. Оно содержит в себе свойства нескольких организационных форм. Некоторые изменения и улучшения приведут к выходу предприятия на новый более высокий уровень, что является необходимым в кризисный период экономики. Реструктуризация старых форм организаций привела к созданию новой более актуальной для данного периода и ситуации на международном рынке товаров и услуг.

Большое значение имеет организация управления на предприятии клубного типа. Оптимизация организационной структуры управления сможет повысить эффективность принимаемых управленческих решений и вывести предприятие на качественно новый уровень работы.

 

Выводы.

Анализируя вышесказанное в первой главе, и делая вывод, следует отметить:

· Структура организации — есть совокупность предпи­санных ролей и взаимоотношений, распределение функций между отдель­ными подразделениями, распределение власти между административны­ми должностями и формальная коммуникационная сеть.

· По принципам, лежащим в основе компоновки организационных элементов, выделяют пять основных видов структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную и матрично-штабную организа­ционные структуры.

· Суть организации состоит в том, чтобы создать сеть организационных отношений, обеспечивающих целостность управляемой системы, эффективное взаимодействие ее компонентов, целесообразные отношения координации субординации между ними.

· Структура управления – один из способов разделения организации на части. Существенным отличительным признаком является то, что в каждом обособленном звене можно указать на человека или группу людей, которые обладают возможностью принимать решения. Данная возможность обеспечивается ресурсами, распорядители которых вовлекаются в процесс управления организацией, ставя и решая задачи управления.

· Структура управления отражает внутреннее строение управляющей системы и строение организации в целом.

· В некоторых случаях структуру управления определяет правовая основа предприятий, которая и является основополагающей. В таком случае организационная структура и структура управления зависят от вида организационно-правовой формы предприятия.

· Сравнение организационной структуры предприятия клубного типа с видом клубного отдыха таймшер является ошибочным. Для более полного понимания данной организационной структуры предприятия в большей степени подходит ее сравнение с организационно-правовой формой бизнеса – акционерное общество.

В процессе теоретического исследования возникшей проблемы была выявлена недостаточная освещенность рассматриваемого вопроса. Предприятие клубного типа, как новая форма организации бизнеса в РФ является очередной ступенью в развитии отрасли туризма. Для адаптации какого либо вида организационной структуры под предприятие клубного типа в сфере туризма необходимо выявить особенности различных видов структур и выбрать наиболее подходящую для данного предприятия. В связи с этим появилась потребность в проведении маркетингового исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: